Урок развития речи " Что такое доброта?" (учитель русского языка и литературы Королева Светлана Викторовна МБОУ СОШ №10, г.Апатиты Мурманской области)
Цель урока: продолжить знакомство с таким типом речи как рассуждение, расширить представление учащихся об особенностях рассуждения.
Задачи урока:
развивающие:
1) развивать речевую культуру учеников;
2) развивать память учащихся и умение пересказывать.
воспитательные:
1) прививать любовь к художественному слову, литературе в целом;
2) воспитывать потребность к душевной красоте через материал урока.
В наше сложное время; когда компьютеры и машины выполняют сотни операций и заменяют десятки людей, встаёт как первоочередная ПРОБЛЕМА взаимоотношений между людьми. Это, конечно, очень странно звучит… Вдруг рядом со словом «проблема» ставятся слова: «нравственность», «уважение», «добро», «теплота». Но особенно сейчас стало необходимым обращение к непреходящим общечеловеческим ценностям: совесть, честь, долг, счастье, добро и зло. Люди всегда задумывались над проблемами добра и зла: философы, политики, писатели, поэты, музыканты, художники. Некогда Сократ полагал: «Люди поступают дурно только потому, что не знают, что считать добром, а что - злом».
Вот и давайте сегодня поговорим о добре и зле в нашем мире.
Тема
Итак, нам представлен круг вопросов:
1 .Какой смысл вы вкладываете в понятия «добро» и «зло»?
2.Почему человек должен жить в сфере добра?
Добро - это утверждение; зло - отрицание стремления к счастью." Л.Фейербах .
А эпиграфом к нашему классному часу станут слова Андрея Дементьева (слайд № 2)
Доброту не купишь на базаре.
Искренность у песни не займёшь.
Не из книг приходит к людям зависть.
И без книг мы постигаем ложь.
Видимо, порой образованью
Тронуть душу
Не хватает сил.
Дед мой без диплома и без званья
Просто добрым человеком был.
Значит, доброта была вначале?..
Пусть она приходит в каждый дом,
Что бы мы потом ни изучали,
Кем бы в жизни ни были потом.
Андрей Дементьев
1.Ребята, как вы думаете, что такое доброта ? Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Полон д
. Работа в группах( заполнение кластеров) I группа: Подбор синонимов к слову доброта
Гуманность, самоотверженность, доброта, отзывчивость, долг, сочувствие, человечность, забота, честь, внимание, ласка, сострадание, человеколюбие, толерантность, жалость, альтруизм, любовь, благотворительность ,милосердие, забота оброты кто-н.
II группа: Подбор антонимов к слову доброта
2
Равнодушие, эгоизм, черствость, бездушие, злость, зависть, высокомерие, жадность, жестокость, безжалостность.
– Каких же слов больше получилось синонимов или антонимов? Почему?
Сфера – область, пределы распространения чего-либо. Значит, сфера добра больше?
– Каких людей больше в вашей жизни - отзывчивых или равнодушных?
– В чем причины людского равнодушия и невнимания?
2.О природе зла и добра всегда размышляли философы.(слайд № 3)
С середины 1980-х годов отец Александр Мень — один из самых популярных христианских проповедников (в том числе в средствах массовой информации). Он был одним из основателей Российского библейского общества в 1990 году,[5] Общедоступного православного университета, журнала «Мир Библии». Отец Александр активно поддерживал благотворительную деятельность, стоя у истоков создания Группы милосердия при Российской детской клинической больнице, которая впоследствии была названа его именем и стала одним из значительных благотворительных проектов.[6]
Во время выступлений отец Александр неоднократно получал записки с угрозами. Был убит утром 9 сентября 1990 года. Он торопился в церковь: надо было вовремя поспеть к литургии. К нему подбежал какой-то человек и протянул записку. Мень вынул из кармана очки и начал читать. В это время из кустов выскочил другой человек и с силой ударил его сзади топором (саперной лопаткой). Обливаясь кровью, священник направился к станции. По пути женщина спросила: «Кто вас, отец Александр?». «Да нет, никто, я сам!» — ответил он. Потом, теряя силы, повернул назад, к дому, дошёл до калитки и упал.
Несмотря на личные распоряжения президента СССР и председателя Верховного Совета России, убийство осталось нераскрытым.
Русские философы пытались объяснить первопричину происхождения зла , классифицировали его на природное, социальное и моральное.
-Как вы считаете, кто виноват в том , что в мире существует зло? Русские философы пришли к выводу, что сам человек, только он один вносит в мир критерии добра и зла и сам отвечает за то добро и зло, которое есть в мире.
3.Как вы думаете , связаны ли между собой два понятия: любовь и доброта?
-Где говорится о любви к ближнему ? ( слайды № 4-7)
Библию считают книгой книг . Почему?
1.это самая первая книга в мире , которая получила форму книги, до неё были свитки.
2.это самая первая печатная книга
3
3.первый иностранный перевод на другие языки мира
4.самая популярная книга
Конечно, в притчах Библии тоже говорится о добре и зле.
Чтение и анализ «Притчи о добром самарянине». (сайд № 8)
12 учеников Иисуса – апостолы- ходили из города в город, проповедуя его учение, рассказывая истории иносказательного характера, рассказывая так, чтобы они были понятны каждому.
Эта притча была рассказана Христом в ответ на вопрос некоего законника: кого надлежит считать своим ближним? ("А кто мой ближний" - Лк. 10:29).
Евангелие от Луки 10:30-37
30. На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.
31. По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.
32. Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.
33. Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился
34. и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;
35. а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.
36. Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?
37. Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.
Левит-священнослужитель у древних евреев
Рознь на религиозной почве
В ситуацию выбора поставлены и герои притчи о добром самарянине. Самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь.
Как называется положительное чувство, которое человек испытывает к другому, попавшему в беду?
Милосердие.
Именно это чувство и любовь к человеку оказались выше религиозной розни. Такому отношению к ближнему, когда человек «важнее любой идеи, национальной, социальной и государственности», учил Христос. А священник и его помощники, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно
4
Истолкование:
Назидательный смысл приведенных Христом примеров поведения трех человек, видевших попавшего в беду, в том, что первые двое - священник и левит - должны были бы быть ближними пострадавшему (конечно же иудею, жителю, очевидно, Иерусалима или Иерихона), но в действительности таковыми не оказались, в то время как самарянин, этот традиционный враг евреев ("Иудеи с Самарянами не сообщаются" –
4.У Даниила Гранина есть очерк «О милосердии» . ( слайды № 9-10)
«О МИЛОСЕРДИИ» Д. Гранин
В прошлом году со мной приключилась беда. Шел по улице, поскользнулся и упал... Упал неудачно, хуже и некуда: сломал себе нос, рука выскочила в плече, повисла плетью. Было это примерно в семь часов вечера. В центре города, на Кировском проспекте, недалеко от дома, где живу.
С большим трудом поднялся, забрел в ближайший подъезд, пытался платком унять кровь. Куда там, я чувствовал, что держусь шоковым состоянием, боль накатывает все сильнее и надо быстро что-то сделать. И говорить-то не могу — рот разбит.
Решил повернуть назад, домой.
Я шел по улице, думаю, что не шатаясь. Хорошо помню этот путь метров примерно четыреста. Народу на улице было много. Навстречу прошли женщина с девочкой, какая-то парочка, пожилая женщина, мужчина, молодые ребята, все они вначале с любопытством взглядывали на меня, а потом отводили глаза, отворачивались. Хоть бы кто на этом пути подошел ко мне, спросил, что со мной, не нужно ли помочь. Я запомнил лица многих людей, — видимо, безотчетным вниманием, обостренным ожиданием помощи...
Боль путала сознание, но я понимал, что, если лягу сейчас на тротуаре, преспокойно будут перешагивать через меня, обходить. Надо добираться до дома. Так никто мне и не помог.
Позже я раздумывал над этой историей. Могли ли люди принять меня за пьяного? Вроде бы нет, вряд ли и производил такое впечатление. Но даже если и принимали за пьяного — они же видели, что я весь в крови, что-то случилось — упал, ударили, — почему же не помогли, не спросили хотя бы, в чем дело? Значит, пройти мимо, не ввязываться, не тратить времени, сил «меня это не касается» стало чувством привычным?
С горечью, вспоминая этих людей, поначалу злился, обвинял, недоумевал, потом стал вспоминать самого себя. Нечто подобное — желание отойти, уклониться, не ввязываться — и ее? мной было. Уличая себя, понимал, насколько в нашей жизни привычно стало это чувство, как оно пригрелось, незаметно укоренилось.
Я не собираюсь оглашать очередные жалобы на порчу нравов. Уровень снижения нашей отзывчивости заставил, однако» призадуматься. Персонально виноватых нет. Кого винить? Оглянулся — и причин видимых не нашел.
Раздумывая, вспоминал фронтовое время, когда в голодной окопной вахней жизни исключено было, чтобы при виде раненого пройти мимо него. Из твоей части, из другой — было невозможно, чтобы кто-то отвернулся, сделал вид, что не заметил. Помогали, тащили на себе, перевязывали, подвозили... Кое-кто, может, и нарушал этот закон фронтовой жизни, так ведь были и дезертиры, и самострелы. Но не о них речь, мы сейчас — о главных жизненных правилах той поры.
Я не знаю рецептов для проявления необходимого всем нам взаимопонимания, но уверен, что только из общего нашего понимания проблемы могут возникнуть какие-то конкретные выходы. Один человек — я, например, — может только бить в этот колокол тревоги и просить всех проникнуться ею и подумать, что же сделать, чтобы милосердие согревало нашу жизнь. (По Д. А. Гранину. Из очерка «О милосердии»)
По какому поводу собирается он бить тревогу?
Об отсутствии какого нравственного начала в человеке тревожится? (милосердие).
Как вы понимаете значение этого слова?
Милосердие - готовность помочь кому-либо или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
Как бы вы ответили на вопрос, заданный Д. Граниным: «Что сделать, чтобы милосердие согревало"
Плохо, когда люди, стремясь к собственному благополучию, забывают о том, что существуют, живут они в этом мире не одни, что кругом тоже люди, о которых нужно думать, с которыми необходимо считаться. Чёрствость души- самая страшная болезнь на свете. А.П.Чехов говорил: «Спешите делать добро!» Если мы не будем обращать внимания на чужое горе, если начнём заглушать голос собственной совести, убеждая себя в том, что потом наверстаем упущенное, а пока и без т ого много забот, то тем самым мы убьём в себе самое ценное – способность оставаться уважаемым человеком, способность делать добро. Это огрубляет наше сердце, покрывает его непроницаемой коркой, сквозь которую уже не пробьются мольбы о помощи. Помните, что после потери доброты происходит неминуемая потеря нравственности.
Работа с лексическим значением слов, записанных на доске
• АЛЬТРУИЗМ –– нравственный принцип, предписывающий сострадание и милосердие к другим людям, бескорыстное служение им и готовность к самоотречению во имя их блага.
• Гуманизм - это человеколюбие, когда люди понимают, что они - самое дорогое, что есть в жизни. Гуманизм затрагивает темы: роль человека в обществе, смысл жизни, духовность человека, его место в истории. Для гуманистов «человек» - это главная ценность. Все что противоречит этим принципам - антигуманно: унижения, оскорбления, причинение душевной боли.
•
• ТОЛЕРАНТНОСТЬ, или терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общности с людьми, которые отличаются в некотором отношении от превалирующего типа или не придерживаются общепринятых мнений
• БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ - оказание материальной помощи нуждающимся как отдельными лицами, так и организациями. Благотворительность может быть направлена на поощрение и развитие каких-либо общественно значимых форм деятельности (например, защита окружающей среды, охрана памятников культуры).
• КТО ТАКОЙ ВОЛОНТЁР? Доброволец; человек, который добровольно выполняет полезную для общества работу.
Сопереживая пожилым людям, волонтеры стараются оказать поддержку, подарить любовь и тепло.
Совершая добрые дела, они протягивают руку любви и помощи пожилым людям, зачастую одиноким, инвалидам.
Волонтёры работают БЕСПЛАТНО, на собственном энтузиазме
Как вы думаете, каких людей больше , отзывчивых или равнодушных?
5.О людях, несущих добро в нашу жизнь, посвятивших себя служению другим людям. (учащимся заранее было дано задание подготовить презентации, которые они в ходе классного часа будут представлять)
Движение сестер милосердия ( слайды № 11-13)
Императрица Александра Федоровна (слайды № 14 – 15)
Мать Тереза (слайды № 16-18)
Доктор Л. Рошаль (слайды № 19-20)
Добро без границ ( 21-22)
Движению сестер милосердия - 150 лет
• СЕСТРЫ милосердия. Медицинские сестры. А чаще просто "сестрички"...
• Сколько людей на протяжении веков были обязаны им своей жизнью! О действиях сестер милосердия прекрасно рассказал в своих "Севастопольских рассказах" Лев Толстой. 68 из прибывших на фронт женщин были награждены медалью "За оборону Севастополя ".
В 1854 г. Великая княгиня Елена Павловна открыла в Санкт-Петербурге Крестовоздвиженскую общину сестер милосердия, которых готовили для работы в военных госпиталях осажденного Севастополя.
Российский Красный Крест - неотъемлемая часть международного Движения Красного Креста и Красного Полумесяца, которое объединяет свыше 500 миллионов человек в 181 стране мира, в т.ч. - Международный Комитет Красного Креста и Международную Федерацию обществ КК и КП, 181 национальное общество КК и КП, 77 миллионов членов обществ, 20 миллионов добровольцев. Ежегодно 233 миллиона человек становятся получателями помощи Красного Креста.
• Представители Царского Дома тоже участвовали в движении сестер милосердия. Во время первой мировой войны императрица Александра Федоровна и четыре Великие Княжны стали сестрами милосердия, а Зимний дворец превратился в госпиталь. По их примеру многие представители Дома Романовых свои личные средства вкладывали в благотворительность.
Мать Тереза.
Ее считали святой еще при жизни. Ей выпала нелегкая и радостная доля нести людям - в который раз! - благую весть, что Бог есть любовь и что смысл жизни каждого смертного лишь в том, чтобы любить и быть любимым.
В ХХ веке она стала не просто символом милосердия, но вместе со своими послушницами являла реальную силу, с которой нельзя было не считаться. Ею восхищались, перед ней преклонялись, ее боготворили
Доктор Леонид Рошаль
Директор Московского НИИ неотложной детской хирургии и травматологии при РАМН, президент Международного благотворительного общественного фонда помощи детям при катастрофах и войнах, заведующий отделением неотложной хирургии и травмы детского возраста Научно-исследовательского института педиатрии Научного центра здоровья детей РАМН. Доктор медицинских наук, профессор. Член Общественной палаты, председатель Комиссии палаты по вопросам здравоохранения.
Все эти люди живут в сфере добра.
-А как вы думаете, существует ли сфера зла? ( слайды № 23-31)
В жизни, как на маскараде – зло нередко принимает личину добра. Иногда зло действует, как мошенник, обманом или подлогом стараясь прельстить человека, переманить на свою сторону. Но порой зло выступает и в своем собственном обличии. Угрожая человеку самым страшным образом, если он не желает склоняться ко злому делу. В современном мире есть символ зла – это терроризм. По мере того, как люди теряют свою преданность добру, зло усиливается и все больше проявляет свою террористическую сущность.
6.Темой нашего классного часа стали слова Д.С.Лихачёва. Что вы о нём знаете? (слайд № 30 )
Личность ученого Д.С. Лихачева – образец человека и гражданина. В пору всеобщего смятения умов академик Лихачев стал олицетворением идеи служения вечным, абсолютным ценностям. Его научный и нравственный авторитет в обществе был безупречен, он стал идеалом современника для миллионов россиян.
Мало кто знает о 25-ти заповедях Лихачева и о том морально-нравственном климате, который он порождал вокруг себя. Дмитрий Сергеевич - это совершенно особый тип личности, он, концентрированная совесть России, всегда очень ответственно относился к своему слову... У него был дар вести беседу. Он никогда, ни при каких обстоятельствах не мог унизить другого человека. Лихачев мог быть с вами принципиально не согласным, но никогда никого не принижал и всегда говорил с людьми в добром и уважительном тоне. «Он нас гуманно мыслить научил», - писал Некрасов о Белинском. Эти абсолютно точные слова можно было бы отнести и к характеристике Лихачева.
Одна из замечательных книг академика Д.С. Лихачева так и называется “Письма о добром и прекрасном”. В этой книге 46 писем, каждое из них – урок добра. Давайте послушаем несколько отрывков о добре.
“Человек должен жить в сфере добра. Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро.
Злое дело забывается быстрее, чем доброе. Может быть, это происходит оттого, что вспоминать хорошее приятнее, чем злое? Но дело и в другом. Зло – дробит общество. Добро – соединяет, объединяет, роднит. Оно вызывает симпатию, дружбу, любовь. Поэтому злые объединения недолговечны
А он дальше пишет: “Сфера добра большая. Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности.
“Добро” в понимании Д.С. Лихачева- это , прежде всего, отсутствие эгоизма во всем и забота о другом человеке.
Знакомство с письмом седьмым « Что объединяет людей?»
Работа по группам : 1 группа : О каких этажах заботы пишет автор в первых четырёх абзацах ; 2группа: В последующих четырёх?
ЧТО ОБЪЕДИНЯЕТ ЛЮДЕЙ
Этажи заботы. Забота скрепляет отношения между людьми. Скрепляет семью, скрепляет дружбу, скрепляет односельчан, жителей одного города, одной страны.
Проследите жизнь человека.
Человек рождается, и первая забота о нем — матери; постепенно (уже через несколько дней) вступает в непосредственную связь с ребенком забота о нем отца (до рождения ребенка забота о нем уже была, но была до известной степени «абстрактной» — к появлению ребенка родители готовились, мечтали о нем).
Чувство заботы о другом появляется очень рано, особенно у девочек. Девочка еще не говорит, но уже пытается заботиться о кукле, нянчит ее. Мальчики, совсем маленькие, любят собирать грибы, ловить рыбу. Ягоды, грибы любят собирать и девочки. И ведь собирают они не только для себя, а на всю семью. Несут домой, заготавливают на зиму.
Постепенно дети становятся объектами все более высокой заботы и сами начинают проявлять заботу настоящую и широкую — не только о семье, но и о школе, куда поместила их забота родительская, о своем селе, городе и стране...
Забота ширится и становится все более альтруистичной. За заботу о себе дети платят заботой о стариках-родителях, когда они уже ничем не могут отплатить за заботу детей. И эта забота о стариках, а потом и о памяти скончавшихся родителей как бы сливается с заботой об исторической памяти семьи и родины в целом.
Если забота направлена только на себя, то вырастает эгоист.
Забота — объединяет людей, крепит память о прошлом и направлена целиком на будущее. Это не само чувство — это конкретное проявление чувства любви, дружбы, патриотизма. Человек должен быть заботлив. Незаботливый или беззаботный человек — скорее всего человек недобрый и не любящий никого.
Нравственности в высшей степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). Чувство сострадания (или что-то близкое ему) заставляет нас бороться за памятники культуры, за их сохранение, за природу, отдельные пейзажи, за уважение к памяти. В сострадании есть сознание своего единства с другими людьми, с нацией, народом, страной, вселенной. Именно поэтому забытое понятие сострадания требует своего полного возрождения и развития.
Удивительно правильная мысль: «Небольшой шаг для человека, большой шаг для человечества». Можно привести тысячи примеров тому: быть добрым одному человеку ничего не стоит, но стать добрым человечеству невероятно трудно. Исправить человечество нельзя, исправить себя — просто. Накормить ребенка, провести через улицу старика, уступить место в трамвае, хорошо работать, быть вежливым и обходительным... и т.д. и т.п.— все это просто для человека, но невероятно трудно для всех сразу. Вот почему нужно начинать с себя.
Добро не может быть глупо. Добрый поступок никогда не глуп, ибо он бескорыстен и не преследует цели выгоды и «умного результата». Назвать добрый поступок «глупым» можно только тогда, когда он явно не мог достигнуть цели или был «лжедобрым», ошибочно добрым, то есть не добрым. Повторяю, истинно добрый поступок не может быть глуп, он вне оценок с точки зрения ума или не ума. Тем добро и хорошо.
А теперь обозначьте этажи заботы, о которых говорит Д.С.Лихачёв, на ватмане (нарисован
дом, обозначим этажи заботы –каждая группа заполняет свои этажи )
Свою книгу Д.С. Лихачев завершает письмом под названием “Путями Доброты”. А в письме “По велению совести” он призывает: “Стремитесь ходить путями добра так же просто и безотчетно, как вы ходите вообще. Тропинки и дороги нашего прекрасного сада, который зовется окружающим миром, так легки, так удобны, встречи на них так интересны”.
-Как вы понимаете выражение «Идти путями добра» ?
А теперь прослушайте «Песню о добром человеке» в исполнении Эдуарда Хиля и попробуйте определить, что нужно делать человеку, чтобы жить в сфере добра и идти путями доброты ( слайд 33-49)
Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.
Эпиграф!
Милосердие и сострадание. По определению В. И. Даля, это “сердцеболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, жалостливость, мягкосердечность". В воспитании этих чувств нет надежней союзника, чем художественная литература. Именно она обладает способностью проникать в самое сердце человека, задевать струны его души. Находясь один на один с книгой, человек до конца откровенен и честен перед собой, и тогда живое слово падает на благодатную почву.
Антон Павлович Чехов, презиравший самодовольное счастье мещанина, писал: "Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что, как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда... и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..."
Дом.задание : написать сочинение