Притяжение Земли
Тип урока: урок введения новых знаний (проблемно-диалогический урок).
Цель: познакомить с законом всемирного тяготения и его проявлениями.
Задачи:
Образовательная: познакомить с законом всемирного тяготения, учить работать с информацией, учить выделять главную мысль, находить факты её подтверждающие.
Развивающая: развивать умения проводить опыт, наблюдать результаты и делать выводы.
Воспитательная: воспитывать любознательность, аккуратность во время выполнения опытов.
Этапы урока:
Мотивация, создание проблемной ситуации
У: - Сегодня на перемене я услышала в коридоре один диалог, я предполагаю, что вам тоже будет интересно его послушать.
(Выходят дети с глобусом и разыгрывают диалог по теме урока.)
Валерия: Максим, а на другой стороне Земли тоже люди живут?
Максим: Да, живут.
Валерия: Значит, они там ходят вверх ногами. Как же они не падают вниз?
Слайд
2.Формулирование проблемы.
У: - Какой у вас возник вопрос?
У: - Что нам сегодня предстоит выяснить?
Д: - Почему люди не падают с лица Земли?
(Учитель записывает проблему под темой урока, тема урока пока закрыта).
Версии.
У: Как вы думаете? У кого другое мнение?
( От проблемы стрелками ключевые слова версий).
Актуализация знаний.
Слайд
У: - Что же мы уже знаем по этой проблеме? Давайте вспомним изученный материал.
У: - Что такое Солнце?
Д: - Солнце – это самая близкая к нам звезда.
У: - Что такое Звёзды?
Д: - Звёзды – это огромные огненные тела в форме шара, они настолько горячие, что светятся ослепительно ярко.
У: - Что такое Луна?
Д: - Луна - это спутник Земли.
У: - Что такое Земля?
Д: - Земля - это планета Солнечной системы, на которой есть жизнь.
У: - Что такое планеты?
Д: - Планеты – это холодные небесные тела шарообразной формы.
У: - Как движутся планеты?
Д: - Планеты движутся по своим орбитам.
У: - Нам достаточно этих знаний, чтобы ответить на вопрос?
Где их добыть?
Д: - Прочитать в учебнике, библиотеке, в дополнительной литературе.
У: - Итак проверим наши предположения. Я предлагаю вам прочитать текст на листочках. План работы:
Прочитать текст.
Найдите главную мысль текста.
Озаглавьте текст.
В Англии жил великий учёный Ньютон.
Однажды осенью он гулял по саду, и увидел, как с ветки упало яблоко. Такое видел, конечно, каждый.
Но Ньютон был великим учёным. Он первым понял, почему яблоко упало: его притягивала Земля.
5.Сообщение темы и целей урока.
У: - Вот вы и нашли тему урока. О чём будем говорить?
(открывается тема: «Притяжение Земли»)
У:- Сегодня мы познакомимся с законами притяжения и его проявлениям.
6.Открытие нового знания.
У: - Раскроем первую тайну притяжения. Ещё раз посмотрите текст и скажите, куда упало яблоко? Почему? Только яблоки притягивает Земля?
Проведение опытов с мячом, ручкой , листом бумаги, ребёнком (вызываются к доске ученики для проведения опытов).
У: - Какой сделаем вывод? Проверим.
Проверка: по слайду «Земля притягивает к себе все предметы».
Чтобы лучше запомнить, давайте этот вывод изобразим схематически.
У: - А теперь давайте откроем вторую тайну притяжения.
Проведение опыта.
- Возьмём ручку, привяжем к ней верёвку. Вращаю верёвку вокруг себя, затем отпускаю. Что произошло с предметом? Ручка улетела.
- Почему ручка улетела, а планеты, которые вращаются вокруг Солнца, не улетают?
Слайд
Проверка предположений по тексту.
Задание к тексту: найди в тексте, почему Луна стремиться улететь, а не может.
Закон всемирного тяготения действует везде. Крупные небесные тела притягивают к себе мелкие. Поэтому в космосе царит пустота. Там нет ни воздуха, ни пыли, и ничто не мешает нам видеть далёкие звёзды.
Только планеты не падают на звёзды из-за большой скорости движения. А притяжение звезды не даёт планете улететь, поэтому она движется по круговой орбите. Так и Луна вращается вокруг Земли.
У: - Найдите, в какой части текста ответ на этот вопрос.
- Что будет, если Земля перестанет притягивать Луну?
- А сейчас прочитайте ещё раз 1 часть и найдите главную мысль текста.
- Какие факты её подтверждают?
- Давайте скажем второй секрет притяжения.
Проверка по слайду. «Крупные предметы притягивают к себе сильнее». Схематическое изображение.
7. Применение нового знания. Работа в группах.
У: - Используя свои новые знания, я предлагаю вам поработать в группах и выбрать из всех предложений только те, в которых вы находите проявление земного притяжения.
Река стекает с гор.
Миша любуется великолепным закатом.
Капли дождя падают из тучи на Землю.
Лыжник катится с горы.
Листья берёзы опускаются на землю.
Раздался звонок в дверь и собака громко залаяла.
Петя читает интересную книжку.
Земля вращается вокруг Солнца.
Проверка: чтение высказываний.
2.Практическая работа.
Работа по группам.
Проведение опыта. «Влияние притяжения Земли на горы».
На партах лежат куличики из песка и глины. Это горы. Надо зарисовать гору. Затем устроить дождь: полить гору из лейки. Нарисовать, что стало с горой. Прочитать вывод, вставляя слова.
Вода падает вниз, на гору. Она стекает с горы благодаря _____________. Песчинки подхватывает вода и уносит вниз. В результате гора становится ____________________. В природе происходит похожее явление. Вода льётся на землю в виде ________________ и размывает горные породы. Так вода разрушает _____________.
Зарисовки выполняются на отдельных листах. По окончании работы листки вывешиваются на доске.
У: - Сравните результаты опыта.
- Прочитайте, какие выводы вы сделали?
Проверка: рассматривание рисунков, чтение выводов детьми .
Задание способствует формированию умений работать с информацией, представленной в виде неполного текста, анализировать её, дополнять, выделять главное.
Парная работа ( во время этой работы некоторые ребята получают индивидуальные задания).
У: - Сейчас некоторые ребята будут работать самостоятельно по карточкам . Им надо будет ответить на вопросы и вписать нужные слова. Остальным предлагаю открыть учебник на стр. 44 и ответить на вопросы, работая в группах.
Проверка: рассматриваем слайд и отвечаем на вопросы.
Куда падают капли дождя?
Что будет, если залезть на дерево и отпустить руки?
Почему собака стоит на земле?
Почему кузнечик не может прыгнуть выше?
Зачем птица машет крыльями?
Куда растёт дерево, а куда - его корни?
Могла бы собака бегать, если бы её не притягивала Земля?
8.Итог урока.
У: - Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? Чьи версии подтвердились?
У: - Оцените свою работу. Если вы хорошо работали, правильно выполняли задания поднимите зелёный квадратик, если вы считаете что не со всеми заданиями вы справились, работали не активно, как могли бы – жёлтый, а если вы не работали, всё вам было непонятно красный.
Учитель отмечает работу детей.
У: - Что было бы, если не было земного притяжения?
Домашнее задание: обязательно: составить вопросы к тексту на стр.43
По желанию: тетр. Стр.14 №6