Человек и мир, 1 класс, урок 3
Тема: Изменения в неживой природе осенью. Целевая прогулка «Золотая осень в природе»
Цель: формировать представления об изменениях в неживой природе осенью и их причинах.
Задачи: создать условия для закрепления понятий «неживая природа», «живая природа»; содействовать развитию познавательного интереса к познанию окружающего мира% способствовать развитию умения сравнивать объекты, устанавливать причинно-следственные связи в природе.
Оборудование: учебное пособие, книга для чтения, рабочая тетрадь; изображения живой и неживой природы осенью; опавшие листья различных деревьев (по числу учащихся) и изображения этих деревьев; ваза для засушенных листьев.
Ход урока
1. Организационно-мотивационный этап.
Учитель. Добрый день, мой первый класс!
Очень рада видеть вас!
Учащиеся. Добрый день, добрый день,
Мы прогоним сон и лень.
Учитель. Добрый день, мои друзья!
Вам за знаньями пора!
Будем мы учиться дружно,
Многое узнать нам нужно.
Думаю, что многое вы уже знаете.
Актуализация знаний.
- Проверим ваши знания.
Интеллектуальная разминка.
Все, что окружает нас и сделано руками человека, — это... (Изделия)
Все, что окружает нас и не сделано руками человека, — это... (Природа)
Объекты природы, которые рождаются, дышат, растут, размножаются, питаются и умирают, — это объекты... (Живой природы)
Объекты природы, которые не рождаются, не дышат, не растут, не размножаются, не питаются и не умирают, — это... (Неживая природа)
Камень, вода, воздух, солнце — это объекты... (Неживой природы)
Человек — часть... (Живой природы)
Некоторые объекты природы вы видите на доске. Учитель размещает на доске изображения объектов природы осенью (солнца).
Сообщение темы урока
- Определите, о чем сегодня мы будем говорить на уроке.
Отгадывание загадки:
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. (Осень)
- Как вы догадались, что загадка об осени?
- Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Мы будем говорить об изменениях в неживой природе осенью.
Изучение нового материала.
Вступительная беседа
а) Осенние месяцы
- Сколько месяцев длится осень? (3)
- Назовите осенние месяцы. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Вся осень делится на три периода: ранняя, золотая и поздняя.
- Ранняя осень начинается с первых чисел сентября. Дни становятся короче. Низкие облака
серыми полосами обволакивают небо. Листва заметно желтеет.
- С конца сентября начинается золотая осень. Пора самой яркой раскраски листьев.
Солнечные дни чередуются с холодными, дождливыми. Пропадают, прячутся насекомые.
Кончается листопад – кончается золотая осень.
- Поздняя осень (глубокая осень) – время холодных дождей и сильных заморозков.
Холодно. Грязно. Дни пасмурные. Идёт первый снег.
- Расположите по порядку картинки на доске в соответствии с названиями осенних месяцев. (На доске картины природы в сентябре, октябре, ноябре)
б) Изменения в неживой природе
- Назовите приметы осени
• небо …
• солнце…
• температура…
• осадки…
- Давайте зайдем в лес. Понаблюдаем за осенними изменениями в нем, послушаем звуки осени. А так ли тихо в лесу? Послушайте, как шуршат листья, шумит ветерок в ветвях, весело посвистывают синички. А чем пахнет в лесу? Пахнет опавшими листьями, грибами. Лесной воздух отличается чистотой и содержит полезные вещества, которые выделяют растения. Эти вещества называются фитонцидами. Они губительно действуют на болезнетворные микробы, поэтому дышать лесным воздухом полезно для здоровья.
3) Установление зависимости осенних изменений в природе от солнца
Учитель читает зарисовки
Встал ежик рано утром. Выглянул из-под сухих листьев. А вокруг все серое, скучное, глянул ежик на небо. Оно сере. Тучи по небу плывут. Хотел ежик опять спать лечь. Как вдруг кто-то весёлый забежал под кустик. Повеселело все вокруг. Небо стало голубое.
- Что это было? (Солнышко.)
Плавала уточка Кря-Кря по озеру. Хотела нырнуть за рыбкой, да очень уж вода показалась ей тёмной, холодной. Только хотела уточка огорчиться, как вдруг кто-то быстро пробежал по воде. И сразу стало вода прозрачной и даже теплой.
- Что это было? (Солнышко.)
Стоит осинка на пригорке, вся дрожит от холода, а тут и ветер поднялся, гонит на неё холодный воздух. Совсем уж заплакала осинка, стала листья-слёзы на землю ронять. И вдруг кто-то мягкий, добрый, тёплый обнял осинкины листочки.
- Что это было? (Солнышко.)
- От чего становится тепло? (От солнца.)
- От чего становится холодно? (От ветра, неба, воды.)
- Почему же осенью становится холоднее?
Работа с учебником с. 10.
- А вот какие это изменения, вы подробно расскажете, рассмотрев рисунки на с. 10 учебного пособия.
Учащиеся сравнивают картинки в учебном пособии и делают выводы о том, какие изменения произошли в неживой природе, жизни растений, животных и человека осенью.
-Посмотрите на доску. Как расположено солнце осенью на небосводе?
На доске размещено изображение, иллюстрирующее более низкое положение солнца относительно горизонта осенью. (Солнце ниже над горизонтом по сравнению с летом.)
- Вывод: Осенью Солнце над землёй поднимается не так высоко, как летом. Дни становятся короче. Земля получает меньше тепла. Воздух становится холоднее. Охлаждаются вода и почва.
Физкультминутка
Учитель предлагает учащимся представить, что они среди растений, вдыхают аромат цветов, слышат шелест деревьев и т. п., после чего предлагает показать, что делают дети на природе летом.
Первоклассники показывают, как они загорают, купаются, собирают ягоды и т. д. Учитель по движениям угадывает занятия детей летом. Затем предлагает «показать» наступление осени. Учащиеся «ежатся» от холода, ходят «под зонтиками» и т. п.
- Почему изменились ваши действия с наступлением осени? (Осенью по сравнению с летом произошли изменения в природе.)
4) Осадки
- Какие осадки бывают летом, а какие - осенью?
- Чем осенние дожди отличаются от летних?
- Послушайте рассказ «Почему идёт дождь?» и ответьте на вопросы.
Учитель читает рассказ из книги для чтения по «Человек и мир».
Почему идёт дождь
Солнце греет нашу Землю. Согревает всё, что на ней находится. Греет воду в лужах, реках, озёрах, морях. При этом капельки воды превращаются в лёгкий и невидимый водяной пар. И этот пар вместе с тёплым воздухом поднимается вверх. А там, наверху, далеко от земли, холодно. И водяной пар остывает. Он вновь превращается в облаках в крошечные капельки воды. Они прикрепляются к льдинкам, висящим в вышине. Льдинок в облаках становится всё больше. Они тяжелеют и держаться в воздухе уже не могут. Летят вниз, на землю, тают. Так начинается дождь. (Г. Трафимова, С. Трафимов.)
- Как образуется дождь?
- Какие бывают дожди?
- Часто ли осенью бывают туманы? Что вы о них знаете?
- Послушайте рассказ «Как образуется туман?» и ответьте на вопросы.
Учитель читает рассказ из книги для чтения по «Человек и мир».
Как образуется туман
Осень – сырое время года. Частые дожди, не просыхающие лужи. Зябко на улице. Воздух влажный. С наступлением сумерек становится холоднее. В это время можно заметить лёгкую пелену дымки в воздухе. Это от холода водяной пар в воздухе начал превращаться в мельчайшие капельки воды. Они так малы, что не падают на землю, а висят в воздухе. Так образуется туман. Это скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших капелек воды. Невидимых глазу капелек становится всё больше. Туман плотнее, и вот сквозь него уже ничего не видно. На лице и руках ощущаешь влагу.
Туман стелется над поверхностью земли всю ночь до утра. Утром солнышко пригреет. И холодный плотный туман молочного цвета постепенно начинает исчезать. Мельчайшие капельки воды в воздухе опять превращаются в невидимый пар.
Туманы бывают не только осенние, но и летние, и весенние. Но осенью они особенно часты. Почему? Потому что осенью сыро и в воздухе много влаги. Самый туманный месяц года – ноябрь. ( По В. Корабельникову.)
- Что такое туман?
- Почему осенью часто бывают туманы?
- В каком осеннем месяце больше всего туманов? (В ноябре.)
- Что поздней осенью можно заметить на лужах? (Лёд.)
- Что можно заметить на холодной земле и траве? (Иней.)
- С чем это связано?
Вывод: появление льда на лужах и инея на траве и почве – приметы заморозков осенью.
Закрепление и обобщение знаний.
Работа в тетради с. 5
Задание 4. Обведите карандашом природные явления, характерные для осени.
Стало холодно, листопад, идёт дождь, стало жарко, идёт снег, первые заморозки.
Подведение итогов.
Учитель обращает внимание учащихся на доску.
- Сегодня на уроке мы говорили о некоторых изменениях в неживой природе осенью. Вспомните все, что вы узнали на уроке, и продолжите фразу: «Оказывается...». (Оказывается, солнце осенью находится над горизонтом ниже по сравнению с летом. Оказывается… Оказывается,(И т. п.)
Рефлексия.
- Встаньте те, кто узнал на уроке что-то новое.
Хлопните в ладоши те, кому было интересно.
Поднимите руку те, кто хотел бы открыть и другие тайны природы.
До следующего урока, друзья!
Р Т-1
Раскрась красным цветом квадратик под картинкой, где нарисован предмет природы.
Найди и раскрась объекты неживой природы.
Р Т-1
Раскрась красным цветом квадратик под картинкой, где нарисован предмет природы.
Найди и раскрась объекты неживой природы.