«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок "Судьба человека"

Урок литературы по произведению М.Шолохова "Судьба человека"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Г.В.Мартыновских, преподаватель русского языка и литературы ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «САХАЛИНСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР №2»

Урок литературы.

Тема: М.А. Шолохов "Судьба человека". Судьба человека и судьба Родины.

Цель:

обучающие: дать представление о личности М.А. Шолохова и его произведениях;

ознакомить обучающихся с историей написания рассказа, дать некоторые биографические сведения о писателе, обучать вдумчивому чтению, умению анализировать произведение, выделять ключевые эпизоды;

развивающие: развивать навыки анализа текста, умение выбирать главное, обобщать;

воспитывающие: воспитывать уважение к подвигу солдата Великой Отечественной войны, к героическому прошлому своей страны; способствовать воспитанию духовного богатых людей, учить состраданию, любви к другим.


Наглядность: компьютерная презентация, текст рассказа в оригинале.

Жить жизнью народа, сострадать страданиям людей, радоваться их радостям, целиком войти в их заботы и нужды – вот тогда у писателя будет настоящая, волнующая сердце читателей книга.

М. А. Шолохов.


Ход урока

Вступительное слово преподавателя.

1. Преподаватель читает стихотворение поэта ХХ века Николая Матвеевича Грибачёва "Условия задачи"

Вставал вопрос в любые времена-

Что жизнь такое? Для чего она?

Сто мудрецов на то ответ искали

У звезд, богов, земли, воды, огня.

А что известно? То же, что вначале-

На старой тайне старая броня.

Так, может, надо подойти иначе

К известно не решаемой задаче

И суть в другом аспекте изложить-

Раз есть она, то как её прожить?

Действительно, во все времена человек спрашивал себя: " Что такое жизнь, что такое судьба, для чего я родился? Как прожить жизнь? Что такое судьба человека?" Наверное, такими вопросами задавался и известный писатель ХХ века М.А. Шолохов, такую проблему разрешал и в своих произведениях. И одно из них - рассказ "Судьба человека". Сегодня нам с вами предстоит поговорить о личности Шолохова и о его рассказе. Учащиеся записывают тему урока (на слайде)

Слайд 1

Слайд 2

Вся жизнь писателя - это великий подвиг. Шолохов принадлежит к числу тех писателей, которые видят для себя высшую честь и высшую свободу в ничем не стесняемой возможности служить своим пером народу. О своей самой сокровенной писательской цели он говорил так: «Я хотел бы, чтобы мои книги помогали людям стать лучше, чище душой, пробуждали любовь к человеку (стремление активно бороться за идеалы гуманизма и прогресса человечества). Если это удалось в какой-то мере, я счастлив».

Список званий и наград Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов - академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда. Он автор "Донских рассказов", рассказов "Нахаленок", "Судьба человека" и др., романов "Тихий Дон", "Поднятая целина", "Они сражались за Родину". Шолохов - лауреат Нобелевской премии (1965)

Что же можно ещё сказать об этом выдающемся человеке?

Показ презентации

«Родился в 1905 году, в семье служащего торгового предприятия, в одном из хуторов станицы Вешенской, бывшей Донской области» - сообщал о себе М. Шолохов в автобиографии. Там же, в ст. Вешенской, в 1984 году оборвалась жизнь писателя.

(слайд 3-4)

Между этими двумя датами — большая жизнь полная событий величественных и трагических. Балки, курганы, возвышенности, маленькие речки, прибрежные кусты. Шолоховская земля. А вот и дом писателя. Тихо вокруг...

Мать его была дочерью крепостного крестьянина, пришедшего на Дон с Черниговщины, а отец, выходец из Рязанской губернии сеял хлеб на арендованной казачьей земле, был приказчиком, управляющим паровой мельницы. С самого рождения на мальчике лежала своеобразная печать отчуждения: ведь его отец не был казаком, считался «иногородним», а сам он был незаконнорожденным. Родители узаконили свои отношения, когда Шолохов уже был подростком. Свои впечатления о горьком детстве писатель позже отразил в рассказе «Нахаленок».

(слайд 5)

Шолохову очень хотелось учиться, но ему удалось закончить всего четыре класса гимназии — сперва началась первая мировая, а затем гражданская война, и пятнадцатилетний подросток записался добровольцем в продовольственный отряд. Рассказывают, что однажды он попал в руки банды Махно, но атаман пожалел его по малолетству и отпустил на все четыре стороны. Об этих событиях потом будет написана небольшая повесть «Путь-дороженька». В своей автобиографии писатель вспоминал те годы: «Гонялся за бандами, властвовавшими на Дону до 1922 г. и банды гонялись за нами. Все шло как положено. Приходилось бывать в разных переплетах.»

(слайд 6)

В 1922 году, когда большевики окончательно взяли власть в свои руки, Шолохов приехал в Москву. Здесь он принимал участие в работе литературной группы «Молодая гвардия», а чтобы прокормиться, работал грузчиком, разнорабочим, делопроизводителем, каменщиком, счетоводом. В 1923 г. в газете «Юношеская правда» были напечатаны его первые фельетоны, а в 1924 г., в той же газете первый рассказ — «Родинка». Шолохов чувствовал, что ему не хватает образования, и поступил на рабфак, после чего собирался учиться в институте.

Летом 1924 года Шолохов вернулся в родную станицу, где почти безвыездно прожил всю оставшуюся жизнь. Вернувшись на родину, молодой писатель полностью отдается творчеству. В 1925 году в Москве вышел сборник фельетонов и рассказов писателя о гражданской войне под названием «Донские рассказы». (сообщение обучающегося о «Донских рассказах»)

(слайды 7, 8, 9,)

И с 1926 г. по 1940 г. Он работал над произведением о первой мировой войне, революции, гражданской войне, где воссоздал сложную историю жизни казака Григория Мелехова и давал характеристику событий первой мировой и гражданской войны на Дону.

Обобщение учителя. Да, действительно, интересная жизнь, интересная судьба. Это выдающийся человек, выдающийся писатель. Его книги, его героев знают во всём мире.

(слайд 10)

В 1934 году в печати появились первые главы романа «С потом и кровью». Издатели переименовали его в «Поднятую целину» в соответствии с цитатой из одной из сталинских речей о «громадном значении обработки целины». Сам Шолохов по поводу этого исправления пишет своему наставнику Е.Г. Левицкой: «На название до сих пор смотрю враждебно. Ну что за ужасное название ажник самого иногда мутит. Досадно.»

(слайд 11)

«Тихий Дон» охватил важнейшее десятилетие русской жизни (1912 – 1922); «Поднятая целина» (1932 – 1960) повествует о 1930 годе, о революционном переломе в жизни деревни: раскулачивание и коллективизация нашли отражение в романе.

(слайд 12)

В 1941 Присуждение Государственной премии первой степени за роман «Тихий Дон».

Полученную Сталинскую премию передаёт в фонд обороны.

1943-1944 Печатаются главы романа «Они сражались за родину»

Слайд 13

1960 Присуждена Ленинская премия за роман «Поднятая целина», передана на строительство новой школы в станице Каргинской. Слайд 14-15

Слайд 16

В течение последних 40 лет жизни Шолохов занимался общественной деятельностью и практически ничего нового не написал. Лишь в 1956 году появился рассказ «Судьба человека» и 1959-60гг.— вторая книга «Поднятой целины»

- Какие впечатления остались у вас от знакомства с личностью Шолохова?

Слайд 17

На сегодняшнем  уроке мы начнем работу над произведением, которое возвращает нас к одному из самых важных и трагических событий в истории нашей Родины – к Великой Отечественной войне. Незабываемый след в истории многих народов оставила Вторая мировая война. В душе каждого человека остались раны, которые были страшнее, чем рана от пули или снаряда. Мать не дождалась сына, жена – мужа, дети – отца. А как больно было вернувшемуся с войны бойцу увидеть вместо родного дома глубокую воронку от бомбы или пустой двор, в котором никто его не встречал, потому что все погибли… Каждой семьи коснулось черное крыло войны: кто-то был ранен, кто-то погиб, кто-то вернулся с покалеченной душой. Только беззаветная преданность и любовь к Отечеству позволила советскому народу победить в этой страшной войне. "Если вы действительно хотите понять, почему Советская Россия одержала великую победу во второй мировой войне, прочтите рассказ «Судьба человека»", – так писала одна английская газета.

Слайд 18-19

Рассказ «Судьба человека» был напечатан в новогоднем номере газеты «Правда» в 1957 году ( промежуток в 10 лет между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом А. Соколова. Небольшое по объёму произведение отличается колоссальной ёмкостью, оно воплотило часть жизни народа. Особенностью рассказа является стремление автора раскрыть трагедию советского народа в годы войны, показать бедствия и страдания, выпавшие на долю человека.


Композиция слайд 20

– Рассказ М. Шолохова о войне. Но мы практически не видим главного героя с оружием в руках, в обстановке боя.  У автора своеобразный подход к изображению войны. Чудовищной машине фашизма он противопоставляет не силу оружия, а нечто другое. Что же? Писатель исследует не саму войну, а возможности человеческого духа. Красив ли человек душой — вот что главное. В душе — один из источников победы. Анализируя характер героя, мы будем судить не по одному или двум его поступкам. Этот рассказ, как и роман, предполагает изучение и анализ всей жизни героя.

Плен. Исторический комментарий слайды 21-28

(сообщение обучающейся)

Эпизод в церкви

-Судьба избрала для Соколова самый горький вид испытаний - фашистский плен.

- Как Соколов попал в плен? (текст)

- Как ведёт себя герой? (В безмерно тяжких условиях он проявил недюжинное самообладание, высокое чувство собственного достоинства)

-В А. Соколове отразилась одна из лучших черт русского народа - всегдашняя и скорая готовность к защите Родины, понимание святой правоты борьбы народа против лютого врага. Для него противоестественна война, но если она началась, если враг напал на родную страну, то в такое время он не мыслит для себя иной доли, кроме солдатской службы.

-В каком эпизоде мы видим, что наш герой верен совести, чести и долгу русского солдата? (сцена убийства предателя, который хотел выдать немцам своего командира)

-Почему Соколов решается на побег? (целеустремлённый, мужественный человек, настоящий мужчина)

– Какие варианты человеческого поведения изображает Шолохов в этой сцене: солдат — христианин, Крыжнёв, взводный, доктор? (В эпизоде в церкви Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах.Разные персонажи здесь воплощают разные жизненные позиции.)

– Какая позиция ближе всего Соколову? (Только позиция доктора, «который и в плену и в потёмках своё великое дело делал», вызывает у Соколова искренне уважение и восхищение. В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу – это позиция самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления  своей жизни чужим герой не приемлет)

Эпизод поединка Андрея Соколова с лагерфюрером Мюллером (чтение отрывка)

Лагерфюрер– комендант лагеря

Несокрушимая нравственная сила, исключительное мужество, твердость духа помогли Соколову победить в начатой Мюллером игре. Давайте понаблюдаем за этой сценой и подумаем над вопросом: в чём символическое значение этого эпизода? (тест или рассказ, или фильм) (Сцена с комендантом Мюллером имеет символическое значение. Поведение Соколова олицетворяет несломленность духа русского народа, непобедимость его воли, его свободолюбивых устремлений. Русская нация стала непреодолимым препятствием на пути фашистов к желанной победе.)

- А о чём говорит тот момент, когда наш герой приносит изголодавшимся товарищам буханку хлеба и кусок сала? (Чувство товарищества заставляет его в критическую минуту забыть о себе и сделать всё возможное, чтобы помочь людям.Ведь стойкость, дух товарищества, преданность отечеству - эти качества издавна присущи были русскому солдату.)

 – Зачем Мюллеру понадобился перед казнью пленного ритуал с выпивкой? («Перед смертью выпей, русс Иван, за победу немецкого оружия»)
– В каком физическом состоянии находится герой? Почему он соглашается выпить, но отказывается от закуски? 
– Кто побеждает в моральном поединке двух врагов: Мюллера и Соколова? 
– Меняется ли отношение фашистов к пленному? (Диалог с Мюллером — это не вооружённая схватка двух врагов, а психологический поединок, из которого Соколов выходит победителем, что вынужден признать и сам Мюллер)
– Разговор в комендантской происходит в момент Сталинградской битвы. Есть ли, на ваш взгляд, связь между этой битвой, событием всемирно – исторического масштаба, и частным эпизодом из жизни отдельного героя? (Комендант лагеря хотел повторение Сталинграда, он получил его в полной мере.Победа советских войск на Волге и победа Соколова — события одного порядка, так как победа над фашизмом – это, прежде всего, победа нравственная.)
– В каких словах выражен взгляд Соколова на долг человека, мужчины, солдата? (Готовность выстоять, “выдюжить”, сохраняя человеческое достоинство становиться жизненным кредо Соколова «На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вытерпеть, все снести, если к этому нужда позвала»)

Назовите ассоциации, которые вызывает у вас слово «война» (ужас, боль, смерть, страх, кровь, сражение, танки, взрывы, бомбёжка и т. д.)

Все это пришлось пережить нашему народу, такая у него была судьба. Объясните, как вы понимаете значение слова «судьба» (то, что произойдет в будущем)

Слайд 29

Словарная работа:

Судьба – 1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств; 2. Доля, участь; 3. История существования кого – чего - нибудь; 4. Будущее, то, что случится (Словарь С.И. Ожегова).

– В каком значении это слово употреблено в названии рассказа? (В названии рассказа слово судьба употреблено в нескольких лексических значениях. Можно рассматривать его и как историю Андрея Соколова, и его участь, и стечение обстоятельств)
– Тогда чем же жив человек с точки зрения Шолохова? Что он может противопоставить судьбе? (Любовь, доброту, человеческое достоинство)
– Если вы воспитали в себе человеческое достоинство, оно поможет вам в любых ситуациях сохранить человека. 

рефлексия

- Продолжите фразу: «Познакомившись с историей Андрея Соколова, я понял(а), что…)


Итог урока:

- Чем поучительна для вас история А.Соколова? (беспредельный патриотизм, несгибаемая стойкость и мужественное терпение, великодушие, способность к самопожертвованию, защита смысла и правды человеческого существования)


Слайд 31

Д/з 1. Прочитать рассказ Шолохова «Судьба человека» и письменно ответить на вопрос:

- Как вы думаете, почему Шолохов, рассказывая о судьбе русского солдата Соколова, назвал своё произведение "Судьба человека", а не "Судьба солдата"?



Использованные материалы:

  • Недобега Наталья Ивановна, учитель русского языка ГБС(К)ОУ общеобразовательная школа – интернат №7 станицы Казанской Краснодарского края

  • Печказова Светлана Петровна, учитель литературы МОУ «Многопрофильный лицей №1»

Чамзинского муниципального района Республики Мордовия

  • Лахина Юлия Петровна, учитель русского языка и литературы МОУ Подгоренской СОШ №1
    Подгоренского муниципального района Воронежской области

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее