«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок по теме "Отрицательные местоимения"

Разработка урока по теме "Отрицательные местоимения"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Тема урока: Отрицательные местоимения и их правописание 
6 класс


Цели урока: 
1. Помочь каждому учащемуся осознать, как образуется отрицательное местоимение, когда пишется не, а когда ни в отрицательных местоимений; довести до сознания учащихся условия выбора слитного и раздельного написания этих местоимений. 
2. Развитие навыков грамотного письма; развитие логического мышления, умения работать с таблицей (развитие навыков индуктивного мышления, развитие умения сравнивать, сопоставлять). 
3. Воспитание нравственных качеств через текстовый материал, углубление, осознание на практике этикета группового общения, формирование самостоятельности. 
Ключевые идеи: Формулирование правила через наблюдение, рефлексия (выбор пословицы, характеризующей деятельность на уроке). 

Ресурсы: Таблицы, интерактивная доска, оценочные листы, раздаточный материал (разноуровневый) 
Форма организации учащихся: Работа в парах, групповая работа, фронтальная работа. 

Ход урока: 
1. Психологический настрой. 
- Здравствуйте, садитесь. 
После небольшой паузы. 
- Здравствуйте!- 
Что особенного тем мы друг другу сказали? 
Просто "здравствуйте", больше ведь мы ничего не сказали. 
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире? 
Отчего же на капельку счастья прибавилось с мире? 
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь? (В. Солоухин). 
- Вот что может сделать обыкновенное приветствие: прибавит настроения, счастья, радости - легче будет учиться. Так хочется, чтобы настроение это не испортилось до конца урока. Будем надеяться на это. 
2. Актуализация знаний. 
- Списать, раскрыв скобки. Объясните правописание. 
Где(то) у кого(то) 
Я увидел что(то), (не)что. 
Даю слово честное- 
Очень интересное! 
Не поверил мне (ни)кто, 
(Кое)что для них (ни)что. 
- У кого-то, что-то, кое-что, нечто- неопределенные местоимения, пишутся через дефис. 
Никто, ничто Слитно почему? объясним позже - это отрицательные местоимения. 
3. Определение темы урока, целей 
- От каких местоимений и с помощью чего образуются отрицательные местоимения? 
- Какая приставки в отрицательных местоимениях всегда ударная? Какая всегда безударная? 
- Как изменяются отрицательные местоимения? 
- Когда они пишутся слитно, когда раздельно? 
4. Объяснение нового материала. (с использованием таблицы, через наблюдение, фронтальная беседа). 
А) Таблица №1 
Б) первичное закрепление. 
Игра "Четвертый лишний" 
1. Ничто, ничего, нечто, ничем. 
2. не с кем, ни под чем, ни о ком, нечего. 
5. Закрепление 
А) предупредительная работа - упр. 519 
Б) работа в группах (разноуровневые задания) 
В) работа в группе 
1 группа. Выписать неопределенные местоимения, объяснить их правописание. (чьей-нибудь, некто, нечто, кто-то). 1 группа - упр. 520, 2- упр. 524, 3- упр. 521 
Упр 520 Упр 524 Упр. 
521 
Ничего 
Никого 
Никому 
Никто Не разговаривала ни с кем 
Не отвечаю ни за что 
Не к чему придраться 
Ни во что не верю 
Ни от кого Нечего сказать 
Нечего терять 
От нечего делать 
Делать нечего 

Текст общий. 
Сварила мама банку малинового варенья на случай чьей-нибудь простуды и велела к нему не прикасаться. 
Некто долго сдерживался, а потом думает: "Надо бы мне съесть нечто такое сладкое". И съел. а банку из-под малинового варенья спрятал. 
Мама спрашивает: 
- Кто-то варенье слопал. Уж не ты ли? 
- Ничего я не лопал. 
- Признавайся, приложился к этой банке? 
- Ни к чему я не прикладывался. 
- Хоть бы крышку сохранил! - сказала мама. 
- Так крышку я помыл и на место положил. 

2 группа. Выписать отрицательные местоимения (ничего, ни к чему). 
3 группа. Выписать все остальные 
(кроме неопределенных и отрицательных) местоимения. Определить их разряд и падеж (к нему - личное, Д.п., мне- личное Д.п., такое - указательное, В.п., ты -личное, И.п., к этой -указательное, Д.п.) 
Г) Тест 
1. Укажите отрицательное местоимение. 
А) (не)кто 
Б) (ни)кто 
В) (не) что 
2. Найдите отрицательное местоимение с не- 
А) н..кем не восторгаюсь 
Б) н..чего терять 
В) н..кого не знать 
3. Укажите отрицательное местоимение с ни- 
А) н..чего делать 
Б) н..чему радоваться 
В) н..какой тревоги. 
4. Определите раздельное написание отрицательного местоимения 
А) (н..)кого не знал 
Б) (н..)кому не сделал добро 
В) (н..) о чем сожалеть 
5. Укажите слитное написание отрицательного местоимения 
А) (н..) для кого не секрет 
Б) (н..) кому не сделал добро 
В) (н..) о чем сожалеть 

5. Последующее задание: Итак, цели достигнут (высветить на доске). Поэтому вы сумеете справиться с домашним заданием, аналогичным классной работе. Параграф 71, упражнение526. Повторит правило "Не с глаголами". 
6. Рефлексия: Выберите пословицу, характеризующую твою деятельность на уроке. 1. Проворно умный завершит деяние любое. 
2. Даже тот, кто еле-еле, но шагал, 
Одолел в конце дороги перевал. 
3. То, что наживают без труда, 
Исчезает все бог весть куда. 
7. Комментирование оценок: Оценочный лист

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее