Урок по учебному предмету «Трудовое обучение», 1 класс
Тема урока: Моделирование из геометрических фигур. Танграм
Цель: обучение приемам создания аппликации из геометрических фигур
Задачи: активизировать знания геометрических фигур и историю создания танграма; развивать зрительное восприятие формы и размера фигур; повторить правила техники безопасности с ножницами; воспитывать аккуратность и эстетический вкус.
Используемая технология: технология развития критического мышления
Оборудование:
Для учителя: мультимедийная презентация, образец аппликации, основа танграма, геометрические фигуры.
Для учащихся: цветной картон, игровой материал «Танграм», клей - карандаш, ножницы, основа танграма, салфетка.
Учебно-методическое обеспечение урока: учебное пособие «Працоўнае навучанне» (Журба А.Ф., Юрчанка Н.А., Адукацыя i выхаванне, 2010)
Ход урока
Организационно-мотивационный этап.
- Добрый день, мой первый класс! Очень рада видеть вас!(учитель)
Добрый день, добрый день мы прогоним сон и лень!(учащиеся)
- Добрый день, мои друзья, нам за знаньями пора!(учитель)
Будем мы учиться дружно, многое узнать нам нужно!(учащиеся)
Начинается урок трудового обучения. Проверим рабочие места. Слайд №1
-Какое ключевое слово уроков трудового обучения? ( ответы детей)
Т –
Р –
У –
Д –
- Подберите слова, которые связаны с уроками трудового обучения и начинаются на заданные буквы ( ответы детей)
Слайд №2
Подготовка к восприятию нового материала
Игра «Договори строчку»
- Прослушайте четверостишия, и доскажи недостающие слова.
1) А братишка мой, Серёжка,
Математик и чертёжник –
На столе у бабы Нюры
Чертит всякие …(фигуры).
2) Не овал я и не круг
Треугольнику я друг
Прямоугольнику я брат
И зовут меня ….(квадрат)
3) Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны.
Ну, пожалуй, и довольно!
Что ты видишь?..(треугольник)
4) Если взял бы я окружность,
С двух сторон немного сжал,
Отвечайте, дети, дружно –
Получил бы …(овал)
5) Если встали все квадраты
Не вершины под углом бы,
То бы видели ребята-
Не квадраты мы, а …(ромбы).
На доске вывешиваются картинки геометрических фигур.
Сообщение темы и цели урока.
- Ребята,а какие работы мы выполняли, используя геометрические фигуры?
-Тема нашего урока “Моделирование из геометрических фигур. Танграм”. Слайд №3
(Моделирование – построение форм из геометрических фигур.)
- Сегодня на уроке мы с вами будем учиться выполнять аппликацию, используя геометрические фигуры. Поиграем в игру «Танграм». Кто вспомнит, что такое аппликация?( ответы детей). Ребята, к аппликации мы вернёмся чуть позже, а сейчас обратите внимание на экран и вы узнаете, что такое танграм Слайд 4
- А вы хотите узнать историю возникновения этой игры? Слушайте. Слайд 5
Легенда о том, как три мудреца придумали танграм
Существуют различные легенды о появлении танграма. Вот одна из них…
Много лет тому назад у немолодого императора Китая родился долгожданный сын и наследник. Мальчик рос здоровым и сообразительным не по годам. Одно беспокоило старого императора: его сын, не хотел учиться. Мальчику доставляло большее удовольствие целый день забавляться игрушками.
Император призвал к себе трех мудрецов, и повелел им придумать игру, забавляясь которой, его сын постиг бы начала математики и научился смотреть на окружающий мир пристальными глазами художника и понял бы, что зачастую сложные вещи состоят из простых вещей.
Три мудреца придумали «Ши-Чао-Тю» — квадрат, разрезанный на семь частей.
В наше время танграмы изготавливают из различных материалов: дерево, пластик, ткань и др. Слайд 6 Цель этой игры заключается в том, чтобы научиться собирать из кусочков танграма силуэты людей, животных, птиц, предметов. Слайд 7 А вы хотели бы научиться собирать танграм? Какую цель поставим?(ответы детей)Но прежде, чем приступить к любой игре, что нам нужно знать? ( ответы детей) Правильно, правила игры. Слайд 8
Игра «Танграм»
Работа в парах (собрать фигуру в соответствии с образцом на доске). В это время один учащийся собирает фигуру на доске. (самооценка,взаимооценка)
Музыкальная физкультминутка
- Пришло время вернуться к аппликации. Анализ образца «Заяц»
Практическая работа
Работа с планом Слайд 9
Повторение правил техники безопасности с ножницами, клеем
Самостоятельная работа учащихся ( по желанию выполняют аппликацию по образцам предложенным в учебнике) В ходе работы проводится текущий инструктаж, позволяющий исправить ошибки учащихся.
Выставка выполненных работ на доске
Физкультминутка для глаз ( на экране «Снеговик»)
Оценка качества выполненной работы:
а) обобщение деятельности учащихся;
б) просмотр и анализ работ;
в) фиксирование внимания детей на ошибках и достоинствах аппликаций;
г) словесная оценка учениками и учителем.
Самооценка аккуратности выполненной работы.(Используются линеечки успеха ).
Беседа по теме урока
Составление синквейна ( работа в группах) Слайд 10
Танграм
Геометрическая, увлекательная
Играть, собирать, думать
В ней семь фигур.
Игра
V.Подведение итогов урока. Рефлексия
- Ребята, вы очень хорошо трудились, старались, соблюдали правила безопасного поведения во время работы. И мне интересно узнать ваше впечатление от урока (продолжи предложения). Слайд 11 У вас на партах лежат разноцветные бабочки. Если вам работать на уроке было интересно, прикрепите на свою работу – красную бабочку, если не очень – жёлтую бабочку, и если вам было совсем не интересно - синюю бабочку.
- Спасибо за работу! Слайд 12
VI . Уборка рабочих мест