«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок - практикум по теме "Бессоюзное сложное предложение"

Урок - практикум по теме "Бессоюзное сложное предложение" можно в качестве обобщающего урока по теме.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки



Урок русского языка в 9 классе по теме:

Урок-практикум «Бессоюзные сложные предложения»

ЦЕЛИ УРОКА:

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации.

2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:

формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.

3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.

Оборудование: проектор, компьютер, тетради, доска

ХОД УРОКА

  1. Организационный этап. Слайд 1.

   — Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. А начать наш урок я хотела бы словами поэта Евгения Евтушенко (слайд 2)

Людей неинтересных в мире нет,

Их судьбы - как истории планет,

У каждой всё особое, своё,

И нет планет, похожих на неё.

- Как вы поняли, о чем эти строки?

- Каждый из нас чем-то интересен и, конечно, неповторим. Когда мы все такие разные, нам легко друг с другом? Не всегда. Но интересно. Как вы думаете, что помогает людям налаживать взаимоотношения, жить в мире и в согласии? (Добро, доброта) Запомните, мы к этим словам еще вернемся.

Нам потребуются ваше желание поработать на уроке, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.

Какое у вас сейчас настроение? От чего зависит ваше настроение на уроке и после него?

Запас знаний у нас, согласитесь, у каждого свой. А вот настроение во время и после урока должно оставаться хорошим. Поэтому сегодня мы попробуем создать для каждого ситуацию успеха, поэтому выполнять вы будете те задания, которые вам, как мне кажется, под силу. Не зря говорится: «С малой удачи начинается большой успех».







Поэтому я попросила вас занять места в группах вот таким образом. Посмотрите, комфортно ли вам в своих группах, можно при желании пересесть. Кто-нибудь хочет это сделать?

Приступаем к нашей основной работе.

2. Сообщение темы урока и постановка целей

- Начнем наш урок с синтаксической разминки. Слайд 2

- прочитайте предложения и определите, какая тема их объединяет. О чём они? (Доброта) Клик - картинка

Клик – аудио А что такое доброта? Добро?

ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.

ДОБРО - хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу; то, что противоположно злу.

- Ребята, посмотрите на доску и предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке?

Определите: какие перед нами предложения? (БСП)

1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. (изъяснение)

2. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт. (противопоставление)

3. Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой) - причина

- Да, мы продолжим разговор о БСП. Сегодня у нас с вами (клик) урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения».

- Открываем тетради, записываем число, тему урока.

- Что вы ждете от сегодняшнего урока?

- Что мы будем делать на уроке? Чтобы достичь цели, надо выполнить задачи. Назовите глаголы, продолжив мое предложение:

Сегодня на уроке мы будем …..повторять, обобщать, анализировать, закреплять…

Цель: обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП

А какую личную цель вы бы поставили конкретно перед собой? Давайте сформулируем ее в виде вопроса?

Как я научился ставить знаки препинания в БСП?



Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен.

И к тому нам предстоит поговорить с вами о доброте. Как вы думаете, в чем это будет выражаться? (примеры)

Фронтальный опрос. Актуализация знаний.

Первый этап урока – опрос. Мы повторим теорию. Какая у нас задача на данном этапе урока?

Работаем устно. Пользуемся таблицами. Задания для групп.

1 группа (слабые)

  1. группа (сильные)

1. Какие предложения называются БСП?

2. Какие знаки препинания могут ставиться в БСП?

4. Когда в БСП будем ставить запятую, точку с запятой?




3. От чего зависит постановка знаков препинания в БСП?



5. Когда ставится двоеточие?



6. Когда ставится тире?


Для всех - Объяснить постановку знаков препинания в предложениях о доброте (слайд 3)

Следующий этап нашего урока – применение теории (правил) на практике. Постановка знаков препинания. Для этого мы должны? Ваша задача на данном этапе?

Теперь переходим к практике. Применяем свои знания пунктуационных правил на практике. Продолжаем работать с предложениями о доброте. У групп будут одинаковые предложения. А задания к ним разные.

Первой группе надо соотнести предложение и правило, по которому в нем ставится тот или иной знак (знаки поставлены).

Ученикам второй группы надо самим поставить знаки в предложениях и объяснить их выбор.

1 группа:

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро.

А. Ставится тире, так как второе предложение содержит вывод, перед ним можно поставить союз так что

2. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь.

Б. Ставится двоеточие, так как второе предложение содержит изъяснение, перед ним можно поставить союз что

3. Говорите добрые слова: каждому они нужны всегда

В. Ставится тире, так как первое предложение указывает на условие, перед ним можно поставить союз если

4. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь.

Г. Ставится двоеточие, так как второе предложение указывает на причину, перед ним можно поставить союз потому что

5. Помните: с доброты человек начинается!

Д. Ставится двоеточие, так как второе предложение содержит пояснение, перед ним можно поставить союз а именно

Ответ: 1 – Д 2 – В 3 - Г 4 – А 5 - Б

2. группа. Поставить знаки препинания. Во втором столбике составить схемы предложений.

1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро. (пояснение)


2. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь.(условие)


3. Говорите добрые слова: каждому они нужны всегда (причина)


4. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (вывод)


5. Помните: с доброты человек начинается! (изъяснение)


Один ученик у доски – схемы предложений.

!!! Проверка.

  • - спросить ученика из первой группы

  • - спросить ученика из второй группы

  • - сверить с ответом у доски

Предварительный итог двух этапов урока.



  1. Мультфильм. Отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».

Еще совсем недавно мы бы с вами согласились с постановкой запятой в этих предложениях, а теперь?

Как же правильно поставить знаки препинания? Слайд

  • Казнить: нельзя помиловать. (причина)

  • Казнить нельзя – помиловать. (Вывод)

Физкультминутка некоторым ученикам занять места за столами, остальным – сесть удобно для письма..



  1. Работа в тетрадях и у доски. Запись предложений, знаки препинания, схемы – объяснения. ОРФОГРАФИЯ! (Ученик – одно предложение).



  1. Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце. (противопоставление)

  2. Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А. Чехов, пока - время)

  3. Творите добро, оно к вам обязательно вернется. (перечисление)

  4. Поговоришь с добрым человеком - солнечный луч озарит твою душу (сравнение)

  5. Желаешь себе добра - не делай зла другому. (условие)

  6. Из жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро. (пояснение)

  7. Добро не лежит на дороге - его случайно не подберешь.( следствие)

  8. Будешь думать о хорошем - мысли созреют в добрые поступки.(условие)

  9. Давайте все мы будем человечнее: лишь доброта сумеет мир спасти. (причина)





Устно/ письменно ( по времени)

Работа в парах. Написать на доске предложения.

Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно было бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания и объясните их.

1. С детских лет постигаем мы одну истину…

2. Хочешь изменить мир к лучшему…

Подведение итогов урока.

В начале урока мы ставили перед собой цель – повторить, обобщить, закрепить правила постановки знаков препинания в БСП, проверить свои знания.

Как вы думаете, удалось ли нам это? (Вопрос на доске) Как я научился ставить знаки препинания в БСП? Как бы вы ответили на него?

Что, на ваш взгляд, получилось у вас лучше всего?

Что оказалось самым сложным?

Если сравнить, у кого сегодня получилось работать лучше, чем на предыдущем уроке?

Слайд. Какую из предложенных пословиц вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать свою работу, настроение и мысли на уроке?

Объяснить постановку тире в БСП.

Какое у вас настроение?

Помимо повторения темы БСП у нас еще с вами состоялся разговор о добре, доброте, с которой начинается человек и которая так необходима в нашей жизни. Давайте расшифруем слово ДОБРО (написать на доске), подобрав определения об уроке на каждую букву слова:

Д – добрый, доброжелательный О – обобщающий, отзывчивые

Б – бессоюзные (предложения) Р – радостное (настроение)

О - отличные (оценки я вам поставлю)

Закончить урок мне хочется словами великого русского писателя А.П. Чехова: «Жизнь дана на добрые дела… Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем. Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! Помните: с доброты человек начинается!»

Не стой в сторонке равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда. И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, что годы живёшь ты не зря!

Спасибо за работу на уроке!



































1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)

2. Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи. (Арабская пословица.) условие

3. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение

4. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление

5. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие

6. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающе¬му. (По М. Панину.) пояснение

7. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (следствие)

8. Доброта бессмертна: в ней наша ду¬ховная сущность. (По Е. Ильину.) причина

1. 2. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.(дополнение)

3. Поговоришь с добрым человеком - солнечный луч озарит твою душу.(сравнение)

4. Желаешь себе добра - не делай зла другому.(условие)

5. 6. Добрые деяния никогда не следует откладывать : всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (причина)

7. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.(противопоставление)

8. Слушайся добрых людей - на путь наведут.( следствие)

 1.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому. (условие)

2. Сделал доброе дело ( ) сердце радостью наполнилось.(следствие)

3. Добро побеждает ( ) зло погибает. (противопоставление)

4. В беде другу помогаешь ( ) себя от многих бед спасаешь. (условие)

5. Посеешь добрый характер ( ) пожнешь добрую судьбу. (следствие)

6. Добро желаешь ( ) добро и делай. ( условие)



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее