«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка по теме: "Безударные гласные в корне слова.Закрепление"

Урок закрепления изученного материала. Использовалась на семинаре директоров общеобразовательных организаций 17.12.2019г.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Открытый урок русского языка во 2 классе

по теме :

«Безударные гласные в корне слова. Обобщение пройденного материала».


Цель: предметная : формировать умение видеть и проверять безударные гласные

в корне; учить различать 2 способа проверки безударных гласных: подбор

однокоренного слова и изменение формы слова; формировать позитивное

отношение к устной и письменной речи, как показателя общей культуры

человека;

метапредметная: развивать связную речь, орфографические навыки,

умения работать с текстом;

личностная : развивать коммуникативные навыки при работе в паре,

группе, навыки взаимооценки и самооценки; воспитывать познавательный

интерес.


Ход урока:

I. Организационный момент

Стали ровно, подтянулись, И друг другу улыбнулись. Дал сигнал для нас звонок: Начинается урок.

- Улыбнулись и поприветствовали друг друга, наших гостей.

II. Мотивация

Работа с пословицей.

– Сегодня урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать (на слайде слова, готовая пословица на доске, перевёрнута).

День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.

– Какую пословицу собрали?

Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.

Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться)

– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)

III. Постановка проблемы урока.

Беседа -Вы знаете, есть такое время года, когда дни короче, чем ночи. Назовите его.

- С чем у вас ассоциируется слово зима?( построение ассоциативного куста)

- Кто из вас любит зиму?

-За что вы любите зиму?

Сегодня у нас необычный урок . В ходе урока нам нужно выполнить задания и к нам придёт зимний герой.

Какая орфограмма есть в слове зима ? ( безударный гласный в корне слова)

IV. Постановка темы и цели урока.

Исходя из этого сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
 (Закреплять наши знания о правописании слов с безударным гласным в корне. Учиться правильно писать слова с безударным гласным. Уметь подбирать проверочные слова : однокоренные слова и менять форму слова)

- Ребята, а зачем людям надо знать правило о правописании безударных гласных в корне слова? (чтобы быть грамотными людьми, писать без ошибок).

- Как мы будем писать слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением? Вспомним алгоритм действий (дети перечисляют свои действия, позже на слайде появляется алгоритм).

Алгоритм проверки безударного гласного в корне.

1. Читаю слово.

2. Определяю ударение.

3. Выделяю корень.

4. Подбираю проверочное слово (однокоренное слово или меняю форму слова).

5. Пишу букву, обозначающую гласный звук .


- В течение урока мы ответим на вопросы:





V. Актуализация знаний.

1) Пальчиковая гимнастика

-Подготовим наши пальчики к работе (показ учителем, слова говорят дети).

1,2,3,4,5 – будем пальчики считать. Вот они дружные, сильные, нужные. А на улице мороз. Согрейте руки, потрите их.

2) Чистописание. - Откройте тетради и запишите :

17 декабря

Классная работа Обратите внимание на свою посадку при письме.

- Назовите, сколько гласных звуков в русском языке?

- Какие буквы могут обозначать гласные звуки?

- Какие из них обозначают безударные гласные звуки в корне слова (а, я, о, е, и). Запишите эти буквы красиво в своих тетрадях.

3) Подбор однокоренных слов. ( Работа у доски)

- Запишите слово зима. Подберите однокоренные слова.

Зима-зимушка, зимовать, зимний, зимовье, зимой.

Выделите корень. Какое слово является проверочным.

Составьте предложение с любым словом. Определите основу предложения. (Появляется часть снеговика)

VI. Физминутка – музыкальная игра «Снег руками загребаем»

VII. Работа над темой урока.

1)Подбор проверочных слов ( индивидуальная работа с взаимопроверкой)


Давайте поиграем в игру «Потерялась буква».

Возьмите листочки жёлтого цвета. Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенную букву, используя проверочное слово (смотреть на слайде):


Горит прекрасная зв_зда.

Под г. рой т. чёт р.ка. На б.регу растёт с.сна. - Запишите слова с пропущенными буквами, обозначающими безударные гласные звуки в корне слова, в тетрадь столбиком вместе с проверочными словами. Поставьте ударение.

звезда – звёзды, звёздочка

гора- горы, горка

река-реки , речка

на берегу-берег сосна-сосны. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте, как записал сосед, если он ошибся, то аккуратно исправьте. ( На мониторе – Проверь!)


- Как проверить написание слов с безударным гласным?

- Вспомним наше правило (хором).


Безударный – хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья.


– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне?  (Два способа. Мы можем изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)

( На экране появляется часть снеговика)

2) Работа в парах.

– Поработайте в парах. Возьмите листочки розового цвета. Внимательно прочитайте слова и определите, какую букву следует написать в них. Определите, на какие две группы можно разделить эти слова. Запишите в два столбика.

-Объясните , как можно проверить безударный гласный.

(Для проверки работы на слайде появляется запись) (Появляется часть снеговика)

3) Физминутка для глаз «Снежинка»

4) Работа в парах.

На белых листочках записан текст. Исправьте ошибки.

Пришла зимушка – зема. Сильные марозы скавали озёра и реки. Снига засыпали землю. Тихо в лисах и полях. Природа уснула до висны.

Проверка (на мониторе)

( Появляются руки и ноги у снеговика)

5) Работа с сигнальными карточками. Игра на внимание. (Устная работа). Дети должны обосновать правильность выбора.

Игра “Будь внимательным”. У каждого ученика сигнальные карточки с буквами: а, о, е, и, я. Каждый самостоятельно решает, какую букву надо в корне написать. Проверочное слово дети коллективно подбирают и объясняют правописание безударной гласной в корне.

– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.

Глазной, вечерний, мясной, ледяной, далёкий, свистеть, часок, добро, блины, перо, тяжело, птенцы.

( У снеговика появляется лицо)

6) Работа в группах (5 групп, по 4 человека в каждой группе).

- Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо чаще собирать семейки родственных слов. Поработайте в группах. На оранжевых листочках у вас записаны “корни слов”. Вам нужно найти их “родственников” и записать. Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.

Снег - снеговой, Снегурочка, снегирь, снеговик.

Лес- лесной, лесник, лесовик, лесок.

Гриб –грибной, грибник, грибок, грибочек.

Сад- садик, садовник, пересадить, садить, садовод.

Глаз- глазик, глазок, глазной.

Час- часовой, часовщик, часик, часы, часовня.

Проверка (зачитываются слова от каждой группы).

( У снеговика появляется ведро на голове)

VIII. Рефлексия

Посмотрите, Какой красивый снеговик у нас получился. А это значит, что все задания мы выполнили.

– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чём?

– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.

IX. Домашнее задание.

- Выберите себе задание по желанию (предлагаю карточки двух цветов – красный и синий; подобрать по 5 слов с безударным гласным в корне слова; красный – с непроверяемыми гласными в корне слова (словарь), синий – с проверяемыми гласными и с проверочными словами), составить с одним из них предложение, подчеркнуть грамматическую основу.)

X. Итог урока

1)Дополни предложения:

На слайде презентации подвести итог урока, закончив фразы :

На уроке я …

Мне понравилось…

Я научился….

Мне было трудно…

2)Самооценка собственной работы на уроке.

У вас на партах есть снежинки. Чтобы нашему Снеговику не было одиноко, прикрепите их рядом , но с одним условием. Кто считает, что работал очень хорошо, прикрепит снежинки повыше, кто недостаточно хорошо- пониже, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось, пусть ваши снежинки будут лежать у ног Снеговика.

- Вот какой снегопад у нас получился! Спасибо вам за урок, ребята, вы хорошо поработали.

-А теперь на память о нашем уроке подарим гостям снеговичков!








Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее