Тема: Сложные слова
Цель: познакомить со сложными словами;формировать умение находить корень в сложных словах.
Ход урока:
1.Орг.момент
Порядок на столе,
Порядок в голове.
Как всегда мы снова
Начать урок готовы
-Возьмите ручки и на полях нарисуйте своё настроение на начало урока.
-А теперь пишем в тетрадях число.
2.Чистописание:
Гг
огород Грузия огурец
-Охарактеризуйте звук который обозначает данная буква [г]-согл.,зв.,парн., может быть мягк., а может твёрдым.
-Почему слова Грузия, написано с заглавной буквы? Что означает это слово?
3.Актуализация знаний.
Одеяло белое не руками сделано
Не ткалось и не кроилось
С неба на землю свалилось
-Снег
-Запишите с заглавной буквы.
-Давайте подберём родственные слова и запишем их.
Снег, снежок, снеговик, снежинка, снежный.
-Выделите корень.
-Почему он не везде одинаковый?(Чередующие согласные).
Создание проблемной ситуации
СНЕГОПАД
-является ли оно родственным?
-Что означает это слово?
-Найдите в нём корни.
-Это слово является сложным, оно состоит из 2-х ⁀ и соединительной гласной о.
4.Постановка темы и целей урока.
-Тема нашего сегодняшнего урока
«Сложные слова» и мы должны научиться находить корни в сложных словах.
-А сейчас послушайте небольшую сказку, о том как появились сложные слова и с помощью какого ещё гласного, кроме о можно соединить основы, чтобы получить сложные слова.
-Так какая же ещё буква кроме о, является соединительной гласной в сложных словах?
-Е-правильно. О и Е- соединительные гласные.
5.Работа по теме:
а) Давайте вместе составим и запишем сложные слова.
-Я буду говорить 2 слова, а вам надо из них составить 1 сложное.
-Пишем с заглавной буквы, через,
1) Сталь варит (выд ⁀ и =соед)
Сталивар
2) Пчёл разводит
Пчеловод
3) Вода падает
Водопад
4) Овец разводит
Овцевод
5) Звёзды падают
Звездопад
6) Варит кашу
Кашевар
б) Упр.138.(у доски)
Физминутка.
в)Упр.140.(у доски)
г)Игра «Собери слова»
-На доске половинки слов и соединительные гласные О и Е.
-Вам надо составлять из них сложные слова.
-сам- -лёт-
-е- -о-
-верт- -лёт-
-пыл- -сос-
-нос- -рог- -о- -е-
-рыб- -лов-
-пеш- -е- -ход-
6. Рефлексия.
-Отгадайте загадки.
Запишите отгадки, выделите корни.
Закричу, заурчу,
Под небеса умчу.
Вертолёт
Ходит-бродит по коврам.
Водит носом по углам.
Где прошёл там пыли нет,
Пыль и сор – его обед
Пылесос
Он пыхтит, как паровоз,
Важно кверху держит нос.
Пошумит, остепенится
Пригласит чайку напиться.
Самовар
-Как называются слова, которые имеют 2 корня?
-На полях нарисуйте своё настроение в конце урока и оцените свою работу на уроке оценочкой на полях.
7.Что нового сегодня узнали на уроке.
8.Д/з Р/т с 42, упр. 139.