В гостях у фоносемантики
Урок словесности в 6-м классе
И Г.Шенгели, и А.Пешковский, и А.Финкель намеренно ограничивали свое внимание констатацией необычных концентраций звуков и их композиционного использования. Но существует давняя традиция непосредственной увязки звучания с некоторыми эмоциональными представлениями. Эти связи оказались далеко не прямыми, но они существуют, и их сегодня изучает фоносемантика.
Подробный разговор о ней впереди, а пока знакомим вас с предлагаемым уроком.
Цель урока. Продолжить знакомство с фонетическими возможностями языка, научить элементарному анализу поэтического текста.
Оборудование. Акварельные краски, альбомные листы.
ХОД УРОКА
Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилией, а не репей или карагач? Действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе?
У слова есть значение – это ясно. Но только ли слова имеют определенный смысл? Есть ли какой-нибудь смысл в звуках? Почему нежный цветок-недотрога мимоза назван нежными звуками, а злой старик неблагозвучным словом хрыч? Тоже случай? Возможно. А может быть, здесь проявляются какие-то неизвестные нам свойства звуков речи?
На все эти вопросы мы и попытаемся сегодня получить ответы, а поможет нам наука фоносемантика, о которой рассказал А.П. Журавлев в книге «Звук и смысл» (М.: Просвещение, 1981).
В науке совершено немало открытий, но, может быть, самое удивительное сделали ученые, проведя следующий эксперимент. Они написали на доске все гласные буквы и попросили их окрасить в разные цвета (красный, желтый, зеленый и т.д.). Результаты просто ошеломили! Оказывается, почти все распределили все цвета так:
а – густо-красный;
я – ярко-красный;
о – желтый;
е – зеленый;
и – синий;
у – темно-синий;
ы – черный.
Эта интересная особенность звуков и звукосочетаний должна была проявиться в поэзии.
Например, Есенин пишет стихотворение:
Выткался на озере алый цвет зари.
На бору со звонами плачут глухари.
Выпишем из него все гласные, подсчитаем количество каждого из гласных:
а – 8 (красный);
о – 4 (желтый) и т.д.
Оказывается, подбор гласных точно соответствует цветовой картине, нарисованной в этом стихотворении: темно-синее вечернее небо, подсвеченное угасающим красным.
А теперь займемся своим исследованием. Попробуем определить цветовой рисунок и его соответствие содержанию стихотворения «Тараканище» вашего любимого писателя – К.И. Чуковского.
Работа идет в группах. Каждая группа должна:
1. Прочитать отрывок.
2. Выписать гласные звуки.
3. Определить их количество, цвет.
4. Нарисовать «цветовой» рисунок.
5. Раскрыть роль согласных звуков.
Карточка 1
Ехали медведи
На велосипеде.
А за ними кот
Задом наперед.
А за ним комарики
На воздушном шарике.
.................. . . . . . . . . . .
Едут и смеются,
Пряники жуют.
Карточка 2
Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!
Карточка 3
Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому
(Чтоб ему провалиться проклятому!).
Карточка 4
Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Взял и клюнул Таракана –
Вот и нету великана.
Через 10 минут группы отчитываются. Читают выразительно отрывок, раскрывают роль согласных звуков, показывают цветовой рисунок.
Вывод, к которому должны прийти дети, заключается в следующем.
Содержание 1-го отрывка – веселое, радостное, в нем преобладают красный, желтый, зеленый цвет.
Во 2-м отрывке картина резко меняется: его содержательность определяется теперь звуками иного типа – сколько здесь шипящих, свистящих, твердых согласных, а среди гласных – так и мелькают у, ы. Синий и черный цвета становятся доминирующими.
В 4-м отрывке яркие цвета вновь возвращаются.
И это не случайность! Это рука мастера. Это творение таланта.
В качестве домашнего задания можно предложить «цветовые» рисунки по стихам А.Барто «Игрушки».