«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 9 классе по теме "СПП: строение, значение, использование в речи"

Урок русского языка в 9 классе по теме "СПП: строение, значение, использование в речи"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Класс: 9

Предмет: русский язык

Учитель: Тулегенова Г.Б.

Тема: «Сложноподчинённые предложения. (Строение, значение, использование в речи)»

Цель урока:

  • совершенствовать умения и навыки, приобретенные в процессе работы над СПП, применять их на практике;

  • использовать СПП в речи;

  • воспитывать любовь к родному краю, городу.


Ход урока

1.Оргмомент. Постановка цели.

- На сегодняшнем уроке вы должны совершенствовать умения и навыки, приобретенные в процессе работы над сложноподчинёнными предложениями, применять их на практике и использовать сложноподчинённые предложения в речи.


2. Стратегия «Мозговой штурм»

-Что изучает раздел Синтаксис?

-Что такое словосочетание?

-Какие способы связи словосочетаний вы знаете? Расскажите о них.

- Какие бывают предложения?

-Чем отличается простое предложение от сложного?

-На какие группы делится сложное предложение? Расскажите о них.

-Назовите виды союзов в ССП?

- Чем отличается СПП от других предложений? (Есть главное и придаточное).

- Вспомните, опираясь на таблицу, основные виды придаточных предложений. (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные). Презентация


3. Обращение к эпиграфу.

- Ребята, на доске записаны слова поэта В. Семенова. Давайте их прочтем.

- Как вы понимаете эти слова? (О любви к родному краю)


Люблю я заполярный край

За крайности

И за бескрайности.

За то, что чувство это вкралось,

Другого чувства не украв…

В. Семенов.

- Есть ли СПП в эпиграфе? Найдите придаточную часть, определите вид.

- Северный край настолько притягивает, что люди, однажды побывавшие здесь, не могут остаться равнодушными к его природе.

4. Основная часть.

- Ребята, начнем нашу работу.

1) На доске записаны три предложения. Найдите среди них СПП, запишите, обоснуйте правильность своего выбора. (СПП, главное и придаточное времени, вопрос «когда?», союз когда).

1. Подул ветер, и в танце закружились снежинки.

2. Подул ветер и в танце закружил снежинки.

3.( Когда подул ветер), [в танце закружились снежинки]. (когда),[ ].

(Ученик объясняет у доски последовательность работы).

2) - А теперь давайте усложним задание. На доске записаны предложения. Прочтите их. Какие это предложения? (простые) Из этих двух простых предложений сконструируйте СПП. Определите вид придаточного. Прочтите.


Показалось долгожданное солнце.

Закончилась полярная ночь.


Причины: 1. Показалось долгожданное солнце, потому что закончилась полярная ночь.

Условия: 2. Если показалось долгожданное солнце, закончилась полярная ночь.

Времени: 3. Когда показалось долгожданное солнце, закончилась полярная ночь.


3) – Выполним ещё более сложное задание. Прочтите предложение.

Прекрасен северный край, и любовь к родному Заполярью живет в наших сердцах.

- Какое это предложение? (ССП).

- Докажите (Обе части равноправны).

- Перестройте ССП в СПП используя различные виды придаточных.

1. Если любовь к родному Заполярью в наших сердцах, прекрасен нащ край.(условия)

2. Любовь к родному Заполярью живет в наших сердцах.

4) - Произвести синтаксический разбор предложений.

  1. Русский Север, в состав которого входит и Кольская земля, занимает место в истории русской культуры. (СПП определительные)

  2. Когда мы ночевали в лесу, холодный родничок возле нашего костра журчал нам о благодатной южной стране. (СПП обстоятельственные, время)

  3. Если бы я знал все последствия, не полез бы в воду.(СПП обстоятельственные, условие)

  4. Всё-таки мне кажется, что вы не имеете право так поступать (СПП изъяснительные)


5) Работа по учебнику. Упражнение 213, стр.98 (зеленые, голубые)

Упражнение 208, стр.96 (1-4 оранжевые, 5-8 желтые)

Упражнение 221, стр.100 (красные)


5. Творческая работа.

Написать мини-сочинение на тему: За что я люблю свой город?, используя СПП.

Чтение работ учащихся. Оценивание


6. Итоги урока

- На сегодняшнем уроке вы показали хорошие знания по СПП. Быстро находили СПП и доказывали правильность своего выбора, хорошо заменяли ССП на СПП. Хорошо справились с творческой работой, удачно используя в ней СПП.


Оценки за урок.

8. Домашнее задание.

Выписать из пейзажной лирики А.С. Пушкина пять СПП с разными видами придаточных.

1) Мне рассказывали, что рыбы и птицы там непочатый край, что люди там живут охотой на диких оленей, куниц, медведей.


2) Переход от Кандалакши до Колы, который мне придется совершить, довольно длинный.


3) Мне кажется, что я превратился в мальчугана, который убежал в неведомую страну.


4) Я знаю, что озеро Имандра высоко над землей, что все здесь прозрачно и чисто.


5) Между горами у ручья выросло несколько кривых березок, под которыми растет множество лиловых колокольчиков.


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее