Урок русского языка в 9 классе по теме:
Урок-практикум «Бессоюзные сложные предложения»
ЦЕЛИ УРОКА:
1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обобщение, систематизация и углубление знаний учащихся о бессоюзном сложном предложении; совершенствование их пунктуационных навыков по данной теме. Продолжить работу по ликвидации имеющихся пробелов; расширять возможность использования информационных технологий для повышения грамотности с целью подготовки обучающихся к итоговой аттестации.
2. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ:
формировать их личностную позицию; воспитывать эстетический вкус; вызвать у учащихся интерес к теме урока; помочь им осознать суть подлинной доброты, с которой и начинается человек; сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля.
3. РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие умения логически излагать свои мысли; развитие умения аргументировать, доказывать; развитие умения применять полученные знания; развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
Оборудование: проектор, компьютер, тетради, доска
ХОД УРОКА
Организационный этап. Слайд 1.
— Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас. Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. А начать наш урок я хотела бы словами поэта Евгения Евтушенко (слайд 2)
Людей неинтересных в мире нет,
Их судьбы - как истории планет,
У каждой всё особое, своё,
И нет планет, похожих на неё.
- Как вы поняли, о чем эти строки?
- Каждый из нас чем-то интересен и, конечно, неповторим. Когда мы все такие разные, нам легко друг с другом? Не всегда. Но интересно. Как вы думаете, что помогает людям налаживать взаимоотношения, жить в мире и в согласии? (Добро, доброта) Запомните, мы к этим словам еще вернемся.
Нам потребуются ваше желание поработать на уроке, хорошее настроение, умение мыслить и, конечно же, запас знаний.
Какое у вас сейчас настроение? От чего зависит ваше настроение на уроке и после него?
Запас знаний у нас, согласитесь, у каждого свой. А вот настроение во время и после урока должно оставаться хорошим. Поэтому сегодня мы попробуем создать для каждого ситуацию успеха, поэтому выполнять вы будете те задания, которые вам, как мне кажется, под силу. Не зря говорится: «С малой удачи начинается большой успех».
Поэтому я попросила вас занять места в группах вот таким образом. Посмотрите, комфортно ли вам в своих группах, можно при желании пересесть. Кто-нибудь хочет это сделать?
Приступаем к нашей основной работе.
2. Сообщение темы урока и постановка целей
- Начнем наш урок с синтаксической разминки. Слайд 2
- прочитайте предложения и определите, какая тема их объединяет. О чём они? (Доброта) Клик - картинка
Клик – аудио А что такое доброта? Добро?
ДОБРОТА - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.
ДОБРО - хорошее, доброе дело; поступок, приносящий пользу; то, что противоположно злу.
- Ребята, посмотрите на доску и предположите, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Определите: какие перед нами предложения? (БСП)
1. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле. (изъяснение)
2. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт. (противопоставление)
3. Лучше добрым на свете быть: злого в мире и так довольно. (Л.Н. Толстой) - причина
- Да, мы продолжим разговор о БСП. Сегодня у нас с вами (клик) урок-практикум по теме «Бессоюзные сложные предложения».
- Открываем тетради, записываем число, тему урока.
- Что вы ждете от сегодняшнего урока?
- Что мы будем делать на уроке? Чтобы достичь цели, надо выполнить задачи. Назовите глаголы, продолжив мое предложение:
Сегодня на уроке мы будем …..повторять, обобщать, анализировать, закреплять…
Цель: обобщить, систематизировать и закрепить правила постановки знаков препинания в БСП
А какую личную цель вы бы поставили конкретно перед собой? Давайте сформулируем ее в виде вопроса?
Как я научился ставить знаки препинания в БСП?
Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен.
И к тому нам предстоит поговорить с вами о доброте. Как вы думаете, в чем это будет выражаться? (примеры)
Фронтальный опрос. Актуализация знаний.
Первый этап урока – опрос. Мы повторим теорию. Какая у нас задача на данном этапе урока?
Работаем устно. Пользуемся таблицами. Задания для групп.
1 группа (слабые) |
|
1. Какие предложения называются БСП? 2. Какие знаки препинания могут ставиться в БСП? 4. Когда в БСП будем ставить запятую, точку с запятой?
| 3. От чего зависит постановка знаков препинания в БСП? 5. Когда ставится двоеточие? 6. Когда ставится тире?
|
Для всех - Объяснить постановку знаков препинания в предложениях о доброте (слайд 3)
Следующий этап нашего урока – применение теории (правил) на практике. Постановка знаков препинания. Для этого мы должны? Ваша задача на данном этапе?
Теперь переходим к практике. Применяем свои знания пунктуационных правил на практике. Продолжаем работать с предложениями о доброте. У групп будут одинаковые предложения. А задания к ним разные.
Первой группе надо соотнести предложение и правило, по которому в нем ставится тот или иной знак (знаки поставлены).
Ученикам второй группы надо самим поставить знаки в предложениях и объяснить их выбор.
1 группа:
1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро. | А. Ставится тире, так как второе предложение содержит вывод, перед ним можно поставить союз так что |
2. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. | Б. Ставится двоеточие, так как второе предложение содержит изъяснение, перед ним можно поставить союз что |
3. Говорите добрые слова: каждому они нужны всегда | В. Ставится тире, так как первое предложение указывает на условие, перед ним можно поставить союз если |
4. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. | Г. Ставится двоеточие, так как второе предложение указывает на причину, перед ним можно поставить союз потому что |
5. Помните: с доброты человек начинается! | Д. Ставится двоеточие, так как второе предложение содержит пояснение, перед ним можно поставить союз а именно |
Ответ: 1 – Д 2 – В 3 - Г 4 – А 5 - Б
2. группа. Поставить знаки препинания. Во втором столбике составить схемы предложений.
1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость: человек должен делать только добро. (пояснение) | |
2. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь.(условие) | |
3. Говорите добрые слова: каждому они нужны всегда (причина) | |
4. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (вывод) | |
5. Помните: с доброты человек начинается! (изъяснение) | |
Один ученик у доски – схемы предложений.
!!! Проверка.
- спросить ученика из первой группы
- спросить ученика из второй группы
- сверить с ответом у доски
Предварительный итог двух этапов урока.
Мультфильм. Отрывок из мультфильма «В стране невыученных уроков».
Еще совсем недавно мы бы с вами согласились с постановкой запятой в этих предложениях, а теперь?
Как же правильно поставить знаки препинания? Слайд
Казнить: нельзя помиловать. (причина)
Казнить нельзя – помиловать. (Вывод)
Физкультминутка – некоторым ученикам занять места за столами, остальным – сесть удобно для письма..
Работа в тетрадях и у доски. Запись предложений, знаки препинания, схемы – объяснения. ОРФОГРАФИЯ! (Ученик – одно предложение).
Источник утоляет жажду – доброе слово оживляет сердце. (противопоставление)
Вы молоды, сильны, бодры - не уставайте делать добро. (А. Чехов, пока - время)
Творите добро, оно к вам обязательно вернется. (перечисление)
Поговоришь с добрым человеком - солнечный луч озарит твою душу (сравнение)
Желаешь себе добра - не делай зла другому. (условие)
Из жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро. (пояснение)
Добро не лежит на дороге - его случайно не подберешь.( следствие)
Будешь думать о хорошем - мысли созреют в добрые поступки.(условие)
Давайте все мы будем человечнее: лишь доброта сумеет мир спасти. (причина)
Устно/ письменно ( по времени)
Работа в парах. Написать на доске предложения.
Продолжите каждое из предложений так, чтобы оно было бессоюзным сложным; расставьте знаки препинания и объясните их.
1. С детских лет постигаем мы одну истину…
2. Хочешь изменить мир к лучшему…
Подведение итогов урока.
В начале урока мы ставили перед собой цель – повторить, обобщить, закрепить правила постановки знаков препинания в БСП, проверить свои знания.
Как вы думаете, удалось ли нам это? (Вопрос на доске) Как я научился ставить знаки препинания в БСП? Как бы вы ответили на него?
Что, на ваш взгляд, получилось у вас лучше всего?
Что оказалось самым сложным?
Если сравнить, у кого сегодня получилось работать лучше, чем на предыдущем уроке?
Слайд. Какую из предложенных пословиц вы бы подобрали, чтобы охарактеризовать свою работу, настроение и мысли на уроке?
Объяснить постановку тире в БСП.
Какое у вас настроение?
Помимо повторения темы БСП у нас еще с вами состоялся разговор о добре, доброте, с которой начинается человек и которая так необходима в нашей жизни. Давайте расшифруем слово ДОБРО (написать на доске), подобрав определения об уроке на каждую букву слова:
Д – добрый, доброжелательный О – обобщающий, отзывчивые
Б – бессоюзные (предложения) Р – радостное (настроение)
О - отличные (оценки я вам поставлю)
Закончить урок мне хочется словами великого русского писателя А.П. Чехова: «Жизнь дана на добрые дела… Давайте посмотрим вокруг: кто-то так нуждается в нашей улыбке, в добром взгляде, в слове поддержки, в нашем душевном отношении, в добром поступке нашем. Не жалейте себя для доброго дела, слова, чувства! Спешите делать добро, пока вы молоды и полны сил! Помните: с доброты человек начинается!»
Не стой в сторонке равнодушно, когда у кого-то беда. Рвануться на выручку нужно в любую минуту всегда. И если кому-то поможет твоя доброта и улыбка твоя, Ты счастлив, что день не напрасно был прожит, что годы живёшь ты не зря!
Спасибо за работу на уроке!
1. Из всей жизни можно извлечь одну мудрость : человек должен делать только добро.(пояснение)
2. Ты сделал добро - скрой, тебе сделали добро - расскажи. (Арабская пословица.) условие
3. Я убежден: правда, любовь, доброта являются силой, преодолевающей всё. (По А. Швейцеру.) дополнение
4. Злой плачет от злости — добрый — от жалости. (Пословица.) противопоставление
5. Хочешь людям добра — сей в их сердцах любовь. (Ч, Амирэджиби.) условие
6. Мудрость доброты в одном: она не к себе, а к людям, ко всему окружающе¬му. (По М. Панину.) пояснение
7. Доброта как солнце — без нее немыслима сама жизнь. (следствие)
8. Доброта бессмертна: в ней наша ду¬ховная сущность. (По Е. Ильину.) причина
1. 2. Мы знаем: главное предназначение человека – оставить свой добрый след на земле.(дополнение)
3. Поговоришь с добрым человеком - солнечный луч озарит твою душу.(сравнение)
4. Желаешь себе добра - не делай зла другому.(условие)
5. 6. Добрые деяния никогда не следует откладывать : всякая проволочка неблагоразумна и часто опасна. (причина)
7. Добрый человек оставляет добрую память - злой человек будет быстро забыт.(противопоставление)
8. Слушайся добрых людей - на путь наведут.( следствие)
1.Желаешь себе добра ( )не делай зла другому. (условие)
2. Сделал доброе дело ( ) сердце радостью наполнилось.(следствие)
3. Добро побеждает ( ) зло погибает. (противопоставление)
4. В беде другу помогаешь ( ) себя от многих бед спасаешь. (условие)
5. Посеешь добрый характер ( ) пожнешь добрую судьбу. (следствие)
6. Добро желаешь ( ) добро и делай. ( условие)