«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка в 5 классе с казахским языком обучения "Состав слова"

Урок русского языка в 5 классе с казахским языком обучения "Состав слова"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок русского языка в 5 классе (казахский язык обучения)

Учитель:

Тема урока: Состав слова. Основа слова и окончание. Морфемный анализ слова.

Цели:

Дать понятие о составе слова. Объяснить как образуется окончание, что такое основа слова.

Привить навыки морфемного разбора слова.

Формировать умение использовать частичный и полный морфемный анализ.

Развитие быстроты реакции, мышления, памяти, внимания.

Воспитание интереса к изучению русского языка через использование занимательного материала.


Ход урока:

Оргмомент. Мобилизация внимания. Определение цели и задач урока.


Слово учителя:

Цель нашего урока – научиться определять основу слова и окончание, научиться правильно выполнять морфемный разбор слова. Для этого нам нужно будет решить несколько задач: научиться выделять в слове разные морфемы, определять часть речи, придумывать слова по схемам, собирать слова из разных морфем.

II. Опрос:

Что такое текст? (Несколько предложений, связанных между собой по смыслу.)


-Из чего состоит текст? (Из предложений.)


-Что такое предложение? (Это группа слов, связанных по смыслу.)


-Из чего состоит предложение? (Из слов.)


-Какие части речи вы знаете? (Имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение, предлог, наречие, союз, частица.)


-Что такое имя прилагательное?


-Что такое глагол?


-Что такое имя существительное?


-Сейчас мы с вами вспомним некоторые имена существительные, которые являются словарными словами.


4. Словарная работа.


-Какие слова мы называем словарными? (Написание которых нельзя проверить, а нужно запомнить.)


На доске картинки: берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина).


Детям предлагается записать слова, поставить ударение и подчеркнуть буквы, написание которых надо запомнить. После записи слов на экране появляется список данных слов. Дети проверяют написание слов самостоятельно.


-Что объединяет все эти слова? ( Все они обозначают растения.)


  1. Объяснение нового материала.

Учитель записывает на доске слова:

Парта, парту, парты, партой, партия

-Что общего у всех этих слов? (Корень -парт- ).


-Определите, какое слово лишнее.(партия)


-Почему? (В словах «парта, парту. партой» меняется только последняя буква. Слово «партия» - имеет другое значение.

-Да, действительно, в словах «парта, парту, партой» изменился только конец слова или окончание. Это и будет темой нашего урока. Мы с вами научимся находить в словах окончание и основу слова.


Дети записывают данные слова.


После записи слов учитель показывает , как выделяется окончание. Детям предлагается прочитать правило в учебнике


- Часть слова без окончания называют основой слова. В слове «парта» основа «парт»


Учитель показывает, как выделяется основа. Далее выполняется упражнение из учебника


Задание: списать текст, вставляя слово «Астана» в нужной форме. Выделить окончание и основу.


… - столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !


  1. Закрепление.


На доске текст.


Мы возвращаемся домой. Вдруг началась гроза. Я никогда не видел такой гроза. Дома я рассказал про гроза.

-Что вам не понравилось в тексте?


-Как исправить текст? (Изменить окончание у слова «гроза».)


-Спишите текст, изменяя форму слова «гроза». Выделите окончание и основу.


  1. Слово учителя.


Морфемой называют значимую часть слова. Основа и окончание являются морфемами.

- Работа с карточками:


1 задание: найти в словах «свою» морфему, выделить ее, определить значение, придумать и записать еще по 2 примера слов с этой морфемой.


2 задание: морфологическая шарада, у каждой группы – своя. Ответ записать, морфемный разбор полученного слова.


3 задание: составить слова по данным схемам.


Проверка каждого задания сразу после выполнения, в результате 1 и 2 – полученные слова на экране, 3 – на слух, по очереди.


V. Контроль.

Проверка выполненных работ по карточкам


VI. Подведение итогов: отметки, запись и обсуждение домашнего задания: выучить порядок разбора, пересказ текста из учебника.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее