«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок по учебному предмету "Человек и мир" в 1 классе на тему "Изменения в неживой природе осенью. Целевая прогулка «Золотая осень в природе»

Урок разработан в соответствиии с учебной программой и календарно-тематическим планированием для 1 класса

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

Человек и мир, 1 класс, урок 3

Тема: Изменения в неживой природе осенью. Целевая прогулка «Золотая осень в природе»

Цель: формировать представления об изменениях в неживой природе осенью и их причинах.

Задачи: создать условия для закрепления понятий «не­живая природа», «живая природа»; содействовать развитию познавательного интереса к познанию окружающего мира% способствовать развитию умения сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи в природе.

Оборудование: учебное пособие, книга для чтения, рабочая тетрадь; изо­бражения живой и неживой природы осенью; опавшие листья различных деревьев (по числу учащихся) и изображения этих деревьев; ваза для засушенных листьев.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный этап.

Учитель. Добрый день, мой первый класс!

Очень рада видеть вас!

Учащиеся. Добрый день, добрый день,

Мы прогоним сон и лень.

Учитель. Добрый день, мои друзья!

Вам за знаньями пора!

Будем мы учиться дружно,

Многое узнать нам нужно.

Думаю, что многое вы уже знаете.

  1. Актуализация знаний.

- Проверим ваши знания.

Интеллектуальная разминка.

  • Все, что окружает нас и сделано руками человека, — это... (Изделия)

  • Все, что окружает нас и не сделано руками человека, — это... (При­рода)

  • Объекты природы, которые рождаются, дышат, растут, размножа­ются, питаются и умирают, — это объекты... (Живой природы)

  • Объекты природы, которые не рождаются, не дышат, не растут, не размножаются, не питаются и не умирают, — это... (Неживая природа)

  • Камень, вода, воздух, солнце — это объекты... (Неживой природы)

  • Человек — часть... (Живой природы)

  • Некоторые объекты природы вы видите на доске. Учитель размещает на доске изображения объектов природы осенью (солнца).

  1. Сообщение темы урока

- Опреде­лите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке.

Отгадывание загадки:

Пришла без красок и без кисти

И перекрасила все листья. (Осень)

- Как вы догадались, что загадка об осени?

- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Мы будем говорить об изменениях в неживой природе осенью.

  1. Изучение нового материала.

Вступительная беседа

а) Осенние месяцы

- Сколько месяцев длится осень? (3)

- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)

- Вся осень делится на три периода: ранняя, золотая и поздняя.

- Ранняя осень начинается с первых чисел сентября. Дни становятся короче. Низкие облака

серыми полосами обволакивают небо. Листва заметно желтеет.

- С конца сентября начинается золотая осень. Пора самой яркой раскраски листьев.

Солнечные дни чередуются с холодными, дождливыми. Пропадают, прячутся насекомые.

Кончается листопад – кончается золотая осень.

- Поздняя осень (глубокая осень) – время холодных дождей и сильных заморозков.

Холодно. Грязно. Дни пасмурные. Идёт первый снег.

- Расположите по порядку картинки на доске в соответствии с названиями осенних месяцев. (На доске картины природы в сентябре, октябре, ноябре)

б) Изменения в неживой природе

- Назовите приметы осени

небо …

солнце…

температура…

осадки…

- Давайте зайдем в лес. Понаблюдаем за осенними изменениями в нем, послушаем звуки осени. А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают синички. А чем пахнет в лесу? Пахнет опавшими листьями, грибами. Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые выделяют растения. Эти вещества называются фитонцидами. Они губительно действуют на болезнетворные микробы, поэтому дышать лесным воздухом полезно для здоровья.

3) Установление зависимости осенних изменений в природе от солнца

Учитель читает зарисовки

  1. Встал ежик рано утром. Выглянул из-под сухих листьев. А вокруг все серое, скучное, глянул ежик на небо. Оно сере. Тучи по небу плывут. Хотел ежик опять спать лечь. Как вдруг кто-то весёлый забежал под кустик. Повеселело все вокруг. Небо стало голубое.

- Что это было? (Солнышко.)

  1. Плавала уточка Кря-Кря по озеру. Хотела нырнуть за рыбкой, да очень уж вода показалась ей тёмной, холодной. Только хотела уточка огорчиться, как вдруг кто-то быстро пробежал по воде. И сразу стало вода прозрачной и даже теплой.

- Что это было? (Солнышко.)

  1. Стоит осинка на пригорке, вся дрожит от холода, а тут и ветер поднялся, гонит на неё холодный воздух. Совсем уж заплакала осинка, стала листья-слёзы на землю ронять. И вдруг кто-то мягкий, добрый, тёплый обнял осинкины листочки.

- Что это было? (Солнышко.)

- От чего становится тепло? (От солнца.)

- От чего становится холодно? (От ветра, неба, воды.)

- Почему же осенью становится холоднее?

Работа с учебником с. 10.

- А вот какие это изменения, вы подробно расскажете, рассмотрев рисунки на с. 10 учебного пособия.

Учащиеся сравнивают картинки в учебном пособии и делают выводы о том, какие изменения произошли в неживой природе, жизни растений, животных и человека осенью.

-Посмотрите на доску. Как расположено солнце осенью на небосводе?

На доске размещено изображение, иллюстрирующее более низкое положение солнца относительно горизонта осенью. (Солнце ниже над горизонтом по сравнению с летом.)

- Вывод: Осенью Солнце над землёй поднимается не так высоко, как летом. Дни становятся короче. Земля получает меньше тепла. Воздух становится холоднее. Охлаждаются вода и почва.

Физкультминутка

Учитель предлагает учащимся представить, что они среди растений, вдыхают аромат цветов, слышат шелест деревьев и т. п., после чего предлагает показать, что делают дети на природе летом.

Первоклассники показывают, как они загорают, купаются, собирают ягоды и т. д. Учитель по движениям угадывает занятия детей летом. Затем предлага­ет «показать» наступление осени. Учащиеся «ежатся» от холода, ходят «под зонтиками» и т. п.

- Почему изменились ваши действия с наступлением осени? (Осенью по сравнению с летом произошли изменения в природе.)

4) Осадки

- Какие осадки бывают летом, а какие - осенью?

- Чем осенние дожди отличаются от летних?

- Послушайте рассказ «Почему идёт дождь?» и ответьте на вопросы.

Учитель читает рассказ из книги для чтения по «Человек и мир».

Почему идёт дождь

Солнце греет нашу Землю. Согревает всё, что на ней находится. Греет воду в лужах, реках, озёрах, морях. При этом капельки воды превращаются в лёгкий и невидимый водяной пар. И этот пар вместе с тёплым воздухом поднимается вверх. А там, наверху, далеко от земли, холодно. И водяной пар остывает. Он вновь превращается в облаках в крошечные капельки воды. Они прикрепляются к льдинкам, висящим в вышине. Льдинок в облаках становится всё больше. Они тяжелеют и держаться в воздухе уже не могут. Летят вниз, на землю, тают. Так начинается дождь. (Г. Трафимова, С. Трафимов.)

- Как образуется дождь?

- Какие бывают дожди?

- Часто ли осенью бывают туманы? Что вы о них знаете?

- Послушайте рассказ «Как образуется туман?» и ответьте на вопросы.

Учитель читает рассказ из книги для чтения по «Человек и мир».

Как образуется туман

Осень – сырое время года. Частые дожди, не просыхающие лужи. Зябко на улице. Воздух влажный. С наступлением сумерек становится холоднее. В это время можно заметить лёгкую пелену дымки в воздухе. Это от холода водяной пар в воздухе начал превращаться в мельчайшие капельки воды. Они так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе. Так образуется туман. Это скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших капелек воды. Невидимых глазу капелек становится всё больше. Туман плотнее, и вот сквозь него уже ничего не видно. На лице и руках ощущаешь влагу.

Туман стелется над поверхностью земли всю ночь до утра. Утром солнышко пригреет. И холодный плотный туман молочного цвета постепенно начинает исчезать. Мельчайшие капельки воды в воздухе опять превращаются в невидимый пар.

Туманы бывают не только осенние, но и летние, и весенние. Но осенью они особенно часты. Почему? Потому что осенью сыро и в воздухе много влаги. Самый туманный месяц года – ноябрь. ( По В. Корабельникову.)

- Что такое туман?

- Почему осенью часто бывают туманы?

- В каком осеннем месяце больше всего туманов? (В ноябре.)

- Что поздней осенью можно заметить на лужах? (Лёд.)

- Что можно заметить на холодной земле и траве? (Иней.)

- С чем это связано?

Вывод: появление льда на лужах и инея на траве и почве – приметы заморозков осенью.

  1. Закрепление и обобщение знаний.

Работа в тетради с. 5

Задание 4. Обведите карандашом природные явления, характерные для осени.

Стало холодно, листопад, идёт дождь, стало жарко, идёт снег, первые заморозки.

  1. Подведение итогов.

Учитель обращает внимание учащихся на доску.

- Сегодня на уроке мы говорили о некоторых изменениях в неживой природе осенью. Вспомните все, что вы узнали на уроке, и продолжите фразу: «Оказывается...». (Оказывается, солнце осенью находится над горизонтом ниже по сравнению с летом. Оказывается… Оказывается,(И т. п.)

  1. Рефлексия.

- Встаньте те, кто узнал на уроке что-то новое.

  • Хлопните в ладоши те, кому было интересно.

  • Поднимите руку те, кто хотел бы открыть и другие тайны природы.

  • До следующего урока, друзья!
































  1. Р

    Т-1

    аскрась предмет, сделанный руками человека.

  1. Раскрась красным цветом квадратик под картинкой, где нарисован предмет природы.

  1. Найди и раскрась объекты неживой природы.

  1. Р

    Т-1

    аскрась предмет, сделанный руками человека.

  1. Раскрась красным цветом квадратик под картинкой, где нарисован предмет природы.

  1. Найди и раскрась объекты неживой природы.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее