Урок самопознания: "Ты раскрой мне, природа, обьятья

Урок про охрану окружающей среды,организации, которые занимаются охраной окружающей среды и людей, которые занимаются охраной окружающей среды.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

План урока самопознания


Школа: СШ№2

Дата:

Урок №25

Раздел IV МИР ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Тема: «ТЫ РАСКРОЙ МНЕ, ПРИРОДА, ОБЪЯТЬЯ...»

Ценность: Ненасилие

Качества: Ответственность, милосердие, миролюбие.

Педагог: Гончаренко М.В.

Класс: 9


Цель: содействие расширению ценностного миро­восприятия учащихся, осознанию ими взаимосвязи человека и природы через ценность ненасилие.

Задачи:

  • раскрыть значение ценностного отношения человека к природе;

  • раскрыть значение таких качеств в отношении к природе как милосердие, миролюбие.

  • воспитывать ценностное, толерантное отношение к природе, ответственность за свои поступки.


Ресурсы

Аудиозапись приятной мелодии для позитивного настроя, презентация, видеосюжет, клип для творческой работы, песня

Ход урока:


Позитивный настрой.

Концентрация на свет. Учитель: Посмотрите, пожалуйста, за окно. Вы видите сегодня, как яркое радостное солнышко улыбается нам всем и несет со своими лучами тепло, радость и благополучие. Возьмите этот лучик и поместите у себя в голове. А теперь закройте глаза и представьте, что этот лучик у вас в голове светит все ярче и ярче, охватывая все ваше тело. Он проникает вам внутрь, освещает ваши руки и ноги и вас всего. Теперь представьте, что этот яркий солнечный луч, исходящий из вашей головы увеличивается, расширяется и выходит за пределы вашего тела. И вот уже ваши лучи доброты и тепла согрели вашего соседа по парте, на соседнем ряду и весь класс. А теперь мысленно перенесите ваш теплый, радостный луч к себе в сердце. В течение всего дня он будет вас согревать и создавать хорошее настроение. Теперь можно открыть глаза и вернуться к нашему уроку.


Орг.момент.

У себя на столах вы видите группу слов, нам с вами необходимо из них выбрать те, которые не подходят к ним по смыслу:

Животные, здания, офисы, дома, корпусы, павильоны.

Растения, железные дороги, самолеты, корабли, автомобили, трамваи.

Горы, скульптуры, книги, картины, фотографии,

Моря, театральные постановки, кинематограф, мультипликация, танцы, балет.

Поместите, пожалуйста, на доску слова, которые не подходят к общей группе: это животные, растения, горы, моря. Все эти понятия можно обьединить одним словом..... природа.


И тема нашего сегодняшнего урока будет:

«Ты открой мне, природа, обьятья».


Беседа

  1. Понимает ли современный человек природу? В чем это проявляется?

  2. Каково современное состояние природы? Как чело­век относится к ней?

  3. Можно ли утверждать, что развитие цивилизации пагубно влияет на природу? Почему?

  4. Возможно ли восстановить и сохранить добрые отношения человека с природой? Как?

  5. Каково, на ваш взгляд, будущее природы?

Комментируя ответы учащихся, нужно пояснить, что выхлопные газы автомобилей, расчистка территории для возделывания новых дорог и строительства жилых массивов влияют на состояние окружающей среды, истощая ее ресурсы. Человечеству, совершенствуя свой быт, нужно думать, не пострадает ли природа данной местности, и продумать возможности сохранения естественных условий для птиц, животных и растений. Так будет обозначена проблема урока.


2.Проверка домашнего задания

Зачитайте, как поясняется слово природа в словарях.

Толковый словарь Ожегова:

1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. Живая п. 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы.

3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.).

4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания. * По природе — по характеру, по натуре. По природе он добр.

Толковый словарь Даля:

  1. естество, все вещественное, вселенная, все мирозданье, все зримое, подлежащее пяти чувствам; но более наш мир, земля, со всем созданным на ней; противополагается Создателю.

  2. Все земное, плотское, телесное, гнетущее, вещественное, противопол. духовность. Природа в человеке манит и блазнит его, а Дух призывает и высит.

  3. Все природные или естественные произведенья на земле, три царства (или, с человеком, четыре), в первобытном виде своем, противопол. искусство, дело рук человеческих.

  4. Врожденные свойства, прирожденные качества, естественное состоянье, стремленье или наклонности. Все животные семейства кошек, по природе своей, кровожадны. Привычка вторая природа. Относя природу к личности, говорят: он от природы зол, добр, глуп, горбат, слеп, хром

Анализ хода урока

  1. Позитивное высказывание (цитата)(7 мин)

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.»

Махатма Ганди


Индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия оказала влияние на движения сторонников мирных перемен.

Беседа:

  1. Что хотел сказать Махатма Ганди словами: «мир…может удовлетворить нужды любого человека…»?

  2. На какие мысли наводит вторая часть цитаты: «…мир…слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность»?


  1. Рассказывание истории (беседа).

Ролик: Экологические проблемы окружающей среды».


Беседа:

  1. Какие экологические проблемы существуют в мире? (загрязнение воды, воздуха- выхлопные газы, земли, вымирающие животные, вырубка лесов…)

  2. Что делается в мире, чтобы предотвратить экологическую катастрофу? (создаются организации по защите природы, послы доброй воли проводят благотворительные акции, оказывают материальную помощь).


Показ презентаций:

  1. Экологические организации мира;

  2. Мировые звезды в защиту окружающей среды.


Ролик: «Девочка, заставившая замолчать весь мир».


Беседа:

  1. Какие требования выдвинула Секверн Сузуки на конференции?

  2. Какие примеры неправильных поступков людей девочка привела?

  3. Что можно сделать, чтобы сохранить природу?



Резюме: Окружающий мир и все его природные богатства нещадно эксплуатируются людьми. И если человечество не задумается об этом, то непременно последует экологическая катастрофа. Но уже сегодня создаются и функционируют много лет организации, общества, сайты, блоги по защите природы и ее богатств.



5.Творческая деятельность, групповая работа.(15мин)

Задание

Класс делится на 4 творческие группы.

Каждая группа получает свое задание.


  1. 1 группа: написать эссе - обращение к человечеству: «Несколько слов в защиту окружающей среды».

  2. 2 группа: сделать коллаж о защите природы.

  3. 3 группа: подготовить выступление агитбригад в защиту природы.

  4. 4 группа: подготовить проект по охране окружающей среды.


Защита своих работ от каждой группы.



Групповое пение. (2 мин.)

«Наш дом земля»

(муз. и сл. El Ray)

1. Я рисую пальцем на окне
Мир, в котором есть любовь и греет солнце.
Я верю в него,
Но он так далеко,
В душе глубоко
Я рисую его.

Бридж: (2 раза)
Любовь дари, добро твори 
И мир тебя коснется,
Запомни друг еще не раз 
Добро к тебе вернется. 

Припев:
Наш дом земля, голубая планета где ты и я,
Родней тебя и лучше нет во вселенной для меня.
Наш дом земля, голубая планета где ты и я 
Родней тебя и лучше нет во вселенной
Моя земля.


2. Я рисую мир где нет проблем,
Где птица счастья синяя с небес несет улыбку.
Я счастлива в нем,
Там нет боли и зла,
Нарисую свой мир,
Нарисую сама.

Припев.


  1. Домашнее задание.(1мин)

Если бы вы организовали фонд по защите окружающей среды, какую бы вы подобрали для себя эмблему.

Сформулируйте вариант своего девиза, который бы вы выписали на ней и что бы вы изобразили. Это может быть:

  • какое-нибудь изречение;

  • стихотворение;

  • песня;

-рекламное объявление.



  1. Заключительная минута тишины.(1 мин)

Учитель:

Подведем итоги урока. Упражнение Кевор гексагон

У вас на партах лежат шестиугольники. Каждый берет по 3 шестиугольника и записывает на них ключевые слова, связанные с темой урока.

Если бы тема урока была автомобиль, то я бы взяла слова:

Скорость, комфорт, защита экологии.

Вы подбираете слова по теме природа.


Когда б чинарой я родился, Я б ветви-руки распушил. В тени бы стар и мал укрылся, я б всех от зноя защитил.

Когда б густыми облаками Я над землей своей парил, Я б, проливаясь над полями, Озера с реками поил.

Когда бы был я ночью темной, Не стал бы прятать солнце я, -Под лаской солнца упоенно Меня б восславили друзья.

Когда лучом я был бы ясным, Я б всю Вселенную прошел, Я б сделал темное прекрасным, Свет звезд в туманностях нашел.

Когда я мог бы стать весною, Я б пел журчанием ручья, И цвел цветущею землею, И рос, и зрел бы - тоже я!

А если стал бы океаном, То я б не к каждой речке льнул, А если б лесом, - без обмана Я б людям ветви протянул.

Когда бы богом я родился, На землю б опустился я И властелином обратился, Чтоб сделать рай из бытия.

И бог, и дождь над речкой синей, И океан, и лунный брег-Все я. И нет меня счастливей, Поскольку я есть Человек!


В этом стихотворении образно передана мысль о том, быть человеком - это понять свое родство с природой.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее