Открытый урок русского языка во 2 классе
по теме :
«Безударные гласные в корне слова. Обобщение пройденного материала».
Цель: предметная : формировать умение видеть и проверять безударные гласные
в корне; учить различать 2 способа проверки безударных гласных: подбор
однокоренного слова и изменение формы слова; формировать позитивное
отношение к устной и письменной речи, как показателя общей культуры
человека;
метапредметная: развивать связную речь, орфографические навыки,
умения работать с текстом;
личностная : развивать коммуникативные навыки при работе в паре,
группе, навыки взаимооценки и самооценки; воспитывать познавательный
интерес.
Ход урока:
I. Организационный момент
Стали ровно, подтянулись, И друг другу улыбнулись. Дал сигнал для нас звонок: Начинается урок.
- Улыбнулись и поприветствовали друг друга, наших гостей.
II. Мотивация
Работа с пословицей.
– Сегодня урок русского языка мне хочется начать с пословицы. Вот беда, она рассыпалась. Помогите ее собрать (на слайде слова, готовая пословица на доске, перевёрнута).
День, нам, каждый, мудрости, жизни, прибавляет, частичку.
– Какую пословицу собрали?
Каждый день жизни прибавляет нам частичку мудрости.
– Как понимаете значение пословицы?
– Как вы думаете можно ли сразу родиться мудрым? (Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды, вам предстоит многое узнать и многому научиться)
– К этой пословице мы вернемся в конце урока и выясним, в чем вы стали умнее и мудрее за этот урок. Пусть эта пословица будет девизом нашего урока.
– Какие качества вам понадобятся, чтобы на уроке узнать что-то новое, сделать свое маленькое открытие? (Внимательность, наблюдательность.)
III. Постановка проблемы урока.
Беседа -Вы знаете, есть такое время года, когда дни короче, чем ночи. Назовите его.
- С чем у вас ассоциируется слово зима?( построение ассоциативного куста)
- Кто из вас любит зиму?
-За что вы любите зиму?
Сегодня у нас необычный урок . В ходе урока нам нужно выполнить задания и к нам придёт зимний герой.
Какая орфограмма есть в слове зима ? ( безударный гласный в корне слова)
IV. Постановка темы и цели урока.
– Исходя из этого сформулируйте тему нашего урока.
(Правописание безударных гласных в корне слова.)
– Какие цели поставим перед собой?
(Закреплять наши знания о правописании слов с безударным гласным в корне. Учиться правильно писать слова с безударным гласным. Уметь подбирать проверочные слова : однокоренные слова и менять форму слова)
- Ребята, а зачем людям надо знать правило о правописании безударных гласных в корне слова? (чтобы быть грамотными людьми, писать без ошибок).
- Как мы будем писать слова с безударными гласными в корне слова, проверяемыми ударением? Вспомним алгоритм действий (дети перечисляют свои действия, позже на слайде появляется алгоритм).
Алгоритм проверки безударного гласного в корне.
1. Читаю слово.
2. Определяю ударение.
3. Выделяю корень.
4. Подбираю проверочное слово (однокоренное слово или меняю форму слова).
5. Пишу букву, обозначающую гласный звук .
- В течение урока мы ответим на вопросы:
V. Актуализация знаний.
1) Пальчиковая гимнастика
-Подготовим наши пальчики к работе (показ учителем, слова говорят дети).
1,2,3,4,5 – будем пальчики считать. Вот они дружные, сильные, нужные. А на улице мороз. Согрейте руки, потрите их.
2) Чистописание. - Откройте тетради и запишите :
17 декабря
Классная работа Обратите внимание на свою посадку при письме.
- Назовите, сколько гласных звуков в русском языке?
- Какие буквы могут обозначать гласные звуки?
- Какие из них обозначают безударные гласные звуки в корне слова (а, я, о, е, и). Запишите эти буквы красиво в своих тетрадях.
3) Подбор однокоренных слов. ( Работа у доски)
- Запишите слово зима. Подберите однокоренные слова.
Зима-зимушка, зимовать, зимний, зимовье, зимой.
Выделите корень. Какое слово является проверочным.
Составьте предложение с любым словом. Определите основу предложения. (Появляется часть снеговика)
VI. Физминутка – музыкальная игра «Снег руками загребаем»
VII. Работа над темой урока.
1)Подбор проверочных слов ( индивидуальная работа с взаимопроверкой)
Давайте поиграем в игру «Потерялась буква».
Возьмите листочки жёлтого цвета. Прочитайте стихотворение и вставьте пропущенную букву, используя проверочное слово (смотреть на слайде):
Горит прекрасная зв_зда.
Под г. рой т. чёт р.ка. На б.регу растёт с.сна. - Запишите слова с пропущенными буквами, обозначающими безударные гласные звуки в корне слова, в тетрадь столбиком вместе с проверочными словами. Поставьте ударение.
звезда – звёзды, звёздочка
гора- горы, горка
река-реки , речка
на берегу-берег сосна-сосны. - Поменяйтесь тетрадями и проверьте, как записал сосед, если он ошибся, то аккуратно исправьте. ( На мониторе – Проверь!)
- Как проверить написание слов с безударным гласным?
- Вспомним наше правило (хором).
Безударный – хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья.
– Какие способы подбора проверочных слов мы используем для проверки безударной гласной в корне? (Два способа. Мы можем изменить форму слова так, чтобы безударный гласный стал ударным, или подобрать однокоренное слово с ударным гласным в корне.)
( На экране появляется часть снеговика)
2) Работа в парах.
– Поработайте в парах. Возьмите листочки розового цвета. Внимательно прочитайте слова и определите, какую букву следует написать в них. Определите, на какие две группы можно разделить эти слова. Запишите в два столбика.
-Объясните , как можно проверить безударный гласный.
(Для проверки работы на слайде появляется запись) (Появляется часть снеговика)
3) Физминутка для глаз «Снежинка»
4) Работа в парах.
На белых листочках записан текст. Исправьте ошибки.
Пришла зимушка – зема. Сильные марозы скавали озёра и реки. Снига засыпали землю. Тихо в лисах и полях. Природа уснула до висны.
Проверка (на мониторе)
( Появляются руки и ноги у снеговика)
5) Работа с сигнальными карточками. Игра на внимание. (Устная работа). Дети должны обосновать правильность выбора.
Игра “Будь внимательным”. У каждого ученика сигнальные карточки с буквами: а, о, е, и, я. Каждый самостоятельно решает, какую букву надо в корне написать. Проверочное слово дети коллективно подбирают и объясняют правописание безударной гласной в корне.
– Я буду называть слова с безударной гласной в корне, а вы показываете сигнальную карточку с необходимой буквой и называете проверочное слово.
Глазной, вечерний, мясной, ледяной, далёкий, свистеть, часок, добро, блины, перо, тяжело, птенцы.
( У снеговика появляется лицо)
6) Работа в группах (5 групп, по 4 человека в каждой группе).
- Чтобы проверочные слова быстро приходили в голову, надо чаще собирать семейки родственных слов. Поработайте в группах. На оранжевых листочках у вас записаны “корни слов”. Вам нужно найти их “родственников” и записать. Подчеркните те из них, которые могут быть проверочными.
Снег - снеговой, Снегурочка, снегирь, снеговик.
Лес- лесной, лесник, лесовик, лесок.
Гриб –грибной, грибник, грибок, грибочек.
Сад- садик, садовник, пересадить, садить, садовод.
Глаз- глазик, глазок, глазной.
Час- часовой, часовщик, часик, часы, часовня.
Проверка (зачитываются слова от каждой группы).
( У снеговика появляется ведро на голове)
VIII. Рефлексия
Посмотрите, Какой красивый снеговик у нас получился. А это значит, что все задания мы выполнили.
– Вспомним, с какой пословицы мы начали наш урок.
– Стали вы мудрее? В чём?
– Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?
– Вернемся к нашим вопросам, которые ставили в начале урока.
IX. Домашнее задание.
- Выберите себе задание по желанию (предлагаю карточки двух цветов – красный и синий; подобрать по 5 слов с безударным гласным в корне слова; красный – с непроверяемыми гласными в корне слова (словарь), синий – с проверяемыми гласными и с проверочными словами), составить с одним из них предложение, подчеркнуть грамматическую основу.)
X. Итог урока
1)Дополни предложения:
На слайде презентации подвести итог урока, закончив фразы :
На уроке я …
Мне понравилось…
Я научился….
Мне было трудно…
2)Самооценка собственной работы на уроке.
У вас на партах есть снежинки. Чтобы нашему Снеговику не было одиноко, прикрепите их рядом , но с одним условием. Кто считает, что работал очень хорошо, прикрепит снежинки повыше, кто недостаточно хорошо- пониже, а если вы считаете, что у вас что-то не получилось, пусть ваши снежинки будут лежать у ног Снеговика.
- Вот какой снегопад у нас получился! Спасибо вам за урок, ребята, вы хорошо поработали.
-А теперь на память о нашем уроке подарим гостям снеговичков!