«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок словесности в 6-м классе на тему: "В гостях у фоносемантики"

И Г.Шенгели, и А.Пешковский, и А.Финкель намеренно ограничивали свое внимание констатацией необычных концентраций звуков и их композиционного использования. Но существует давняя традиция непосредственной увязки звучания с некоторыми эмоциональными представлениями. Эти связи оказались далеко не прямыми, но они существуют, и их сегодня изучает фоносемантика. Подробный разговор о ней впереди, а пока знакомим вас с предлагаемым уроком.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

В гостях у фоносемантики

Урок словесности в 6-м классе

И Г.Шенгели, и А.Пешковский, и А.Финкель намеренно ограничивали свое внимание констатацией необычных концентраций звуков и их композиционного использования. Но существует давняя традиция непосредственной увязки звучания с некоторыми эмоциональными представлениями. Эти связи оказались далеко не прямыми, но они существуют, и их сегодня изучает фоносемантика. 
Подробный разговор о ней впереди, а пока знакомим вас с предлагаемым уроком.

Цель урока. Продолжить знакомство с фонетическими возможностями языка, научить элементарному анализу поэтического текста.

Оборудование. Акварельные краски, альбомные листы.

ХОД УРОКА

Вы никогда не задумывались над тем, почему лилию называют именно лилией, а не репей или карагач? Действительно, почему? Случайно ли каждое слово звучит так, а не иначе?

У слова есть значение – это ясно. Но только ли слова имеют определенный смысл? Есть ли какой-нибудь смысл в звуках? Почему нежный цветок-недотрога мимоза назван нежными звуками, а злой старик неблагозвучным словом хрыч? Тоже случай? Возможно. А может быть, здесь проявляются какие-то неизвестные нам свойства звуков речи?

На все эти вопросы мы и попытаемся сегодня получить ответы, а поможет нам наука фоносемантика, о которой рассказал А.П. Журавлев в книге «Звук и смысл» (М.: Просвещение, 1981).

В науке совершено немало открытий, но, может быть, самое удивительное сделали ученые, проведя следующий эксперимент. Они написали на доске все гласные буквы и попросили их окрасить в разные цвета (красный, желтый, зеленый и т.д.). Результаты просто ошеломили! Оказывается, почти все распределили все цвета так:

а – густо-красный;
я – ярко-красный;
о – желтый;
е – зеленый;
и – синий;
у – темно-синий;
ы – черный.

Эта интересная особенность звуков и звукосочетаний должна была проявиться в поэзии.

Например, Есенин пишет стихотворение:

Выткался на озере алый цвет зари.
На бору со звонами плачут глухари.

Выпишем из него все гласные, подсчитаем количество каждого из гласных:

а – 8 (красный);
о – 4 (желтый) и т.д.

Оказывается, подбор гласных точно соответствует цветовой картине, нарисованной в этом стихотворении: темно-синее вечернее небо, подсвеченное угасающим красным.

А теперь займемся своим исследованием. Попробуем определить цветовой рисунок и его соответствие содержанию стихотворения «Тараканище» вашего любимого писателя – К.И. Чуковского.

Работа идет в группах. Каждая группа должна:

1. Прочитать отрывок.
2. Выписать гласные звуки.
3. Определить их количество, цвет.
4. Нарисовать «цветовой» рисунок.
5. Раскрыть роль согласных звуков.

Карточка 1

Ехали медведи 
На велосипеде.

А за ними кот
Задом наперед.

А за ним комарики
На воздушном шарике.

.................. . . . . . . . . . .

Едут и смеются,
Пряники жуют.

Карточка 2

Вдруг из подворотни
Страшный великан,
Рыжий и усатый
Та-ра-кан!
Таракан, Таракан, Тараканище!

Карточка 3

Вот и стал Таракан победителем,
И лесов и полей повелителем.
Покорилися звери усатому
(Чтоб ему провалиться проклятому!).

Карточка 4

Только вдруг из-за кусточка,
Из-за синего лесочка,
Из далеких из полей
Прилетает Воробей.

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .

Взял и клюнул Таракана – 
Вот и нету великана.

Через 10 минут группы отчитываются. Читают выразительно отрывок, раскрывают роль согласных звуков, показывают цветовой рисунок.

Вывод, к которому должны прийти дети, заключается в следующем.

Содержание 1-го отрывка – веселое, радостное, в нем преобладают красный, желтый, зеленый цвет.

Во 2-м отрывке картина резко меняется: его содержательность определяется теперь звуками иного типа – сколько здесь шипящих, свистящих, твердых согласных, а среди гласных – так и мелькают у, ы. Синий и черный цвета становятся доминирующими.

В 4-м отрывке яркие цвета вновь возвращаются.

И это не случайность! Это рука мастера. Это творение таланта.

В качестве домашнего задания можно предложить «цветовые» рисунки по стихам А.Барто «Игрушки».



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее