КЛЕТКА – ЕДИНИЦА
СТРОЕНИЯ
И ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМОВ.
5 КЛАСС.
Тема: клетка - единица строения и жизнедеятельности организмов.
Цель: доказать, что клетка - самостоятельная живая система, имеющая объем;
научиться сравнивать одноклеточные и многоклеточные организмы по сложности организации,
выявить черты сходства и различия.
Задачи:
- находить в объекте его составляющие;
- видоизменять объекты;
- научиться обобщать;
- устанавливать сходство и различие;
- находить причинно-следственные связи.
Тип урока: комбинированный.
Методы обучения:
- эвристическая беседа;
- творческая работа;
- лабораторная работа.
Уровень усвоения: творческий (применение знаний в нестандартной обстановке).
Оборудование: таблицы с изображениями растительной клетки, хламидомонады, амебы, гидры; микроскопы, микропрепараты растительных и животных тканей; кусочек картона, пластилин, салфетки, крахмальный клейстер, футляры от фотопленок белого цвета, горошины и пуговицы разного цвета, воздушные шарики, стеклянные стаканчики.
Ход урока.
Деятельность учителя | Деятельность учеников |
Объяснение учителя: - Рыба, лягушка, ящерица, слон и воробей. Все они дышат, питаются, двигаются, растут, производят потомство, имеют глаза, сердце, почки, печень и другие органы. Органы состоят из тканей. А каждая ткань, в свою очередь, образована клетками. Клетка, как считают ученые, единица всего живого, единица жизни. Невидимая простым глазом, клетка настолько мала, что даже трудно вообразить ее размеры. Измерять клетку миллиметрами - все равно, что рост человека выражать в километрах. А ведь миллиметр составляет всего 1/1000 часть метра! Клетку приходится измерять тысячными долями миллиметра - микрометрами. В одном кубическом миллиметре поместится целый миллиард кубических микрометров. Несмотря на такие крошечные размеры, клетка необычайно сложно устроена. В каждой клетке постоянно идут тысячи разных химических реакций. Недаром ее сравнивают с химическим заводом. — Ребята, мы с вами знакомились уже со строением клетки растения, рассматривали ее в микроскоп. Но у вас может создаться ошибочное впечатление, что клетки плоские. На самом деле они имеют объем. Давайте убедимся в этом, сделав своими руками модель растительной клетки. Вы знаете, что любая растительная клетка покрыта снаружи толстой клеточной стенкой. Возьмите в руки футляр - это будет модель растительной клетки. Сожмите футляр в руках, почувствуйте прочность и твердость клеточной стенки. Как вы думаете, почему у растительных клеток должна быть такая твёрдая клеточная стенка? Прежде чем мы будем заполнять модель клетки органоидами, давайте нарисуем на клеточной стенке поры. Для чего они нужны? Теперь перейдём к заполнению клетки. Как вы думаете, что нужно поместить вначале? Почему ядро? Верно. Ядро управляет всеми процессами жизнедеятельности клетки. Теперь поместим внутрь органоиды, которые придают клеткам растений зелёный цвет и могут использовать энергию солнца для создания питательных веществ. Добавим органоиды, которые отвечают за дыхание клетки и называются её энергетическими станциями, - это митохондрии. Очень много места в растительной клетке занимают вакуоли – своеобразный склад веществ в клетке. Чем старше клетка, тем больше её запасы, тем больше по размерам её вакуоли, а иногда она и вовсе одна, большая, занимающая почти весь клеточный объём. Чем моложе клетка, тем меньше у неё вакуолей и размер их невелик. Какая клетка получилась у вас? Чего теперь не хватает в клетке? А для чего она необходима? Вот наша модель растительной клетки и готова. Вы можете подержать ее в руках, ощутить ее объем, наблюдать сквозь прозрачную оболочку движение цитоплазмы и органоидов. Давайте запишем в тетради вывод, который мы можем сделать на основе нашего моделирования растительной клетки. - Шаровидные и овальные, похожие на кубики и цилиндры, на звезды и диски, клетки бывают самой различной, часто необыкновенно причудливой формы. А вот одноклеточный животный организм амёба своей постоянной формы вовсе не имеет, и название «амёба» означает «изменчивая». Амёба- это свободноживущее животное. Их можно обнаружить в небольших прудах с илистым дном. Тело амебы достигает всего 0,1- 0,5 мм. Постоянное выпячивание цитоплазмы - образование псевдоподии, или ложноножек - и придает амебе изменчивый вид. Несмотря на примитивное строение, это одноклеточное существо- вполне самостоятельный организм, для которого характерны все присущие живому организму процессы, в том числе питание, передвижение, деление. Теперь попробуем создать модель амебы - одноклеточного организма и смоделировать на ней процессы движения, питания, деления, то есть еще раз убедиться в том, что клетка - это элементарная живая система, самостоятельный организм. У вас на столах лежат на картоне куски пластилина; из пластилина желтого или коричневого вылепите амёбу (не размазывая ее по картону). А потом попробуем, меняя ее форму с помощью псевдоподий, перемещать ее в пространстве. У некоторых из вас на картоне лежит еще кусочек зеленого пластилина. Вы будете моделировать процесс питания амебы (захват ложноножками одноклеточной микроскопической водоросли), а те, у кого этого зеленого пластилина нет, будут моделировать процесс деления амебы (он очень прост - это деление надвое, бесполое деление). Какой вывод можно сделать по результатам этой работы? Учитель делает вывод совместно с учениками, Обращает внимание учащихся на новые сложные понятия – Автотрофы и гетеротрофы. - Одноклеточные организмы, растительные и животные, первыми появились на нашей планете, они наиболее примитивные. И в ходе эволюции - исторического развития всего живого на Земле - появились многоклеточные организмы. Они гораздо более сложно устроены. Если клетка одноклеточного организма должна выполнять сразу всю работу, то в многоклеточном организме разные группы клеток выполняют разную работу. Под микроскопом можно рассмотреть только группу клеток, взятых у многоклеточных организмов. И вот сейчас вы рассмотрите готовые микропрепараты растительных и животных тканей. Обратите внимание на название препарата, на клетки, из которых состоят ткани, на их форму, строение, расположение. После рассмотрения микропрепаратов тканей можно также сделать некоторые выводы. Каковы они? | Слушают, рассматривают изображение клеток на плакатах.
Лабораторная работа № 1 - Слушают объяснение и инструкцию учителя; - моделируют растительную клетку; - отвечают на вопросы учителя; - делают выводы и записывают их в тетрадь. ? Она придаёт форму клетке. Рисуют чёрным фломастером поры на футляре. ? Для обмена веществ с окружающей средой. ? Ядро. ? Оно – самая важная часть клетки. Помещают в футляр шарики из пластилина. ? Это хлоропласты с веществом хлорофиллом. Помещают в футляр горошины зелёного цвета, моделирующие хлоропласты, и чёрного цвета – митохондрии. Слушают объяснения учителя о вакуолях, моделируют их из воздушных шариков.
? Цитоплазмы. ? Для объединения органоидов в клетке, для их сообщения. Наливают в футляр клейстер и закрывают его. Рассматривают модель, наблюдают перемещения «органоидов» в ней. Записывают вывод в тетради. Слайд № 4 Вывод: - клетка имеет объем; это сложная система; - это единица живого, так как дышит, совершает обмен веществ и т. д. Слушают рассказ учителя Слайд № 5. просматривают видеофрагмент Слайд № 6-7 , участвуют в беседе об одноклеточных животных организмах. Слайд № 8-9.
Лабораторная работа № 2 Слайд № 10 - Слушают инструкцию учителя; - моделируют животную клетку из пластилина (в динамике): I вариант - питание амебы; II вариант - деление амебы. Вылепляют амёбу и перемещают ее на листе картона с помощью псевдоподий. Моделируют питание амебы. Моделируют процесс деления амебы. Делают вывод. Записывают в тетрадь. Слайд №11 Вывод: одноклеточные животные, так же как и растительные одноклеточные организмы, обладают всеми характерными признаками живого - питанием, делением, дыханием, но у растений и животных питание происходит по-разному (растения создают для себя питательные вещества сами - фотосинтез, а животные питаются готовыми веществами). Слушают учителя, задают вопросы. Слайд № 12- 13. Лабораторная работа № 3 -- Работают с микроскопами под руководством учителя; - рассматривают микропрепараты растительной и животной тканей; вместе с учителем делают выводы; записывают их в тетрадь.
Слайд № 14. Вывод: клетка многоклеточного организма не может существовать самостоятельно, ее жизнедеятельность зависит от других клеток, хотя она, как и клетка одноклеточного организма, обладает всеми свойствами живого. |
Обобщение и заключение:
- все живое на Земле состоит из клеток;
- клетка - единица живого;
- клетка - сложно устроенная самостоятельная живая система;
- клетка имеет объем;
- клетки одноклеточных и многоклеточных организмов обладают всеми признаками живого (они могут расти, делиться, питаться, осуществлять обмен веществ);
- клетки многоклеточного организма не могут существовать самостоятельно, их жизнедеятельность зависит от других клеток, и все функции в многоклеточном организме поделены между различными группами клеток.
Домашнее задание (творческое): придумать и выполнить свои модели клеток одноклеточных и многоклеточных организмов.
Литература:
Нестандартные уроки. Биология. 5-11 классы. Авт.Высоцкая. Волгоград: Учитель,2004 г.
Учебник авт. Т.С.Сухова В.И.Строганов «Природа. Введение в биологию и экологию»,
5 класс, Москва, изд. центр «Вентана – Граф», 2007 год.
MULTIMEDIA
1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
2.Биология. Животные. 7 класс. Образовательным комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С: Школа», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007