План урока самопознания
Школа: СШ№2
Дата:
Урок №25
Раздел IV МИР ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
Тема: «ТЫ РАСКРОЙ МНЕ, ПРИРОДА, ОБЪЯТЬЯ...»
Ценность: Ненасилие
Качества: Ответственность, милосердие, миролюбие.
Педагог: Гончаренко М.В.
Класс: 9
Цель: содействие расширению ценностного мировосприятия учащихся, осознанию ими взаимосвязи человека и природы через ценность ненасилие. Задачи:
| Ресурсы Аудиозапись приятной мелодии для позитивного настроя, презентация, видеосюжет, клип для творческой работы, песня |
Ход урока:
Позитивный настрой. Концентрация на свет. Учитель: Посмотрите, пожалуйста, за окно. Вы видите сегодня, как яркое радостное солнышко улыбается нам всем и несет со своими лучами тепло, радость и благополучие. Возьмите этот лучик и поместите у себя в голове. А теперь закройте глаза и представьте, что этот лучик у вас в голове светит все ярче и ярче, охватывая все ваше тело. Он проникает вам внутрь, освещает ваши руки и ноги и вас всего. Теперь представьте, что этот яркий солнечный луч, исходящий из вашей головы увеличивается, расширяется и выходит за пределы вашего тела. И вот уже ваши лучи доброты и тепла согрели вашего соседа по парте, на соседнем ряду и весь класс. А теперь мысленно перенесите ваш теплый, радостный луч к себе в сердце. В течение всего дня он будет вас согревать и создавать хорошее настроение. Теперь можно открыть глаза и вернуться к нашему уроку.
Орг.момент. У себя на столах вы видите группу слов, нам с вами необходимо из них выбрать те, которые не подходят к ним по смыслу: Животные, здания, офисы, дома, корпусы, павильоны. Растения, железные дороги, самолеты, корабли, автомобили, трамваи. Горы, скульптуры, книги, картины, фотографии, Моря, театральные постановки, кинематограф, мультипликация, танцы, балет. Поместите, пожалуйста, на доску слова, которые не подходят к общей группе: это животные, растения, горы, моря. Все эти понятия можно обьединить одним словом..... природа.
И тема нашего сегодняшнего урока будет: «Ты открой мне, природа, обьятья».
Беседа
Комментируя ответы учащихся, нужно пояснить, что выхлопные газы автомобилей, расчистка территории для возделывания новых дорог и строительства жилых массивов влияют на состояние окружающей среды, истощая ее ресурсы. Человечеству, совершенствуя свой быт, нужно думать, не пострадает ли природа данной местности, и продумать возможности сохранения естественных условий для птиц, животных и растений. Так будет обозначена проблема урока.
2.Проверка домашнего задания Зачитайте, как поясняется слово природа в словарях. Толковый словарь Ожегова: 1. Всё существующее во Вселенной, органический и неорганический мир. Мёртвая п. Живая п. 2. Весь неорганический и органический мир в его противопоставлении человеку. Охрана природы. Взаимоотношения человека и природы. 3. Места вне городов (поля, леса, горы, водные пространства). Любоваться природой. На лоне природы. Выезжать на природу (прост.). 4. перен., чего. Основное свойство, сущность (книжн.). П. социальных отношений. Вирусная п. заболевания. * По природе — по характеру, по натуре. По природе он добр. Толковый словарь Даля:
| Анализ хода урока |
«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность.» Махатма Ганди Индийский политический и общественный деятель, один из руководителей и идеологов движения за независимость Индии от Великобритании. Его философия ненасилия оказала влияние на движения сторонников мирных перемен. Беседа:
|
|
Ролик: Экологические проблемы окружающей среды».
Беседа:
Показ презентаций:
Ролик: «Девочка, заставившая замолчать весь мир».
Беседа:
Резюме: Окружающий мир и все его природные богатства нещадно эксплуатируются людьми. И если человечество не задумается об этом, то непременно последует экологическая катастрофа. Но уже сегодня создаются и функционируют много лет организации, общества, сайты, блоги по защите природы и ее богатств.
|
|
5.Творческая деятельность, групповая работа.(15мин) Задание Класс делится на 4 творческие группы. Каждая группа получает свое задание.
Защита своих работ от каждой группы.
|
|
Групповое пение. (2 мин.) «Наш дом земля» (муз. и сл. El Ray)
2. Я рисую мир где нет проблем, |
|
Если бы вы организовали фонд по защите окружающей среды, какую бы вы подобрали для себя эмблему. Сформулируйте вариант своего девиза, который бы вы выписали на ней и что бы вы изобразили. Это может быть:
-рекламное объявление.
|
|
Учитель: Подведем итоги урока. Упражнение Кевор гексагон У вас на партах лежат шестиугольники. Каждый берет по 3 шестиугольника и записывает на них ключевые слова, связанные с темой урока. Если бы тема урока была автомобиль, то я бы взяла слова: Скорость, комфорт, защита экологии. Вы подбираете слова по теме природа. Когда б чинарой я родился, Я б ветви-руки распушил. В тени бы стар и мал укрылся, я б всех от зноя защитил. Когда б густыми облаками Я над землей своей парил, Я б, проливаясь над полями, Озера с реками поил. Когда бы был я ночью темной, Не стал бы прятать солнце я, -Под лаской солнца упоенно Меня б восславили друзья. Когда лучом я был бы ясным, Я б всю Вселенную прошел, Я б сделал темное прекрасным, Свет звезд в туманностях нашел. Когда я мог бы стать весною, Я б пел журчанием ручья, И цвел цветущею землею, И рос, и зрел бы - тоже я! А если стал бы океаном, То я б не к каждой речке льнул, А если б лесом, - без обмана Я б людям ветви протянул. Когда бы богом я родился, На землю б опустился я И властелином обратился, Чтоб сделать рай из бытия. И бог, и дождь над речкой синей, И океан, и лунный брег-Все я. И нет меня счастливей, Поскольку я есть Человек!
В этом стихотворении образно передана мысль о том, быть человеком - это понять свое родство с природой.
|
|