Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа г. Зернограда
Урок на тему:
«Безопасность в сети Интернет»
Разработала Бенберина О.В.
учитель Информатики и ИКТ
2024 год
Аннотация
Цель урока: Познакомить с приемами безопасной работы в сети Интернет (для учащихся 9 классов)
Задачи:
Образовательные: Находить нужную информацию в сети Интенет, научить применять полученные знания в проектной деятельности.
Развивающие: Развивать умение анализировать и систематизировать имеющуюся информацию.
Воспитательные: развивать навыки работы в группе, формировать сознательность и внимание к информационно безопасности, прививать навыки безопасного использования сети Интернет.
Оборудование: компьютер с доступом в Интернет, видеопроектор, экран.
Актуальность.
В настоящее время Интернет стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Использование Интернета в образовательных учреждениях и дома расширяет информационное образовательное пространство обучающего и позволяет повысить эффективность обучения. Доступ учащимся к информационным ресурсам сети Интернет дает возможность пользоваться основным и дополнительным учебным материалом, необходимым для обучения, выполнять домашние задания, самостоятельного обучаться. Благодаря таким ресурсам у учениковв появляется возможность узнавать о проводимых олимпиадах, конкурсах, и принимать в них активное участие.
Однако использование Интернета в образовательной деятельности таит в себе много опасностей. Отказываться от информационных технологий бессмысленно, но бесконтрольный доступ к Интернету может привести к:
киберзависимости,
заражению вредоносными программами при скачивании файлов,
нарушению нормального развития ребенка,
неправильному формированию нравственных ценностей,
знакомству с человеком с недобрыми намерениями.
Безопасность в Интернете – очень важная проблема нашего времени.
Ход урока:
1) Организационный момент.
2) Вступление в тему Слово учителя.
Развитие глобальной сети изменило наш привычный образ жизни, расширило границы наших знаний и опыта. Теперь появилась возможность доступа практически к любой информации, хранящейся на миллионах компьютерах во всём мире. Но с другой стороны, миллионы компьютеров получи доступ к вашему компьютеру. И не сомневайтесь, они воспользуются этой возможностью. И не когда-то, а прямо сейчас. В повседневной жизни каждый из вас сталкивался с Интернетом. А давайте попробуем выяснить, что же такое Интернет? (ученики дают определение). Интернет – всемирная глобальная компьютерная сеть для хранения и передачи информации. Просмотр видеоролика: «Знакомство с Интернетом»: http://www.youtube.com/ watch?v=DOaxn1JB7vE. Что из этого вы уже знали? Что было новым для вас? (ответы учащихся) Для чего вы используете Интернет? (ответы учащихся) Всегда ли безопасно использовать всемирную сеть?
3) Плюсы и минусы Интернета.
Давайте немного подумаем, сейчас на доске у нас появятся высказывания, вы должны привести аргументы за или против. Попробуйте привести аргументы, отражающие противоположную точку зрения.
1. Интернет имеет неограниченные возможности дистанционного образования.
2. Интернет - это глобальный рекламный ресурс. И это хорошо!
3. Общение в Интернете - это плохо, потому что очень часто под-меняет реальное общение виртуальному.
4. Интернет является мощным антидепрессантом.
5. В Интернете можно узнать сведения о человеке (место проживания и адрес электронной почты, номер мобильного телефона). И это хорошо! Какие опасности подстерегают нас в сети? (Интернет-зависимость, вредоносные и нежелательные программы, психологическое воздействие на человека, материалы нежелательного со-держания, Интернет-мошенники и др.) Давайте посмотрим, как нам уберечься от этих угроз).
4) Работа в группах.
Советы безопасности. Перед тем как приступить к групповой работе (по 2 человека) давайте посмотрим с вами несколько видеороликов про безопасность в сети Интернет, они вам помогут в дальнейшем в составлении памятки. Учащимся предлагается к просмотру 3 видеоролика (по 2 мин.). Во время просмотра ребята должны подумать, какие советы они включили бы в свою памятку по безопасности в Интернете. Просмотр видеоролика «Развлечения и безопасность в Интернете»: http://www.youtube. com/watch?v=3Ap1rKr0RCE Просмотр видеоролика: «Остерегайся мошенничества в Интернете»: http://www.youtube. com/watch?v=AMCsvZXCd9w Просмотр видеоролика «Как обнаружить ложь и остаться правдивым в Интернете»: http://www.youtube.com/watch?v=5YhdS7rrxt8. Какие советы кажутся вам наиболее актуальными? Давайте составим вашу собственную памятку по безопасному общению в Интернете. Работа в группе. Составление слайда «ПАМЯТКА БЕЗОПАСНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТОМ».
5) Подведение итогов.
Итогом урока станет памятка по безопасному поведению в сети интернет. В конце урока учащиеся высказывают свои мнения о значении Интернета и вопросов информационной безопасности.
Список литературы:
Безопасный интернет – детям! (видеоролик – победитель конкурса социальной рекламы 2009 «Безопасный интернет – детям!») http://youtu.be/qQzG9sPt3aM
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч.1. Лекции. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. — 165 с.
http://detionline.com/assets/files/research/BookTheorye.pdf
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. Ч.2. Практикум. — М.: Центр книжной культуры «Гутенберг», 2013. — 137 с.
http://detionline.com/assets/files/research/Book_Praktikum.pdf
Полезный и безопасный интернет. Правила безопасного использования интернета для детей младшего школьного возраста: метод. руководство / под ред. Г.У. Солдатовой. − М.: Федеральный институт развития образования, 2012.– 48 с.
Приложение 1.
ПАМЯТКА БЕЗОПАСНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТОМ
Преступление против собственности:
• Обращайте внимание на стоимость предлагаемой Вам услуги в интернете.
• Не отправляйте смс сервисам, которые вызывают у вас подозрение.
• Помните, бесплатный сыр - только в мышеловке.
Угрозы, направленные на наше эмоциональное и психическое состояние:
•Ни под каким предлогом не соглашайтесь на разглашение личных данных: фамилий и имен, возраста, адресов электронной почты, номеров мобильных телефонов.
• Настороженно относитесь к сообщениям, содержащим призыв о помощи или предложения встречи.
Угрозы, направленные на наше эмоциональное и психическое состояние:
• При работе с файлами будьте осторожны, убедитесь, что документ предназначался именно для Вас, проверьте, не является ли данный файл вирусом.
• Пользуйтесь антивирусным программным обеспечением, список рекомендованных программ можно найти на сайте «Управление К» и «Лиги безопасного интернета»