Урок русского языка в 5 классе (казахский язык обучения)
Учитель:
Тема урока: Состав слова. Основа слова и окончание. Морфемный анализ слова.
Цели:
Дать понятие о составе слова. Объяснить как образуется окончание, что такое основа слова.
Привить навыки морфемного разбора слова.
Формировать умение использовать частичный и полный морфемный анализ.
Развитие быстроты реакции, мышления, памяти, внимания.
Воспитание интереса к изучению русского языка через использование занимательного материала.
Ход урока:
Оргмомент. Мобилизация внимания. Определение цели и задач урока.
Слово учителя:
Цель нашего урока – научиться определять основу слова и окончание, научиться правильно выполнять морфемный разбор слова. Для этого нам нужно будет решить несколько задач: научиться выделять в слове разные морфемы, определять часть речи, придумывать слова по схемам, собирать слова из разных морфем.
II. Опрос:
Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)
-Из чего состоит текст? (Из предложений.)
-Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу.)
-Из чего состоит предложение? (Из слов.)
-Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие, союз, частица.)
-Что такое имя прилагательное?
-Что такое глагол?
-Что такое имя существительное?
-Сейчас мы с вами вспомним некоторые имена существительные, которые являются словарными словами.
4. Словарная работа.
-Какие слова мы называем словарными? (Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.)
На доске картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина).
Детям предлагается записать слова, поставить ударение и подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить. После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно.
-Что объединяет все эти слова? ( Все они обозначают растения.)
Объяснение нового материала.
Учитель записывает на доске слова:
Парта, парту, парты, партой, партия
-Что общего у всех этих слов? (Корень -парт- ).
-Определите, какое слово лишнее.(партия)
-Почему? (В словах «парта, парту. партой» меняется только последняя буква. Слово «партия» - имеет другое значение.
-Да, действительно, в словах «парта, парту, партой» изменился только конец слова или окончание. Это и будет темой нашего урока. Мы с вами научимся находить в словах окончание и основу слова.
Дети записывают данные слова.
После записи слов учитель показывает , как выделяется окончание. Детям предлагается прочитать правило в учебнике
- Часть слова без окончания называют основой слова. В слове «парта» основа «парт»
Учитель показывает, как выделяется основа. Далее выполняется упражнение из учебника
Задание: списать текст, вставляя слово «Астана» в нужной форме. Выделить окончание и основу.
… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !
Закрепление.
На доске текст.
Мы возвращаемся домой. Вдруг началась гроза. Я никогда не видел такой гроза. Дома я рассказал про гроза.
-Что вам не понравилось в тексте?
-Как исправить текст? (Изменить окончание у слова «гроза».)
-Спишите текст, изменяя форму слова «гроза». Выделите окончание и основу.
Слово учителя.
Морфемой называют значимую часть слова. Основа и окончание являются морфемами.
- Работа с карточками:
1 задание: найти в словах «свою» морфему, выделить ее, определить значение, придумать и записать еще по 2 примера слов с этой морфемой.
2 задание: морфологическая шарада, у каждой группы – своя. Ответ записать, морфемный разбор полученного слова.
3 задание: составить слова по данным схемам.
Проверка каждого задания сразу после выполнения, в результате 1 и 2 – полученные слова на экране, 3 – на слух, по очереди.
V. Контроль.
Проверка выполненных работ по карточкам
VI. Подведение итогов: отметки, запись и обсуждение домашнего задания: выучить порядок разбора, пересказ текста из учебника.