Урок русского языка 4 класс
Тема. Изменение глаголов по временам.
Цель: актуализировать знания об изменении глаголов по временам; развивать умения определять время глаголов и изменять глаголы по временам.
Планируемые результаты:
Регулятивные:
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
Познавательные:
- осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме.
Коммуникативные:
- выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач с учетом особенностей разных видов речи, ситуаций общения.
Личностные:
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка.
Предметные: называть время, число глаголов; объяснять роль глаголов в предложении.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация знаний.
Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета, люди строят зданья,
Цветут сады, и хлеб в полях растёт.
- О какой части речи пойдёт разговор на уроке?
- Прочитайте предложения.
Кассир продал пассажиру билет на поезд.
Кассир продает пассажиру билет на поезд.
Кассир продаст пассажиру билет на поезд.
- Чем похожи предложения? Чем они отличаются?
- Форма какого слова изменяется при этом? (Глагола)
- Что изменяется у глагола? (Время)
-Время. Что это такое. Как вы понимаете? (Часы, сутки, минуты).
-Давайте обратимся к толковому словарю русского языка и прочитаем, что же такое время.
Владимир Иванович Даль так объясняет это слово: «Время – это последовательность существования , продолжение случаев, событий, дни за днями и века за веками, последовательное течение суток за сутками.
- Какие пословицы о времени вы знаете? (Делу время, потехе час, Время – не птица, за хвост не поймаешь. Всему своё время.) Одну из пословиц записать и разобрать.
-Как вы понимаете, дальше речь у нас пойдет не о простом времени, а о времени глагола.
- Что вы знаете о глаголе.
Игра. Если я называю глагол, то вы хлопаете, а если другую часть речи, то вы топаете.
«Дядюшка Глагол при ремонте вытирал, подметал, зашивал, поливал, самосвал, носил, летел, заплатил, угодил, повредил, крокодил, выпил, вылепил, зажёг, флажок, дружок.
- В форме какого времени употреблялись глаголы? (Глаголы употреблялись в форме прошедшего времени.)
_-Что обозначают глаголы в форме прошедшего времени? (Глаголы в форме прошедшего времени обозначают действие, которое совершалось до момента речи и отвечают на вопросы –что делал?) Примеры.
-Какие времена глагола вы ещё знаете?
- Что обозначают глаголы в форме настоящего времени? Будущего времени? (Действие, происходящее в момент речи, после момента речи, отвечают на вопросы…). Примеры.
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, как глаголы изменяются по временам, научиться определять время глаголов, употреблять временные формы глаголов).
III. Работа по теме урока
Работа по стихотворению
– Прочитайте стихотворение, объясните знакомые орфограммы:
Этот хитренький глагол
Себе время изобрёл
«Ухожу», - кричит сегодня.
«А вчера,- кричит, - ушёл».
«Завтра,- скажет, - я уйду!»
Позавидуйте ему!
- О чём это стихотворение? (Глаголы изменяются по временам)
- В каком времени могут употребляться глаголы?
- Какое действие обозначают глаголы в настоящем, прошедшем, будущем времени и на какие вопросы отвечают?
- Выпишите из текста глаголы и определите время.
Работа по учебнику
Упр. 146 (с.71)
- Прочитайте стихотворение выразительно.
- Объясните значение слова навострили. (Приготовились к действию).
- Найдите глаголы и расскажите о выделенных глаголах по предложенному плану.
- Выполните письменные задания.
3. Цифровой диктант
- Определите время глаголов. Цифрой 1 обозначьте глагол в прошедшем времени, цифрой 2 – в настоящем времени, цифрой 2 – глагол в будущем времени. Запиши только цифры.
Заболел, принесет, ухаживаем, соберем, читаю, поливали, радовались, танцуешь, подойдут привыкаете, напишем, взошло, подготовлюсь, растут, сочинили.
4. Работа в паре. Творческое задание.
1 – й ряд «цепочкой» один человек называет глагол в настоящем времени, а сосед – в прошедшем
2 – й ряд один ученик называет глагол в настоящем времени, а сосед – в будущем
3 – й ряд один ученик называет глагол в прошедшем времени, а второй – в будущем
Физкультминутка
Выборочный диктант.
- Прослушайте стихотворение. Выпишите глаголы в три столбика: в прошедшем, в настоящем и в будущем времени. Разберите по составу глаголы прошедшего времени.
СЕНОКОС
Старый заяц сено косит,
А лиса сгребает.
Муха сено к возу носит,
А комар кидает.
Довезли до сеновала.
С воза муха закричала:
- На чердак я не пойду,
Я оттуда упаду,
Ноженьку сломаю,
Буду я хромая.
7. Творческая работа «Оживи текст»
- Вам нужно дополнить текст подходящими по смыслу глаголами, употребив их в настоящем, прошедшем, будущем времени на тему «Весна».
Весна. Весёлая капель. Ручьи. Деревья. Перелётные птицы.
1 ряд – использует только глаголы прошедшего времени
2 ряд - использует только глаголы будущего времени
3 ряд – использует только глаголы настоящего времени
(Наступает долгожданная весна. Звенит весёлая капель. Бегут говорливые ручьи. Деревья одеваются в листву. Прилетают перелётные птицы).
IV. Итог урока
«Мозговой штурм»
- Сколько временных форм имеет глагол?
- Что обозначают глаголы в настоящем времени, на какие вопросы отвечают?
- Что обозначают глаголы в будущем времени, на какие вопросы отвечают?
- Что обозначают глаголы в прошедшем времени, на какие вопросы отвечают?