«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок русского языка "Обособленные члены"

Разработка поможет отработать умения и навыки учащихся употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения на письме и правильного чтения в устной речи.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


«Қостанай қаласы әкімдігінің білім бөлімінің

негізгі жалпы білім беретін №14 мектебі» ММ

ГУ «Основная общеобразовательная школа № 14 отдела образования акимата г.Костаная»





Открытый урок

«Обособленные уточняющие члены предложения.

Знаки препинания при них»









Учитель: Баталина Л.В.




2017 - 2018 оқу жылы

2017 – 2018 учебный год


Тема: Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.

Цели урока:

I. Образовательные: отработать умение употреблять в устной речи и находить на письме уточняющие члены предложения; закрепить навыки постановки знаков препинания при уточняющих членах предложения на письме и правильного чтения в устной речи.

IIРазвивающие: активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать и развивать мыслительные процессы, развивать память, внимание, быстроту реакции.

Воспитывать наблюдательность, бережное отношение к языку.

Ход урока

  1. Орг момент

  2. Слово учителя А теперь послушайте притчу:

Жил замечательный учитель, у него были великолепные ученики. Но однажды один ученик засомневался, что их учитель все знает. Он решил найти вопрос, на который учитель не сможет ответить. Пошел ученик в поле, поймал бабочку, зажал ее между ладонями, готовый в любой момент плотно сжать ладони, и пришел к учителю.

-Скажите, учитель, - спросил он, - у меня между ладонями живая или мертвая бабочка?

Учитель внимательно посмотрел на ученика и сказал:

-Все в твоих руках!

-Ребята, скажите, как поступил ученик?

-Он выпустил бабочку.

-Вот и я хочу, чтобы вы верили, что овладеть грамотным письмом возможно.

Это в ваших руках!

3. Определение целей урока

Буквенный диктант. На слух записать первые буквы слов грамматических основ:

Храпит у костра усталый охотник. Рассветает. Первым очнулся Шурик. Отлично отдохнул! (хорошо)

Хорошо – ключевое слово на сегодняшнем уроке.

Сегодня мы должны: хорошо видеть уточняющие члены в предложении, хорошо и активно работать на уроке; показать хорошие знания в конце урока.

3. Актуализация опорных знаний.

И начинаем мы сегодняшний урок с теоретической минутки.

-Что такое обособление? Обособление – значит выделение, в том числе и пунктуационное.

-Какие члены предложения могут быть обособлены?

- Как вы понимаете значение слова «уточняющие»? «Уточняющие» - те, которые делают точнее, понятнее, конкретнее, подробнее.

Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя словарь (наглядность)

Уточнить – сделать точнее. С. Ожегов.

Уточнить – конкретизировать, детализировать, поставить точку над «i».

Словарь синонимов русского языка.

Уточнение – служение объема понятия, его ограничение. Д. Розенталь.

У уточняющих членов предложения должен быть объект для уточнения. Он называется близким по звучанию, но абсолютно противоположным по значению словом «уточняемые».

-Чем отличаются лексически и грамматически слова «уточняющий» и «уточняемый»?

Уточняющими могут быть любые члены предложения – и главные, и второстепенные. И еще одно: уточняющие и уточняемые являются одним и тем же членом предложения.

Роль интонации в предложениях с уточняющими членами 
В предложениях с уточняющими членами очень важна интонация. Если уточняющей интонации нет, в некоторых случаях возможно двоякое понимание предложения, его смысла.

Например:
1) В лодке разместились Аня, сестра, соседская девочка и ее маленький братишка.
Сколько человек сидело в лодке?

Если интонация уточняющая, тогда Аня — сестра говорящего, значит всего в лодке три человека.

Если интонация перечислительная, то получается, что сестра — еще один человек, разместившийся в лодке, то есть всего четыре человека. Не зная точно ситуацию, контекст, мы не можем с уверенностью ответить на вопрос, так как предложение допускает двойное толкование.
2) Снег лежал высоко в горах. Снег лежал высоко, в горах.
Первое предложение не имеет интонации уточнения, запятая не ставится.

Второе предложение произносится с интонацией уточнения, запятая нужна. Здесь знак зависит от того, что и как именно хотел сказать автор. Допустимы оба толкования.


-Как расставляем знаки препинания при обособленных уточняющих членах предложения?

Запись предложений, где разные по виду обстоятельства, стоящие рядом, не являются уточняющими (весьма распространенная ошибка, которую допускают школьники).

1)  произошло нечто странное. 2) Вдруг за поворотом появился грузовик. 3) Около полудня на левом берегу реки мы заметили избушку и решили устроить здесь привал.

4. Практическая работа учащихся

Задание 1. Выборочное письмо. Определить, какие члены предложения могут уточняться?

1. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков). – обстоятельство времени 2. Тихо, с  боязнью, она    говорила ему   что-то странное (А. М. Горький).- обст образа действия 3. Камушки были когда-то найдены на пляже, у моря. – обс места 4.  Гаврик осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят, шине­ли (В. Катаев). – определение 5.  Некоторые растения, например росянка, питаются насекомыми. – подлежащее 6. Надо жить потребностями дня, то есть забыться (Л. Толстой) – сказуемое.



Задание 2Творческий диктант.  Уточнить выделенный член предложения при помощи слов то есть, или, например.

Языкознание изучает родственные и неродственные языки. (Лин­гвистика.) Пунктуация имеет глубокие традиции в отечественном языкозна­нии. (Наука об употреблении знаков препинания.) Некоторые жидкости при замерзании расширяются. (Вода.) 

Шутка – минутка

1. Под каким названием Михаил Ломоносов объединил части слова: существительное, прилагательное и числительное? А) имя б) фамилия в) отчество г) профессия

2. Какое из этих слов мужского рода? А) мышь б) лень в) тюль г) тень

3, Что ищут, чтобы уклониться от работы? А) существительное б) предлог в) прилагательное г) междометие

Какое из этих названий островных жителей написано неправильно? А) мальтиец б) корсиканец в) сицилиец г) кипрец Киприот

Задание 3. Работа с текстом. Коллективная работа

- Чтение про себя. – Чего не хватает? (Пропущены орфограммы, знаки препинания)

- Списывая, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы

- Какие орфограммы и пунктограммы повторили? (Вывод)

- К какому стилю речи относится текст? Доказать.

- Что получится, если не будет в тексте обособленных и уточняющих членов?

В…сной _ в середине апреля _ дыш…тся ле…ко. В л…су _ под д…ревьями _ ещё л…жит сне… . А на южных склонах _ на проталинах _ появляется первая тра…ка. Всё пахнет весной. Каждая травинка _ источающая горьковатый ар…мат _ раду…тся солнцу. Б…рюзовое небо отражается в серебряном зерк…ле р…ки _ освободившейся ото льда.

Задание 4 Работа в парах Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания. Определить синтаксическую роль уточняющих членов предложения.

1) Я ничего не слышал, кроме шума листьев. (К. Паустовский.) 2) Там, неподалеку от ущелья, по другую сторону реки, охотники увидели лося. 3) Мастерство его портретов, особенно портрета Хвостовых, достигает как бы предела человеческих возможностей. (К. Паустовский.) 4) Каждый пустяк, даже ловля карасей или прогулка по грибы, разрастался в веселый пустяк. (К. Паустовский.) 5) Дарование Жуковского достигло полной зрелости в изображении событий всемирной истории, например в переводе «Одиссеи».

Задание 5. Игра «По следам ошибок».

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1)Болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи.

2)Всходила ясная луна, и звёзд на небе становилось больше.

3)Дополнение – второстепенный член предложения.

4)Вечером, на детской площадке, играли весёлые малыши.

5. Подведение итогов.. Поиграем!

Угадайте слово, используя предложения предыдущего задания.

1) В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку.

2) Из определения второго предложения возьмите корень.

3) Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения.

4) Окончание возьмите у обстоятельства четвёртого предложения.

(по-ясн-ени-е)

- Как это слово связано с темой сегодняшнего урока?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- Какие члены предложения могут быть уточняющими?

- Как они выделяются на письме, в устной речи?

6Дом задание Напишите сочинение-миниатюру о роли обособленных и уточняющих членах в тексте.







































Карта урока

Тема: Обособленные уточняющие члены предложения. Знаки препинания при них.

Задание 1. Выборочное письмо. Определить, какие члены предложения могут уточняться?

1. Гроза началась вечером, часу в десятом (С. Аксаков). 2. Тихо, с  боязнью, она    говорила ему   что-то странное (А. М. Горький). 3. Камушки были когда-то найдены на пляже, у моря. 4.  Гаврик осмотрел маленького гимназиста в длинной, до пят, шине­ли (В. Катаев). 5.  Некоторые растения, например росянка, питаются насекомыми. 6. Надо жить потребностями дня, то есть забыться (Л. Толстой)

Задание 2Творческий диктант.  Уточнить выделенный член предложения при помощи слов то есть, или, например.

Языкознание изучает родственные и неродственные языки. (Лин­гвистика.) Пунктуация имеет глубокие традиции в отечественном языкозна­нии. (Наука об употреблении знаков препинания.) Некоторые жидкости при замерзании расширяются. (Вода.) 

Задание 3. Работа с текстом. Коллективная работа

- Списывая, расставить знаки препинания, объяснить орфограммы Что получится, если не будет в тексте обособленных и уточняющих членов?

В…сной в середине апреля дыш…тся ле…ко. В л…су под д…ревьями ещё л…жит сне… . А на южных склонах на проталинах появляется первая тра…ка. Всё пахнет весной. Каждая травинка источающая горьковатый ар…мат раду…тся солнцу. Б…рюзовое небо отражается в серебряном зерк…ле р…ки освободившейся ото льда.

Задание 4 Работа в парах Запись предложений с объяснением постановки знаков препинания. Определить синтаксическую роль уточняющих членов предложения.

1) Я ничего не слышал кроме шума листьев. (К. Паустовский.) 2) Там неподалеку от ущелья по другую сторону реки охотники увидели лося. 3) Мастерство его портретов особенно портрета Хвостовых достигает как бы предела человеческих возможностей. (К. Паустовский.) 4) Каждый пустяк даже ловля карасей или прогулка по грибы разрастался в веселый пустяк. (К. Паустовский.) 5) Дарование Жуковского достигло полной зрелости в изображении событий всемирной истории например в переводе «Одиссеи».

Задание 5. Игра «По следам ошибок».

В каком предложении допущена пунктуационная ошибка?

1)Болото было покрыто мелким ольшаником, или порослью ольхи.

2)Всходила ясная луна, и звёзд на небе становилось больше.

3)Дополнение – второстепенный член предложения.

4)Вечером, на детской площадке, играли весёлые малыши.

5. Подведение итогов.. Поиграем!

Угадайте слово, используя предложения предыдущего задания.

1) В первом предложении найдите сказуемое, возьмите у него приставку.

2) Из определения второго предложения возьмите корень.

3) Добавьте суффикс подлежащего третьего предложения.

4) Окончание возьмите у обстоятельства четвёртого предложения.

- Как это слово связано с темой сегодняшнего урока?

- Какие члены предложения называются уточняющими?

- Какие члены предложения могут быть уточняющими?

- Как они выделяются на письме, в устной речи?

6Дом задание : Напишите сочинение-миниатюру о роли обособленных и уточняющих членов в тексте.















































Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее