Урок русского языка 5 класс «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения»

Разработка урока руского языка будет полезна для учителей русского языка.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Предмет: русский язык

Класс: 5

Тема: «Сложное предложение. Наличие двух или более грамматических основ как признак сложного предложения»

Тип урока: комбинированный

Образовательные цели:

Обучающие:

- обеспечить формирование знаний о сложном предложении;

-создать условия для применения полученных знаний в ходе выполнения соответствующих учебных задач;

Развивающие:

- развивать умственные действия как интеллектуальные явления (обобщение, анализ), эмоционально-чувственную и двигательную сферы, психические процессы (воображение, внимание), речь учащихся.

Воспитательные:

- способствовать воспитанию у детей личностных качеств, обеспечивающих успешность индивидуалистической и творческой деятельности.

Учебно-методическое обеспечение:

1. Программное обеспечение – Windows XP (программа Power Point, графический редактор Paint и текстовый редактор Word),

2. УМК по русскому языку для 5-9 классов под редакцией Т.А.Ладыженской: Русский язык. 5 класс.

Оборудование:

1. Компьютер, мультимедийный проектор.

Дидактический арсенал:

1. Опорные схемы по теме «Главные члены предложения», «Сложное предложение».

2. Тесты по теме урока.

План урока:

  1. Мобилизующее начало урока.

  2. Подготовка к активной учебно-познавательной деятельности. Актуализация опорных знаний и умений.

  3. Усвоение новых форм знаний(исследование).

  4. Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала.

  5. Закрепление знаний.

  6. Обобщение и систематизация знаний.

  7. Контроль и самоконтроль знаний.

  8. Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

  9. Подведение итогов урока. Рефлексия.






Ход урока.


п/п

Этапы урока

Цель деятельности

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Примечание

1.

Мобилизующее начало урока.

Настрой учащихся на результативную работу на уроке.

Приветствие. Проверка готовности рабочих мест учащихся к началу урока. Давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, улыбки, и думаю, что сегодняшний день принесёт вам радость общения друг с другом.

Проверяют готовность рабочих мест.


Слайд № 1



Двадцать восьмое октября.

Классная работа.


2.

Подготовка к активной УПД.

Актуализация опорных знаний.

Актуализировать имеющиеся знания и умения учащихся, необходимые для работы над темой урока.

1.Наш урок - исследование. Вам было предложено домашнее задание найти значение слова «исследовать». Что значит исследовать?



Как звучит словарная статья?







Кто такой исследователь?


Как вы думаете, какими

качествами должен обладать исследователь?




Каждый научный сотрудник должен обладать определенными знаниями и умениями, чтобы быть способным проводить исследовательскую работу.

Я думаю, что вы справитесь с работой исследователя. Самое главное на уроке - это думать и размышлять.



2. Словарная работа.

Древняя пословица права:

Да, язык – великое богатство.

Только надо записать слова,

А не то бесследно разлетятся!


Для работы со словарными словами нужны 2 помощника.

Задание «Найди друга».


На доске:

Ба.ряный пр.родой

любоват.ся от холода

уд.вительный изд.лека

слыш.т.ся день

др.жать лист


Что получили?


Что такое словосочетание?




Спасибо, ты заслужил право снять первый осенний листок с волшебного дерева, которое поможет нам исследовать материал ( «Синтаксическое дерево» на доске).
















Отвечают: изучать, наблюдать, выяснять.



Изучать – подвергать научному изучению или наблюдать для выяснения изучения чего-нибудь. (С.И.Ожегов)


Человек, который что-то исследует.



Он должен быть внимательным, наблюдательным, прозорливым.












Записывают дату.












Работают в тетрадях.


2 человека у доски на скорость.


Самопроверка.




-Словосочетания.


-Это сочетание слов, одно главное, другое зависимое, связаны грамматически и по смыслу.

























Слайд № 2



Исследовать

Исследователь

Внимательный

Наблюдательный

Прозорливый










































Слайд № 3

Блиц – опрос «Проверь себя».

1. Что такое словосочетание?

2. Синтаксис – это…

3.Чем отличается предложение от словосочетания?

4.Что составляет грамматическую основу предложения?

5.Виды предложений по цели высказывания.

6.Виды предложений по эмоциональной окраске.


7.Виды предложений по наличию второстепенных членов предложения.









































2. Синтаксический разбор простого предложения.

Составьте предложения, используя данные словосочетания.


У доски 1 человек

Мы любуемся осенней природой.

Какие еще бывают предложения по высказывания?(листочки снимают , если правильный ответ)







Посмотрите на дерево, почему остался один листочек? Кто догадался?
















Записывают.

1.По цели высказывания- повествовательное.

2. По интонации- невосклицательное.

3. По наличию грамматической основы – простое.

4. По наличию второстепенных членов – распространенное.


-Сложное предложение.
























Слайд № 4




Сложное предложение.










3.

Усвоение новых знаний.

Сформировать у учащихся конкретные представления о сложном предложении.

Сообщает тему и цели урока.

Как исследователи мы попробуем ответить на вопрос «Какое предложение называется сложным?»


-Какое сейчас время года?

-Об осени сказаны самые красивые и проницательные слова. Она вдохновила многих поэтов, художников, музыкантов на создание замечательных произведений искусства. Прослушайте музыкальный фрагмент и запишите все возникшие у вас ассоциации на листе.










Записывают тему урока.






Осень.










Социализация /работа в парах/, составление предложений и запись их в листе исследователя.


Осень.

Обсыпается весь наш бедный сад. Листья пожелтелые по ветру летят.


Заунывный ветер гонит

Стаю туч на край небес.






Слайд № 5


Музыкальный фрагмент из цикла «Времена года. Октябрь» П.И.Чайковский.




Какое предложение?

Докажите.

Какую схему вы начертили бы к этому предложению?


А если несколько предложений объединить в одно, что получится?



Докажите.



Почему получило название сложное?



С какой интонацией нужно произносить такое предложение?


Как на письме разделяются части сложного предложения?






1. Работа с листами исследователя.


Запись предложений на доске и в листах:

Птицы улетели в тёплые края.

Облетают листья и тихо падают на землю.

Солнышко спряталось за тучи, и начался дождь.


- Чем отличается третье предложение от предыдущих?




Это предложение сложное. Почему получило такое название?

С какой интонацией нужно произносить такое предложение?


Как на письме разделяются части сложного предложения?


Итак, какую схему вы начертили бы к этому предложению?


Сравним полученные результаты с имеющимися научными выводами. Откройте учебник на странице 91.


Простое.

Одна грамматическая основа.





Сложное предложение.




Две грамматические основы.

Сложено из двух или из нескольких основ.



Произносятся части сложного предложения с интонацией конца предложения.



Запятой.





На рабочем месте каждого учащегося «Лист исследователя».


Первое – простое. Одна грамматическая основа.

Второе – простое. Одна грамматическая основа.




Оно содержит две основы.





Сложено из нескольких грамматических основ.


С интонацией перечисления.


Запятой.







Читают.


Слайд № 6


Схемы предложений













































Слайд № 7







4.

Упражнения для снятия эмоционального напряжения и физической усталости.

Снять эмоциональную нагрузку, физическую усталость, предупредить утомляемость.

-Немного отдохнем. Несколько раз глубоко вдохните и выдохните: вдох – выдох, вдох – выдох и еще раз - вдох – выдох. Широко улыбнитесь своему соседу справа, а теперь – соседу слева. А теперь подарите мне свои улыбки – урок продолжается.

Выполняют упражнения.





5.

Закрепление нового материала.

Установить осознанность усвоения учащимися нового материала, выявить, можно ли переходить к следующему этапу урока.

Работа с текстом.


Прочитайте. Можно ли эти предложения назвать тестом? Докажите.


Что нового узнали из текста?











- Какие еще названия у октября?

- Как вы думаете, почему его так называют?




- Объясните правописание пропущенных букв. Каким орфограммам они соответствуют?


- Найдите в тексте ошибки, связанные с постановкой знаков препинания в сложных предложениях.



У каждого текст на парте.


Это текст, так как предложения связаны одной темой – октябрь, главной мыслью.



Свое нынешнее название октябрь получил в Древнем Риме от латинского слова окто, то есть восьмой. Поскольку раньше год начинался с марта и, следовательно, октябрь был восьмым месяцем. Слово вошло в обиход в XI веке.


- Октябрь – грязник.

- Другое название – листобой.




Комментируют, доказывают.














Слайд №8




6.

Обобщение и систематизация знаний.

Обобщить знания и умения по теме урока, подготовить к контролю и самоконтролю знаний.

- Итак, обобщим знания о сложном предложении, подготовимся к выполнению диагностического теста.

- Ответьте на вопросы:

1. Какое предложение называется сложным?

2. На какие группы делятся предложения по способу соединения простых?

3. Как разделяются простые предложения в составе сложного?








Отвечают:




Союзные и бессоюзные.


Запятой.











7.

Контроль и самоконтроль знаний.

Проверка знаний и умений учащихся по теме урока, выявление пробелов и их причин, стимулирование учащихся на самообразование.


Выполняют тесты типа ЕГЭ


Самопроверка тестов по ключам к ответам.







Самооценка работ.



Слайд №8


А-1 – 1,2

А-2 – 1

А-3 – 1

А-4 – 1,3

8.

Информация о домашнем задании.

Сообщить домашнее задание, проинструктировать учащихся о его выполнении.

Составить текст из 6-7 предложений на тему «Осень», включая в него сложные предложения

Упр. № 221 по образцу, п.46.

Записывают в дневнике.












9.

Подведение итогов урока. Рефлексия.

Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Учитель предлагает учащимся прокомментировать урок.

- Как вы себя ощущаете в конце урока?

- Изменилось ли ваше настроение? Как?

- Я благодарю всех за исследовательскую работу.

- Сегодня на уроке вы были

УМНЫ,

ДОБРЫ,

КРАСИВЫ,

ВОСПИТАННЫ. Я дарю вам букет осенних листьев.

Поднимают осенние листочки красного, зеленого, коричневого цвета.













9


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее