«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Тип урока: урок закрепления знаний и выработка умений

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных; учащимися 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном»; обобщить знания учащихся об имени прилагательном; подчеркнуть роль имён прилагательных в речи; формировать навыки грамотного письма.

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Тема урока: «Обобщение знаний об имени прилагательном»

Тип урока: урок закрепления знаний и выработка умений

Цель урока: формирование образовательных компетенций информационных, коммуникативных, креативных, рефлексивных; учащимися 2 класса в предметной области «Русский язык» по теме: «Обобщение знаний об имени прилагательном»; обобщить знания учащихся об имени прилагательном; подчеркнуть роль имён прилагательных в речи; формировать навыки грамотного письма.


Учебные задачи :

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:


- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости.


2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения ( регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД ):


- уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, сохранять цель и учебные задачи;

- уметь высказывать свое мнение на основе работы с материалом, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;

- формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

- формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.


Познавательные УУД:

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза и обобщения.


Коммуникативные УУД:

- уметь оформлять свои мысли в устной речи, слушать и понимать речь других;

- формирование умения взаимодействовать в парах на основе сочетательного диалога.


3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

- формирование умения различать части речи, выделять орфограмму, определять ее место в слове, применять правило проверки орфограммы.


Средства (оборудование):

1)учебник по русскому языку (УМК «Школа России» Плешаков);

2) карточки со словами;

3) картинный словарь;

4) мультимедийная доска;

5) презентация.























п\п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

1.












Организацион

ный момент.





























Под музыку “Вальс цветов” и видеозапись с раскрывающимися цветами, учитель произносит слова:

- Ребята! Сегодня у нас необычный урок. И, подобно этим цветам, раскроются ваши души, даря окружающим свет и тепло. С таким светлым настроением мы и начнём наш урок. И работать сегодня мы будем под девизом: «Успех дарит радость».


(3-4 слайды)



Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.














Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Регулятивные:

- нацеливание на успешную работу.

- выполнять задание в соответствии с поставленной целью

Коммуникативные:

- оформлять свои мысли в устной форме;

-умение слушать и слышать друг друга;

- высказывать свои мысли.


Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний по данному вопросу.


2.

Минутка чистописание.


1) Фонетическая зарядка.

- Что помогает людям общаться друг с другом и понимать друг друга?

- Из чего состоит наша речь?

- Из чего состоят слова?

Даётся индивидуальное задание одному учащемуся: сделать фонетический разбор слова Русь.

- Произнесите звуки.


(5-6 слайды)


- Какой звук лишний? Почему?



- Охарактеризуем этот звук.

- Какую пару имеет этот звук по твёрдости-мягкости? Охарактеризуйте этот звук.

- Какой буквой мы обозначаем эти звуки на письме?

2) 1 строчка “Цепляем вагончик”.

2 строчка. Письмо слов.

- Почему последние два слова написали с большой буквы?


Организовать беседу, выявляющую знания детей по теме.

При необходимости корректировать результаты ответов.

3) Проверка фонетического разбора.


- Речь.


- Из предложений, из слов.

- Из звуков.





Все учащиеся произносят твёрдые согласные звуки на выдохе.

[п], [т], [р], [к], [ф], [с], [ш].

- [р], так как все звуки глухие, а этот звук звонкий.

- Согласный, звонкий, твёрдый.

- [р’], согласный, звонкий,


мягкий.

- Рр [эр].


р рр ррр

русский Русь Россия

- Имена собственные пишутся с большой буквы.







Выполняется фонетический разбор слова Русь.


Коммуникативные: уметь оформлять свои мысли в устной речи и понимать речь других.

Регулятивные:

- оценивать результаты своей работы.



Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов,

-объединять в группы по признаку.


3.


















4.








































5.

Словарная работа.

















Выход на тему, цель, учебные задачи урока в сотворчестве с детьми по теме урока «Обобщение знаний об имени прилагательном»































Физминутка.



- Что мы знаем о слове Россия?


(7-12 слайды)








- Слова какой части речи мы записали?



- Что такое имя существительное?

- Определите род имён существительных.


– Мы сказали, что имена существительные обозначают предмет, а слова какой части речи помогают более точно, красочно описать предмет?

- Какая часть речи может про себя сказать так:

Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать беречь!

(13 слайд)

- Кто назовёт тему урока?

- Какую цель нам необходимо поставить на урок?

- Что такое имя прилагательное?






- Подберите имена прилагательные к словарным словам.




1) Работа в паре. Игра “Найди пару”.

- Правильно соедините с помощью стрелок имя существительное с соответствующим ему по смыслу именем прилагательным.



(14-19 слайды)


Наши тонкие цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Весной бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась!

Раз – росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – качнулась и присела

И к цветочкам полетела.


- С какой частью речи связано имя прилагательное?

(20 слайд)


- Как изменяются имена прилагательные?

- Как определить род и число имени прилагательного?



(21 слайд)

Вкусный торт, сладкая ягода, голубое небо, красивая осень, любимый цветок.


Обратить внимание детей на правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением. (Ц в е т о' к – ц в е т)

- Оно словарное, написание таких слов нужно запоминать.

Дети работают с картинным словарём, по цепочке комментируют написание слов:

Россия, город, Москва, столица, берёза, медведь.

- Имена существительные.


- Имя существительное – это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы: кто? что?)

Выдвигают предположения о теме урока.


Аргументируют свои ответы.







- Имя прилагательное.






Дети дают свои ответы.





- Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Дети приводят примеры имён прилагательных, подбирая их к словарным словам – именам существительным.

















Дети делают вывод: Имя прилагательное связано с именем существительным.

- По числам, по родам.

- По роду и числу имени существительного, с которым оно связано.

Дети записывают словосочетания и определяют род и число имён прилагательных:

Вспоминают правила посадки.





Регулятивные:

-анализировать собственную работу.

- принимать учебно-познавательную задачу и сохранять ее до конца учебных действий.





Познавательные:

- уметь ориентироваться в своей системе знаний;

- осуществлять анализ объектов.





Коммуникативные:

- уметь оформлять свои мысли в устной и письменной речи, слушать и понимать речь других.


Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, узнать больше, сравнивать разные точки зрения.

- осознают личное отношение к малой родине.


Регулятивные

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.


Коммуникативные:

- уметь оформлять собственное мнение и позицию, строить понятные для партнера высказывания.

6.




































7.








Закрепление изученного.



































Физминутка.

1) “Минутка повторения”.

- Как мы проверяем безударный гласный в корне слова?

Ударение над гласной

Может сделать букву ясной! (Слайд 22)

2) – Дословный перевод названия “прилагательное” с греч. “эпитет”. На уроках чтения мы знакомились с этим понятием. Вот как объясняет значение слова “эпитет” толковый словарь Ожегова.

Эпитет – это художественное, образное определение, подчёркивающее один из признаков предмета. Чаще всего выражен полным прилагательным.

(23 слайд)

3) Работа со словарным словом – берёза.

Один ребёнок получает индивидуальное задание на карточке, подобрать слова – имена прилагательные, описывающие березу.

- Давайте послушаем, какие слова можно было подобрать к слову берёза. Вы согласны с подбором этих слов?

4) Работа с текстом. (24-26 слайды)

- Озаглавьте текст.

Зарядка для глаз.






- Найдите в тексте предложения, в которых встретились имена прилагательные.


- Запишите эти предложения, подчеркните имена прилагательные волнистой линией, определите их род и число.




- Ударением над гласной.

Дети повторяют правило, на доске запись:

Ударение над гласной. Может сделать букву ясной!





















Ученик зачитывает слова, которые подобрал.



Дятел.

Дятел выстукивает носом деревья. Носом он разбивает и шишки. Дупло дятел долбит тем же носом. Крепкий нос дятла пробивает дырочки на берёзе. Потом он пьёт берёзовый сок.


- Крепкий нос дятла пробивает дырочки на берёзе. Потом он пьёт берёзовый сок.

Познавательные:

- выявлять сходство и различие объектов, классифицировать объекты.



Коммуникативные:

- аргументировать свою позицию, проявлять активность в решении познавательных задач.


Регулятивные:

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок.


8.

Итог урока.

  1. Рефлексия

(27 слайд)

- Закончите фразы:

- Сегодня на уроке мы говорили…

- Мне было трудно …

- Мне понравилось…

- Я доволен …

2) - Ваши ответы хочется подытожить словами:

Очень занимательное –
Имя прилагательное,
Трудно будет без него,
Если пропадёт оно.
Ну, представь-ка себе это!
Как без признаков предмета
Будешь спорить, говорить,
Веселиться и шутить?
Что тогда получится?
Не скажем мы “прекрасное”,
Не скажем “безобразное”!
Не скажем маме “милая, красивая, любимая”,
Отцу и брату, и сестре,
Не сможем говорить нигде
Эти замечательные
При-ла-га-тель-ны-е.
Чтобы всё отлично стало,
Разных признаков немало
Будем всюду замечать
И к месту в речи
Их вставлять.

3)Выставление оценок. Задание на дом.

- Мне понравилось, как сегодня вы работали на уроке. Молодцы! Спасибо! Самым активным ученикам я поставила оценки в журнал.

(перечислить фамилии и оценки)

Домашнее задание. Стр. 98., упр. 169

- Желаю успехов в домашней творческой работе!

- Спасибо за урок!

(Слайд 28)





Дети заканчивают фразы, дают ответы.


















Стихотворение читает ученица.






























Записывают домашнее задание.

Коммуникативные:

- умение заслушивать выступления других.

- при необходимости исправить и дополнить, уточнить озвученный ответ.

- строить высказывания, понятные для других.


Регулятивные:

- осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль.


Личностные:

-знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, ответственность), развитие доброжелательности, готовность к сотрудничеству.


Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, желание узнать новое.


Регулятивные:

- контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным и словесным материалом при сотрудничестве с одноклассниками.

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее