Здравствуйте, ребята!
Начинается урок.
Он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте!
Прочитайте притчу. Выпишите местоимения. Определите их разряды .
Два друга много дней шли по пустыне.
Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Друг почувствовал боль,
но ничего не сказал.
Молча он написал на песке: «Сегодня самый лучший друг дал мне пощёчину».
Друзья продолжали путь, и вот они нашли озеро, в котором решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул, а друг его спас.
Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь».
Первый спросил его:
- Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему?
И друг ответил:
- Когда кто-нибудь нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть надпись. Но когда кто-либо - делает что-то хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это.
Определим тему нашего урока
1.
2.
4.
Т
О
Т
7.
6.
8.
9.
11.
т
ы
о
й
ы
р
т
о
к
- Указательное местоимение, антоним слова «этот».
- Личное местоимение 2 лица ед.ч. им.п.
- Вопросительное местоимение: какой по порядку.
- Личное местоимение 3 лица мн.ч. им.п.
6. Личное местоимение 2 лица мн.ч. дат.п.
- Неопределенное местоимение, синоним местоимения «кто-то».
- Возвратное местоимение.
- Определительное местоимение, синоним местоимений «каждый, всякий».
11. Личное местоимение 1 лица мн.ч. дат.п.
3.
о
н
и
ц
м
а
в
е
к
т
о
н
е
б
я
с
л
ю
б
о
й
ь
н
а
м
ы
е
Тема урока: Отрицательные местоимения
Цели урока:
- Познакомиться с новым разрядом местоимений-отрицательными
- Узнать о способах их образования, особенностях склонения, правописания и употребления в речи
Найдите в предложениях отрицательные местоимения и определите их синтаксическую роль
- Никто не забыт, ничто не забыто.
- Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь.
- Я – для всех и ничей.
- И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.
- Закручинился Иван – царевич, да делать нечего, пошёл он искать Василису по белу свету.
- Никто не забыт, ничто не забыто.(подлежащее)
- Никакая родина другая не вольёт мне в грудь мою теплынь.(определение)
- Я – для всех и ничей.(сказуемое)
- И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды.(дополнение)
- Закручинился Иван – царевич, да делать нечего, пошёл он искать Василису по белу свету.(сказуемое)
Образование
отрицательных местоимений
Не + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения
Ни + Вопросительные местоимения = Отрицательные местоимения
Не + кого = некого
Ни + чего = ничего
Изменение по падежам
И.П.
- -
Р.П.
Никто, ничто
некого
Д.П.
Никакой
нечего
никого
В.П.
Некому, нечему
- -
ничего
Никому, ничему
никакого
Т.П.
П.П.
Некем, нечем
Никакому
Никого, ничего
Никакой
Никем, ничем
Не о ком,
Никаким
не о чем
Ни о ком,
ни о чем
Ни о каком
Запомни!!!
«Некого» и «нечего»
Не имеют именительного падежа
Правописание НЕ и НИ
Пиши
НЕ
НИ
Под ударением
Без ударения
Некого
Никого
Правописание ( слитно , раздельно )
Пиши
Запомни: в одно или в три,
так меня пиши!
Раздельно
Слитно
Нет предлога
Есть предлог
Никого
Ни у кого
Отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо:
ПРЕДМЕТ
КОЛИЧЕСТВО
ПРИЗНАК
Никто
Ничто
Некого Нечего
Никакой Ничей
Нисколько
Несколько
Распределите примеры с выделенными
отрицательными
местоимениями по группам - домикам.
Некого спросить. Друзья уже ушли домой.
Ничего я не хочу, ни каши, ни молока.
Какой шарф тебе купить? Зелёный? – Никакой.
Нечего делать. Стихотворение выучил вчера.
Сколько яблок ты купил? – Нисколько !
Чей это портфель? Дашин? – Ничей .
Никто сегодня не дежурит! Все дети на празднике.
Указывает на отсутствие
Предмета
Признака
Количества
Нисколько
Некого
Никакой
Ничего
Ничей
Нечего
Никто
Подведение итогов урока
- Как образованы отрицательные местоимения?
- Какие отрицательные местоимения не имеют формы именительного падежа?
- Как различать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях?
- При каком условии отрицательное местоимение с НИ-усиливает отрицательный смысл?
Рефлексия
- Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите местоимение ВЫ ; если вы смогли самостоятельно изучить материал, но работать в группе вам не понравилось, вы рассчитываете только на свои силы, возьмите местоимение Я ; если вы продуктивно работали самостоятельно и в группе, то возьмите местоимение МЫ .
Чтобы упрочить ваши знания даю домашнее задание.
§ 81, орфограмма №45,46
Упр. 465
Спасибо за урок!
Успехов вам и хорошего настроения!