«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок риторики по теме: "Всегда ли молчание-золото?"

Цель:

Создать педагогические условия для знакомства с молчанием как средством общения.

Обеспечить закрепление изучаемого материала в ходе решения риторических задач.

Помочь осознать социально-практическую и личную значимость учебного материала.

Воспитывать потребность в повышении собственной коммуникативно-речевой культуры.

Создать педагогические условия для развития умения общаться.

Предметные: овладеть понятием «молчание».

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Личностные: развитие «Я-концепции» и самооценки личности, ориентация на выполнение основных моральных норм

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru

Факультет технологий интерактивного обучения - www.moi-amour.ru

Второй открытый фестиваль «Активные методы обучения в образовании»


      1. Подробный конспект урока риторики в 8 классе


Организационная информация

Автор урока


Анна Владимировна Бочкова

Должность


Учитель русского языка и литературы

Образовательное учреждение


МБОУ СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов

Округ


ХМАО-Югра, Тюменская область

Город


г. Пыть-Ях

Предмет


риторика

Класс, количество человек


8 (23 человека в классе)

Продолжительность урока


40 минут

Методическая информация

Тема урока


Всегда ли молчание – золото?

Автор учебника, по которому ведётся обучение


Российская академия наук Российская академия образования издательство «Просвещение», Риторика. 8 класс. Учебное пособие для общеобразовательной школы. в2-х ч. под ред. Т. А. Ладыженской, 2015 г.

Классификация урока в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками)


Урок изучения и первичного закрепления новых знаний, практико-ориентированный

Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса

(раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива)


Уровень знаний в классе средний. В классе обучается 23 человека.

Цели и задачи урока мероприятия

(ЗУНКи, компетентности, УУД, которые актуализируют, приобретут, закрепят ученики в ходе урока.


Цель:

Создать педагогические условия для знакомства с молчанием как средством общения.

Обеспечить закрепление изучаемого материала в ходе решения риторических задач.

Помочь осознать социально-практическую и личную значимость учебного материала.

Воспитывать потребность в повышении собственной коммуникативно-речевой культуры.

Создать педагогические условия для развития умения общаться.

Предметные: овладеть понятием «молчание».

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; умение устанавливать причинно-следственные связи.

Регулятивные:

принимать и сохранять учебную задачу, выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме.

Коммуникативные: адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Личностные: развитие «Я-концепции» и самооценки личности, ориентация на  выполнение основных    моральных норм

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения урока.


Компьютер, доска, проектор, цветные листы формата А-4, маркеры, магниты, цветные шляпы-3 шт, вешалка, белые шарфы-4 шт.


Подробный конспект урока


Фаза урока/занятия/

мероприятия

Этап урока/занятия/мероприятия

Продолжительность

этапа (минуты)

Подробное описание АМО по установленной схеме1:



Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия»

- инициация































- вхождение или погружение в тему (целеполагание)


3 минуты

Название метода: «Я в группе»

Цель метода: включение в деятельность.

Необходимые материалы: цветные листы-5 шт, разрезанные каждый на 4 купона с названиями групп.

Предварительная подготовка: подготовить купоны.

Технология проведения:

Рассадка обучающихся происходит случайным образом. При входе в кабинет на парте каждый выбирает себе цветной купон на посещение дискуссионного клуба, на котором написана одна из фраз и садится за тот стол, где написана данная фраза.

1-Кто разбил?

2-Опять наябедничала…

3-Кто дежурный?

3-Завтра контрольная.

Учитель:

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок риторики. На нем присутствуют гости. Повернитесь и поздоровайтесь с ними.

Происхождение метода: авторский

3 минуты

1. Брифинг.

Вчера ко мне обратилась ваша одноклассница и попросила помочь разобраться в ситуации. Давайте её послушаем.

Что же делать? Не пойму...

Я молчу иль не молчу,

Но вокруг меня всегда

Происходят чудеса.

Если я сижу за партой,

Разговаривая с Катей

Мне учитель говорит:

"Юля, лучше помолчи!"

Я решаю быть как рыба,

Вызывают - как красиво

На доске пишу заданье,

Но ответить "не судьба мне"!

(Ведь решила я молчать,

Поумнее чтобы стать!)

Что случилось, невдомёк?!

Ставят двойку за урок!

Что же делать? Не пойму...

Я, ребята, вас прошу:

Помогите мне понять,

Когда следует молчать?

2. Формулировка темы и цели урока.

- Ребята, давайте не будем бросать Юлю в беде, а поможем ей разобраться. Тема нашего сегодняшнего урока: "Молчание - золото?". А в конце занятия мы сможем ответить Юле на вопрос: когда следует промолчать, а когда высказать своё мнение, дать ответ.

3. Запись в тетради: число, классная работа, тема урока.

Фаза 2 «Работа над темой»


- интерактивная лекция (инпут)








































Физминутка «Проверим домашнее задание»











проработка содержания темы


10 минут

1.На слайде записаны пословицы. Давайте обратимся к ним и подумаем, в каких ситуациях их можно применить.

Нужно молчать, коли нечего сказать.

Промолчишь - не поссоришься.

Молчание - знак согласия.

Доброе молчание лучше худого слова.

И за молчанье гостинцы дают.

Заставив человека молчать, вы еще не убедили его.


2. -Почему же иногда люди молчат? Сделаем вывод (опорная схема записи в тетрадь)

По данным соцопроса, который провели обучающиеся 11 класса выяснилась следующая информация, что

  • 50% - не хотят продолжать бесполезный разговор,

  • 30% - не располагают необходимой информацией в данной области,

  • 20% - не имеют права разглашать чью – либо тайну.

3. –Так, в каких же ситуациях лучше промолчать? Ответить на вопрос нам поможет сказка «Кто умнее?». Она находится у вас на столах на белом листе.

Сошлись раз Козел, Бык и Баран и начали спорить, кто из них умнее. Один говорит, что он умнее, другой говорит, что он умнее. Никому не хочется быть глупее других. Пошли они к Ослу, чтобы он рассудил их.

- Осел, скажи, пожалуйста, кто из нас умнее.

Осел дал им задачу.

- Пусть каждый из вас скажет, почему трава растет.

Бык говорит:

- Трава растет потому, что идет дождь.

Козел говорит:

- Трава растет потому, что греет солнце.

А Баран молчит. Молчит день, молчит два, молчал год, молчал два, молчал три года.

И Осел решил, что Баран умнее всех.

- Почему молчал Баран? Почему Осел решил, что Баран умнее всех? Согласны ли вы с мнением Осла?

3 минуты

А физминутку мы проведем, проверяя домашнее задание:

1. -Изобразите самую известную закрытую позу стоя.

2. -Изобразите самую известную закрытую позу сидя.

3. -Изобразите самую правильную открытую позу.

4. -Изобразите самый известный жест-иллюстратор учителя правой рукой, а теперь левой рукой.

5. -Этот жест-символ в Америке означает "все хорошо", "все в порядке" , в Японии – деньги, а во Франции, что ты не умен.

6. -Когда ты затрудняешься в ответе, ты используешь именно этот жест-адаптор.

7. -По словам немецкого философа Канта этот жест-регулятор является «видимой частью мозга. Он поможет нам продолжить наше занятие. Повернитесь друг к другу и исполните его.


10 минут

Название метода: «Кто прав?»

Цели и задачи метода: формирование коммуникативно-речевых навыков и умений.

Необходимые материалы: листы формата А-4 с ситуациями.

Предварительная подготовка: на листах напечатаны ситуации для решения, сложены и спрятаны в табличках с названиями групп.

Технология проведения:

1)Учитель: В табличках, которые находятся у вас на столах находятся сложенные листы с заданиями. За 3 минуты вам нужно решить, можно ли в данной ситуации сказать, что «молчание-золото».

-Кто разбил окно? Сейчас же признавайтесь!

Я молчу, я знаю, что Петя сейчас признается:

-Это я виноват!

*****

-Опять Танька про меня учительнице наябедничала, что я ее обижаю!

Пойду разберусь с ней ,- говорит Ленька.

Я промолчал, хотя я знаю, что Ленька не прав, и мне жалко Таньку.

*****

- Кто дежурный ? Почему доска грязная?

Все молчат.

*****

- Завтра контрольная по математике, готовиться неохота. И ты, Мишка, не готовься. Подумаешь, двойки поставят.

Я ничего не говорю, с Колей бесполезно спорить.

2) Метапредметная задача.

- Ребята, а как вы думаете, кто бы мог забыть эти вещи?

- Да, вы правы. Эти вещи оставили известные джентльмены своего времени: Буаст, Плутарх и Като Младший, которые постоянно вели дискуссию по вопросу «Можно ли назвать молчание золотом?» Что бы вы сказали на эту тему?

Мудрые изречения:

Молчание не всегда доказывает присутствие ума, зато доказывает отсутствие глупости. (П. Буаст)

Ни одно произнесенное слово не приносило столько пользы, сколько множество несказанных. (Плутарх)

Никому не повредит, что он промолчал, но может повредить то, что он сказал. (Като Младший)

Происхождение метода: авторский

Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия»

























- подведение итогов (рефлексия, анализ и оценка урока)


5 минут

Название метода: «Семейный кластер»

Цели и задачи метода: подвести эмоциональный настрой урока

Необходимые материалы: листы формата А-4 желтого цвета, маркеры.

Предварительная подготовка: подготовить листы желтого цвета формата А-4, маркеры.

Технология проведения:

Учитель: Спасибо, ребята, за урок. Я думаю, что Юля поняла прекрасно, когда нужно молчать, а когда молчание невозможно.

Наш урок я хотела бы закончить притчей. (смотрим видеоклип)

Составим кластер. Так что же для вас означает молчание? Договоритесь с группой и выберите одно существительное, между которым и словом молчание можно поставить знак равенства и напишите на листке желтого цвета.

-Уважаемые взрослые, мы просим достроить наш кластер и выбрать одно существительное, которое будет для вас означать молчание.

Происхождение метода: авторский

3 минуты

Стихотворение.

Молчанье открывает сердца двери,

Молчаньем можно многое сказать.

Им можно одиночество измерить,

А можно о любви им рассказать.


Молчанье – форма высшая общенья,

Когда нет слов, чтоб чувства передать.

Оно понятно, как двух сердец биенье -

От сердца к сердцу протекает Благодать.


Им глубину предательства измеришь,

Когда молчанье ранит, словно нож…

И каждую секунду не изменишь,..

С ним в Вечности отчаянья живешь…


Молчанье - это высшая награда

Признания, когда пусты слова.

Для сердца одинокого отрада -

Далеких снов желанная тропа…


Молчанье равнодушья - убивает…

Разменивая чувства за пятак.

А каменное сердце не страдает,

И черной мути открывает зрак…


Молчание в молитве - очень сильно…

Душа очистится огнем Святой Любви.

Божественных энергий Свет обильно

Излечит падшую природу всей души.


Молчанье – синь небесного горенья

Когда меж двух влюбленных – чувств пожар.

Любви небесной, огненной мгновенья -

Благословенье Божье – Высший Дар.



Домашнее задание

3 минуты

Написать сочинение (10-15 предложений) по теме: «Когда и в каких ситуациях мне приходилось молчать и почему?»




1

10


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее