«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок "Притяжение Земли"

Проблемно-диалогический урок по окружающему миру "Притяжение Земли" 2 класс.

Олимпиады: Окружающий мир 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Притяжение Земли



Тип урока: урок введения новых знаний (проблемно-диалогический урок).

Цель: познакомить с законом всемирного тяготения и его проявлениями.

Задачи:

  1. Образовательная: познакомить с законом всемирного тяготения, учить работать с информацией, учить выделять главную мысль, находить факты её подтверждающие.

  2. Развивающая: развивать умения проводить опыт, наблюдать результаты и делать выводы.

  3. Воспитательная: воспитывать любознательность, аккуратность во время выполнения опытов.

Этапы урока:

  1. Мотивация, создание проблемной ситуации

У: - Сегодня на перемене я услышала в коридоре один диалог, я предполагаю, что вам тоже будет интересно его послушать.

(Выходят дети с глобусом и разыгрывают диалог по теме урока.)

Валерия: Максим, а на другой стороне Земли тоже люди живут?

Максим: Да, живут.

Валерия: Значит, они там ходят вверх ногами. Как же они не падают вниз?

Слайд

2.Формулирование проблемы.

У: - Какой у вас возник вопрос?

У: - Что нам сегодня предстоит выяснить?

Д: - Почему люди не падают с лица Земли?

(Учитель записывает проблему под темой урока, тема урока пока закрыта).

  1. Версии.

У: Как вы думаете? У кого другое мнение?

( От проблемы стрелками ключевые слова версий).

  1. Актуализация знаний.

Слайд

У: - Что же мы уже знаем по этой проблеме? Давайте вспомним изученный материал.

У: - Что такое Солнце?

Д: - Солнце – это самая близкая к нам звезда.

У: - Что такое Звёзды?

Д: - Звёзды – это огромные огненные тела в форме шара, они настолько горячие, что светятся ослепительно ярко.

У: - Что такое Луна?

Д: - Луна - это спутник Земли.

У: - Что такое Земля?

Д: - Земля - это планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.

У: - Что такое планеты?

Д: - Планеты – это холодные небесные тела шарообразной формы.

У: - Как движутся планеты?

Д: - Планеты движутся по своим орбитам.

У: - Нам достаточно этих знаний, чтобы ответить на вопрос?

Где их добыть?

Д: - Прочитать в учебнике, библиотеке, в дополнительной литературе.

У: - Итак проверим наши предположения. Я предлагаю вам прочитать текст на листочках. План работы:

  1. Прочитать текст.

  2. Найдите главную мысль текста.

  3. Озаглавьте текст.

В Англии жил великий учёный Ньютон.

Однажды осенью он гулял по саду, и увидел, как с ветки упало яблоко. Такое видел, конечно, каждый.

Но Ньютон был великим учёным. Он первым понял, почему яблоко упало: его притягивала Земля.

5.Сообщение темы и целей урока.

У: - Вот вы и нашли тему урока. О чём будем говорить?

(открывается тема: «Притяжение Земли»)

У:- Сегодня мы познакомимся с законами притяжения и его проявлениям.

6.Открытие нового знания.

У: - Раскроем первую тайну притяжения. Ещё раз посмотрите текст и скажите, куда упало яблоко? Почему? Только яблоки притягивает Земля?

Проведение опытов с мячом, ручкой , листом бумаги, ребёнком (вызываются к доске ученики для проведения опытов).

У: - Какой сделаем вывод? Проверим.

Проверка: по слайду «Земля притягивает к себе все предметы».

Чтобы лучше запомнить, давайте этот вывод изобразим схематически.

У: - А теперь давайте откроем вторую тайну притяжения.

Проведение опыта.

- Возьмём ручку, привяжем к ней верёвку. Вращаю верёвку вокруг себя, затем отпускаю. Что произошло с предметом? Ручка улетела.

- Почему ручка улетела, а планеты, которые вращаются вокруг Солнца, не улетают?

Слайд

Проверка предположений по тексту.

Задание к тексту: найди в тексте, почему Луна стремиться улететь, а не может.

Закон всемирного тяготения действует везде. Крупные небесные тела притягивают к себе мелкие. Поэтому в космосе царит пустота. Там нет ни воздуха, ни пыли, и ничто не мешает нам видеть далёкие звёзды.

Только планеты не падают на звёзды из-за большой скорости движения. А притяжение звезды не даёт планете улететь, поэтому она движется по круговой орбите. Так и Луна вращается вокруг Земли.

У: - Найдите, в какой части текста ответ на этот вопрос.

- Что будет, если Земля перестанет притягивать Луну?

- А сейчас прочитайте ещё раз 1 часть и найдите главную мысль текста.

- Какие факты её подтверждают?

- Давайте скажем второй секрет притяжения.

Проверка по слайду. «Крупные предметы притягивают к себе сильнее». Схематическое изображение.

7. Применение нового знания. Работа в группах.

У: - Используя свои новые знания, я предлагаю вам поработать в группах и выбрать из всех предложений только те, в которых вы находите проявление земного притяжения.

  • Река стекает с гор.

  • Миша любуется великолепным закатом.

  • Капли дождя падают из тучи на Землю.

  • Лыжник катится с горы.

  • Листья берёзы опускаются на землю.

  • Раздался звонок в дверь и собака громко залаяла.

  • Петя читает интересную книжку.

  • Земля вращается вокруг Солнца.

Проверка: чтение высказываний.

2.Практическая работа.

Работа по группам.

Проведение опыта. «Влияние притяжения Земли на горы».

На партах лежат куличики из песка и глины. Это горы. Надо зарисовать гору. Затем устроить дождь: полить гору из лейки. Нарисовать, что стало с горой. Прочитать вывод, вставляя слова.

Вода падает вниз, на гору. Она стекает с горы благодаря _____________. Песчинки подхватывает вода и уносит вниз. В результате гора становится ____________________. В природе происходит похожее явление. Вода льётся на землю в виде ________________ и размывает горные породы. Так вода разрушает _____________.



Зарисовки выполняются на отдельных листах. По окончании работы листки вывешиваются на доске.

У: - Сравните результаты опыта.

- Прочитайте, какие выводы вы сделали?

Проверка: рассматривание рисунков, чтение выводов детьми .

Задание способствует формированию умений работать с информацией, представленной в виде неполного текста, анализировать её, дополнять, выделять главное.

Парная работа ( во время этой работы некоторые ребята получают индивидуальные задания).

У: - Сейчас некоторые ребята будут работать самостоятельно по карточкам . Им надо будет ответить на вопросы и вписать нужные слова. Остальным предлагаю открыть учебник на стр. 44 и ответить на вопросы, работая в группах.

Проверка: рассматриваем слайд и отвечаем на вопросы.

  • Куда падают капли дождя?

  • Что будет, если залезть на дерево и отпустить руки?

  • Почему собака стоит на земле?

  • Почему кузнечик не может прыгнуть выше?

  • Зачем птица машет крыльями?

  • Куда растёт дерево, а куда - его корни?

  • Могла бы собака бегать, если бы её не притягивала Земля?

8.Итог урока.

У: - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?

У: - Оцените свою работу. Если вы хорошо работали, правильно выполняли задания поднимите зелёный квадратик, если вы считаете что не со всеми заданиями вы справились, работали не активно, как могли бы – жёлтый, а если вы не работали, всё вам было непонятно красный.

Учитель отмечает работу детей.

У: - Что было бы, если не было земного притяжения?

Домашнее задание: обязательно: составить вопросы к тексту на стр.43

По желанию: тетр. Стр.14 №6

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее