«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 8 классе «Однородные и неоднородные определения»

Цель урока: создать условия для формирования лингвистической и языковой компетенций учащихся через освоение знаний об однородных и неоднородных определениях; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их, что будет способствовать воспитанию у учащихся сознательного отношения к языку как к духовной ценности.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 8 классе

«Однородные и неоднородные определения»

Цель урока: создать условия для формирования лингвистической и языковой компетенций учащихся через освоение знаний об однородных и неоднородных определениях; формирование умения различать однородные и неоднородные определения и пунктуационно правильно оформлять их, что будет способствовать воспитанию у учащихся сознательного отношения к языку как к духовной ценности.



Ход урока:

I.Организационный момент

II. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.

В течение нескольких уроков мы изучаем тему «Однородные члены предложения и знаки препинания при них». Давайте повторим, обобщим ваши знания о признаках однородных членов предложения и знаках препинания при них.


  1. Синтаксическая пятиминутка (Нужно найти ОЧ, расставить знаки препинания, построить схему)

  1. Деревья травы летом сочные и свежие.

  2. Бор шумит устало глухо.

  3. Осенней свежестью листвою плодами благоухает сад.

2) Индивидуальная работа у доски. Выполнить синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения:

По сторонам тропы высокой и крутой стеной стоял алый шиповник. (однородные определения)

III. Стадия «Вызов».

Короткие тусклые деньки поздней осени. Хмурое, мглистое, низкое небо.

Хмурый осенний пейзаж.

– Скажите, у вас не возникли какие– то вопросы? Чем похожи и чем отличаются эти предложения? Постановка перед учащимися учебной проблемы - решить, почему во втором предложении поставлена запятая между определениями, а в первом и третьем – нет.

Учитель: А каким членом предложения являются эти слова? А однородные ли эти определения?

– Итак, ребята, мы пришли к двум вопросам, на которые мы и должны сегодня ответить.

А чтобы ответить на эти вопросы, необходимо вспомнить признаки, по которым мы определяли однородность членов предложения. (слайд )

(Учащиеся называют эти признаки):

  1. Однородные члены отвечают на один и тот же вопрос.

  2. Однородные члены относятся к одному и тому же слову.

  3. Связаны сочинительной связью, равноправны, между однородными членами можно поставить союз и.

  4. Однородные члены перечисляются.

  5. Однородные члены разделяются запятой.

Проверьте по всем признакам, являются ли определения в данных предложениях однородными.

- Как бы вы их назвали? (Дети придумывают свои названия, одним из которых может быть и “неоднородные определения”).

- Как эти предложения могут быть связаны с темой сегодняшнего урока? Сформулируйте тему урока. Запишите в тетради тему урока. Поставьте перед собой цели.

  • научиться отличать однородные определения от неоднородных определений;

  • научиться расставлять знаки препинания в предложениях с однородными и неоднородными определениями;

- Ваши предположения, какие определения называются неоднородными?

- Почему одни слова одного рода, а другие – не одного рода?

1. Работа со словарём. Определение слова «род». Словарь С.И. Ожегова. (опережающее задание).

IV. Чтение правила.

А) Правильно ли мы вывели понятие однородности и неоднородности?

Читаем параграф учебника.

Б) СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА НА ДОСКЕ учителем
















V. Физминутка для глаз. 

VI. Закрепление изученного.


1. Работа в парах.

Найти признаки однородных и неоднородных определений (работа в парах). На отдельных листах предложения без знаков препинания. Задание: найти однородные и неоднородные определения и расставить знаки препинания.

Задание для 1 пары:

Река уходила торжественным поворотом в золотые, синие от осени леса. (К. Паустовский.)

У девушки была длинная черная коса на спине. (И. Бунин.)


Задание для 2 пары:

И вдруг я увидел длинный скалистый берег и пустые зеленые равнины. (И. Гончаров.)

Для поделки понадобились белые, красные, синие листы бумаги.

Задание для 3 пары:

Наконец-то дождались первого легкого морозца.

На ней было длинное шелковое платье цвета луковой шелухи. (И. Бунин.)


Задание для 4 пары:

В вазе стояли крупные красные душистые цветы.

В морозные зимние дни продолжается скрытая жизнь в лесу. (И. Соколов – Микитов)

VII. Работа с учебником.

  1. Упражнение 243. (3 человека у доски)

  2. Словарная работа (записать словарные слова с. 135, 136)

VIII. Итог урока.

  1. Какими свойствами характеризуются однородные определения?

  2. Какими свойствами характеризуются неоднородные определения?

  3. Какие определения отделяются запятыми?


IX. Домашнее задание.

Упражнение 245 (списать, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы)

X. Оценки за урок.

XI. Рефлексия. Каждый учащийся называют определения, характеризующие урок.





























Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее