«Зимний фестиваль знаний 2026»

Урок русского языка. Тема: "Правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед гласными.

На уроке учить анализировать материал, применять правила, инструкции, которые помогут выполнить проверку и написание слов.

Олимпиады: История 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока.

3 класс.

Тема: правописание слов с парными по глухости – звонкости согласными на конце слов и перед гласными.


Цель: создать условия для актуализации знаний учащихся об обозначении буквой парного по глухости-звонкости
согласного звука в корне слова, о способах подбора проверочного слова; способствовать развитию умения
писать слова на изучаемое правило.

Планируемые результаты:

Предметные: освоить основные понятия и правила по теме ; овладеть умениями находить, опознавать, сравнивать, классифицировать звуки и буквы, характеризовать звуки русского языка; формировать навыки образования однокоренных слов с чередованием согласных.

Метапредметные:

Познавательные: анализировать изучаемый материал, выделять в нем существенные и несущественные признаки; составлять простейшие инструкции, определяющие последовательность действий при решении учебной задачи.

Регулятивные: овладевать способами решения учебной задачи, выбирать один из них для решения учебной задачи, учитывать алгоритм в планировании и контроле способа решения.

Коммуникативные: уметь выражать свои мысли и чувства; организовывать собственную деятельность на уроке, работать в паре и группе.

Личностные результаты: проявлять интерес к познанию русского языка.

Тип урока: изучение нового материала.

Образовательные ресурсы: 1. Учебник

2. Слайды «Звонкие и глухие звуки».


Ход урока:

Этапы урока

Формы,
методы
методические
приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

осуществляемые
действия

формируемые умения

1

2

3

4

5

I..Мотивирова

ние к учебной
деятельности

Фронтальный. Словесный. Слово учителя.

Учитель приветствует учащихся.

- Настройтесь на урок.

- Повернитесь к соседу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и зарядите друг друга доброй энергией.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей
на столе.

Личностные: проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

II. Чистописание

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Письмо.

– Выполните письмо по образцу.

д дд

дуб - дубок

друг – дружок – друзья

лодка - лодочка

- Что заметили в этих словах?

- Можно ли эти слова назвать однокоренными?

- Как называется приём, когда меняются согласные?

- В какой части слова происходит чередование согласных?

- В русском языке очень много слов, где чередования согласных нет.

- Как называется орфограмма, если на конце корня или в середине корня пишется согласная буква?

– Какие парные согласные по глухости-звонкости вы знаете?

– Зачем нам нужно это знание?

Выполняют письмо по образцу.

Познавательные: извлекают необходимую информацию,

планируют деятельность на уроке в соответствии с темой.

Предметные:

учатся составлять предложения на заданную тему.

III. Актуализация знаний.


Фронтальная. Беседа по вопросам.


– С какими орфограммами в корне вы познакомились на прошлых уроках?

– Как надо поступать, когда вы встречаетесь с проверяемой
безударной гласной в корне? - Как надо поступать, если орфограмма непроверяемая?


Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Предметные: оперируют имеющимися теоретическими знаниями; применяют полученные ранее знания для решения поставленных в новой учебной ситуации задач.

Регулятивные: принимают учебную
задачу.

Проверка
домашнего
задания

– Какие слова с безударными гласными выписали из домашнего упражнения?

– Какие пары подобрали?

– Прочитайте.

Слушают других учеников,
корректируют и дополняют их в случае необходимости.

Представляют выполненную домашнюю работу.

Коммуникативные: аргументируют свои ответы

IV. Словарно-орфографичес

кая работа.


Фронтальная, индивидуальная. Работа
с толковым
словарем.

– Какое лексическое значение
имеет слово «пороша»? ( Только что выпавший мелкокрупчатый снег)

– Какой словарь поможет узнать смысл этого слова?

-Давайте прочитаем значение слова в словаре.

– Объясните орфограмму в этом слове.

– Составьте с этим словом

предложение.

Слушают учителя, отвечают на вопросы. Работают со словарём. Составляют предложения, комментируют их.

Предметные: формулируют лексическое значение слова;
отрабатывают навыки работы с толковым словарем;
выполняют задания по развитию речи: составляют предложения с заданным словом, дают оценку предложениям, составленным другими учащимися.

Регулятивные: принимают учебную
задачу

V. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный.

Сообщение
учителя

- Прочитайте стихотворение А. Прокофьева о зиме.

По д…роге по пр…мой

Шла з…ма с м…розами,

Шла з…ма к себе д…мой-

Сне… ст…лила розовый.

За з…мою две м…тели

Сне… тот веяли, мели,

Сне… взв…вали, как х…тели,

И кидали хрустали.

- Какое явление природы описывает автор в этом стихотворении? ( Метель).

- Какие явления природы бывают зимой ещё? (Пурга, буран, вьюга).

- Метель – ветер со снегом как бы метёт землю.

- Пурга – самая сильная низовая метель.

- Вьюга – снег вьётся по ветру.

- Буран – снежная буря.

– Вставьте пропущенные буквы в слова и объясните их правописание.

– Какие слова могли вызвать затруднения при проверке?

- Как нужно действовать, если на конце корня пишется согласная буква по глухости – звонкости?

– Попробуйте сформулировать цель работы сегодня на уроке.

Слушают учителя.

Работают с текстом

Определяют, каких знаний недостаточно для решения орфо-графической задачи.


Предметные: анализируют текст
с целью решения орфографических задач.

Познавательные: сопоставляют изученное и неизученное с целью выявления недостаточности знаний для решения поставленной учебной задачи, определяют цель работы на учебном занятии.

Регулятивные: принимают учебную
задачу, сформулированную учителем.

Коммуникативные: строят монологический ответ, используя аргументацию

VI. Усвоение
новых знаний
и способов действий.

1.Воспроизве-
дение знаний
о парных по глухости-звонкости согласных звуках




2. Знакомство
с правилом
написания парной согласной

Фронтальная,
(беседа по во-просам); индивидуальная
(выполнение
заданий упражнений учеб-
ника). Практический

- Что происходит со звонкими
согласными, находящимися в слабой позиции?

- Какие позиции являются слабыми для звонких согласных?

- Как нужно действовать в таком случае?

Разбор и выполнение упражнений 209, 210 учебника




- Давайте познакомимся с правилом о написании слов со звонкими и глухими согласными на конце и в середине слова на стр.112.

Называют пары звуков, объясняют, что происходит со звонкими согласными, когда они находятся перед глухими согласными.








Читают и обсуждают правило.

Познавательные: наблюдают за текстом с целью анализа изучаемого явления; отрабатывают умение самостоятельно делать выводы, основываясь
на самостоятельном исследовании.

Регулятивные: принимают учебную
задачу, сформулированную учителем


Познавательные: работают с научными текстами, извлекают
из них необходимую
информацию.

Физкультминутка

Коллективная. Практический

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

По тропинке побежали,

До лужайки добежали.

На лужайке, на лужайке,

Мы попрыгаем как зайки.

Стоп! Немного отдохнем,

Дальше мы пешком пойдем

Выполняют движения по тексту под руководством учителя.

Личностные: осуществляют профилактику утомления, ориентируются на здоровый образ жизни.

VII. Закрепление знаний
и способов действий.

1. Упражнение
в подборе слов
с парными со-гласными

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Практический

Организует работу над упражнением 213, контролирует его выполнение.

Выполняют устный разбор упражнения, самостоятельно записывают, выполняют проверку.

Предметные: применяют изученное орфографическое правило на письме, видят изучаемую орфограмму в слове, подбирают проверочное слово, объясняют условия выбора написания.

2. Упражнение
в подборе про-верочных слов
с парными со-гласными.

Индивидуальная.

Практический. Письмо

Организует работу с упражнением 214, контролирует его выполнение

Самостоятельно выполняют упражнение. Представляют
результаты работы.

Предметные:применяют изученное орфографическое
правило на письме

VIII. Рефлексия учебной
деятельности.

Фронтальная. Словесный.

Беседа

– Закончите предложения:

• Урок помог мне…

• Для меня было сложным…

• Мне понравилось…

Заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления
от урока

Регулятивные: открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Домашнее
задание (рабочая тетрадь,
упр. 143)

Фронтальная. Словесный. Объяснение учителя

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие
записи

Регулятивные: принимают учебное
задание в соответствии
с уровнем своего развития




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2026»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее