Предмет: Русский язык
Тема урока: Простые, сложные и составные числительные. Их правописание
Основные виды учебной деятельности: формирование у обучающихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала: коллективная работа, индивидуальная работа, работа в парах, группах – выполнение практических заданий).
Планируемые предметные результаты: научиться правильно писать числительные, определять их разряды
Универсальные учебные действия:
Познавательные: уметь применять теоретические знания при выполнении практических заданий.
Регулятивные: уметь характеризовать числительные по структуре, определять количество слов в сложном и составном числительном.
Коммуникативные: уметь правильно произносить числительные, находить ошибки и исправлять их.
Личностные результаты: формировать навыки познавательного интереса, мотивацию к самообразованию.
Дидактические средства: учебник, карточки с заданиями для индивидуальной и групповой работы, презентация.
Этап урока | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Огранизационный момент | Здравствуйте. Садитесь. Мы начинаем наш урок | Настраиваются на урок |
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Давайте вспомним, что такое имя числительное?
Какие разряды числительных вы знаете? Какие числительные по составу вы знаете?
Запишите загадку и ответ: Выходили двенадцать удальцов, выносили пятьдесят два ястреба, выпускали триста шестьдесят пять лебедей. Это год – он состоит из 12 месяцев, 52 недель, 365 дней. Какие слова вызвали затруднения? Назовите их. Какие затруднения возникли? Будем решать эту проблему? | часть речи, обозначающая число или порядок при счете (количественные и порядковые) (простые, составные, сложные) Записывают Числительные 1) как писать – слитно или раздельно? 2) Какие окончания писать? | формировать навыки познавательного интереса, мотивацию к самообразованию. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление
в знакомой ситуации (типовые)
в изменённой ситуации (конструктивные) | Давайте вспомним, чем отличаются простые, составные и сложные числительные друг от друга? Упражнение 593. стр. 242. Запишите числительные словами в три группы: а) простые, б) сложные, в) составные. З человека у доски, остальные в тетрадях. А теперь задание посложнее. Вспомните, на какой вопрос отвечают порядковые числительные ? Из вашего упражнения преобразуйте сложные количественные числительные в порядковые. | У простых числительнх один корень, у составных - два, сложные состоят из нескольких слов У доски работают 3 человека, остальные в тетрадях Какой? Выполняют все вместе в тетрадях, проговаривая с места. | уметь применять теоретические знания при выполнении практических заданий. уметь правильно произносить числительные | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) | 1) Индивидуальная работа по вариантам. Определите, из скольких слов состоят данные числительные. Охарактеризуйте числительные по структуре: Вариант 1
Вариант 2
Взаимопроверка. 2. Работа в парах. Определите, сколько слов включают сложные и составные числительные, обозначающие данные числа. Запишите их.
Самопроверка (3,5,1,3,4,4,1,2,5,2) Физкультминутка. Все встали. Называю числительные. Если простое - хлопнуть в ладоши, составное- поднять руки над головой, сложное - руки вытянуть вперед 3. Повторение и обобщение знаний по употреблению числительных в речи. - Проклоняйте словосочетания с количественными числительными. 1. Девятьсот пятьдесят семь тонн. 2. Четыреста пятнадцать гектаров. 3. Двести шестьдесят восемь яблок. - Исправьте ошибки:
1. Прочитайте текст, чётко проговаривая числительные. Определите стиль и тип речи. В 2014 году мы отметили юбилей – ровно 60 лет назад 6 января 1954 года была образована Белгородская область путём выделения из Курской и Воронежской областей. Область расположена на юго-западных и южных склонах среднерусской возвышенности в бассейнах рек Днепра и Дона. Большие расстояния отделяют область от морей и океанов: до Чёрного моря около 600 км, до Балтийского – 1000 км, до Атлантического и Северного Ледовитого океанов– более 2000 км. Через территорию области проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали государственного значения. В числе главных трасс: Москва-Симферополь, Харьков-Саратов, Белгород-Воронеж. Авиатранспорт связывает Белгород с 15 аэропортами стран СНГ. В 1995 году Белгородский аэропорт получил статус международного. Земельные угодья области составляют более 2 700 000 гектаров, на долю черноземов приходится 77% земельной площади. Богата область и полезными ископаемыми. Это не только железные руды, но и мел, глина, мергель, песок. В перспективе возможна добыча бокситов, фосфоритов. В состав Белгородской области входят 21 район, 6 городов областного подчинения: Белгород, Алексеевка, Валуйки, Старый Оскол, Губкин, Шебекино, 4 города районного подчинения: Грайворон, Новый Оскол, Короча, Строитель; 20 посёлков городского типа, 1592 сельских населённых пункта, 333 сельских округа. 2. Объясните написание прописной буквы в данном тексте. 3. Спишите последний абзац и подчеркните числительные как члены предложения. 4. Объясните постановку знаков препинания в предпоследнем абзаце. 5. Числительные какого разряда здесь отсутствуют? 6. Определите падеж числительного в предложении “Авиатранспорт связывает Белгород с 15 аэропортами стран СНГ”. | уметь применять теоретические знания при выполнении практических заданий. уметь правильно произносить числительные, находить ошибки и исправлять их. | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Упражнение 597. | | | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия (подведение итогов занятия) | Что сегодня я узнал? Мне было тяжело или нет? Я понял материал или были затруднения? Я научился чему-то новому? - Читайте подробнее на FB.ru: | уметь правильно произносить числительные, находить ошибки и исправлять их. | |