«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Информационная безопасность в сети Интернет

Предлагаемый урок проводится в рамках Единого урока безопасности в сети Интернет, целью которого является формирование у молодого поколения информационной грамотности при работе в сети Интернет.

Данный урок «открытия» нового знания представляет собой проблемную лекцию, суть которой заключается в том, что преподаватель в начале и по ходу изложения учебного материала создает проблемные ситуации и вовлекает обучающихся в их анализ. Разрешая противоречия, заложенные в проблемных ситуациях, студены самостоятельно приходят к тем выводам, которые обучающиеся должны усвоить в качестве новых знаний. Созданные проблемные ситуации, побуждают обучающихся искать решения, сопоставлять факты, делать сравнения, выводы.

На протяжении урока используется методический прием − схема «фишбоун», заполнение которой, «подталкивает» обучающихся к поиску правильного решения поставленной проблемы. Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы. Схема «фишбоун» позволяет более глубоко проанализировать причины событий, определить цели, обнаружить внутренние связи между личными частями проблемы.

В течение всего учебного занятия студенты работают в малых группах. Все обучающиеся разделены на три группы. Участвуя в «открытии» нового знания, студенты коллективно решают проблемные ситуации, заполняют схему «фишбоун», делают умозаключения, формулируют выводы, развивают умения и навыки сотрудничества при совместном решении проблемных задач.

Практическое применение знаний, полученных на данном занятии, даёт возможность повысить информационную грамотность студентов, что впоследствии благотворно скажется в их будущей профессиональной деятельности.

Олимпиады: Информатика 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Курский электромеханический техникум»

(ОБПОУ «КЭМТ»)










Информационная безопасность в сети Интернет


Методическая разработка открытого урока

по учебному предмету ОВПб.01 Информатика

для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)




Разработчик: Калуга Юлия Вячеславовна,

преподаватель ОБПОУ «КЭМТ»




2016 г.

РАССМОТРЕНА

на заседании предметной (цикловой) комиссии преподавателей физико-математических

дисциплин

Протокол №___ от______20____г.

Председатель ПЦК

_______________ Н.В.Николаенко

«____» __________ 20____г.







Заведующая отделением

________________________Т.А.Гнедышева

«____» __________ 20____г.



Данная методическая разработка рекомендована для практического применения (проведения открытого урока) в рамках календаря образовательных событий






Информационная безопасность в сети Интернет

Методическая разработка открытого урока

по учебному предмету ОВПб.01 Информатика

для специальности 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание

электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

в рамках календаря образовательных событий


Разработчик ______________ Калуга Юлия Вячеславовна,

преподаватель высшей квалификационной категории

ОБПОУ «КЭМТ»

Рецензенты:

1. Махова Лилия Анатольевна, преподаватель высшей категории ОБПОУ «Курский монтажный техникум»

2. Гренадер Н.Н., преподаватель ОБПОУ «Курский электромеханический техникум»




деятельностная карта учебного занятия

план урока

Специальность: 13.02.11 Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

Учебная группа: ЭМ-11

Учебный предмет: ОВПб.01 Информатика

Тема учебного занятия: Информационная безопасность в сети Интернет

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Вид урока: проблемная лекция

Место проведения: учебный кабинет «Информатика»

Средства обучения:

  • технические:

  • мультимедийный проектор и интерактивная доска, персональный компьютер;

  • информационно-коммуникационные:

  • компьютерная мультимедийная презентация к уроку;

  • видеофрагмент «Десять правил безопасности в сети Интернет» [Электронный ресурс] URL:http://единыйурок.рф.

  • дидактический материал:

  • шаблоны опорного конспекта – 25 шт.

  • шаблон схемы «фишбоун» – 1 шт.

  • памятки – 25 шт.

  • листы А4 двух цветов для заполнения схемы «фишбоун».

Цели урока:

деятельностная: создание условий для усвоения и закрепления правил поведения в сети Интернет, развитие умений проводить наблюдения, планировать и выдвигать гипотезы, применять полученные знания для безопасной работы сети Интернет;

содержательная: углубление понимания значения категорий «Интернет», «угрозы сети Интернет», усвоение приемов безопасности при работе в сети Интернет;

воспитательная: воспитание устойчивого интереса к изучению информатики, культуры общения;

методическая цель: применение элементов технологии проблемного обучения и элементов технологии критического мышления при изучении правил информационной безопасности в сети Интернет.

Задачи урока:

учебно-практические:

  • совершенствовать умения и навыки самостоятельной деятельности, работы в группах;

  • совершенствовать умения ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

  • развивать критическое мышление через проблемные ситуации, создание схемы «фишбоун»;

  • совершенствовать речевые умения — комментировать, анализировать проблемные ситуации.

учебно-познавательные:

  • расширить знания студентов об угрозах в сети Интернет и способах их распространения;

  • формировать навыки поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности в сети Интернет;

  • создавать условия для развития положительной мотивации к учению, стимулировать развитие творческих возможностей обучающихся;

  • развивать способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности;

  • создавать условия для применения полученных знаний;

воспитательные:

  • содействовать воспитанию положительного отношения к знаниям и процессу обучения, уверенности в своих силах, аккуратности при выполнении записей;

  • способствовать осознанию практической ценности правил безопасности в сети Интернет.

Образовательные технологии:

  • технология проблемного обучения;

  • здоровьесберегающие технологии;

  • информационно-коммуникационные технологии.

Организационные формы образовательной деятельности: фронтальная, групповая.

Методы обучения:

  • словесные: проблемная лекция; проблемное изложение, диалогический метод;

  • наглядные: компьютерная мультимедийная презентация;

  • практические: проблемный, частично-поисковый.

Планируемые результаты:

а) предметные:

  • усвоение навыков поведения в информационном обществе с целью обеспечения информационной безопасности;

б) метапредметные:

  • регулятивные:

  • умение ставить перед собой цель, видеть ожидаемый результат работы;

  • умение планировать свою деятельность;

  • умение рационально распределять рабочее время;

  • познавательные:

  • формулирование познавательной цели;

  • поиск и отбор необходимой информации;

  • структурирование полученной информации;

  • самостоятельное и групповое изучение материала, анализ, обобщение;

  • коммуникативные:

  • умение слышать, слушать и понимать собеседника;

  • умение планировать и согласованно выполнять совместную деятельность;

  • умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;

  • умение взаимно контролировать действия друг друга, оказывать поддержку друг другу.

в) личностные:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • осознание социальной, практической и личностной значимости учебного материала.

Нормативный документ

Федеральный государственный образовательного стандарт среднего общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 мая 2012 г. №413.). – М.: Министерство образования и науки РФ. – 2012.





СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература

1. Гафнер В.В. Информационная безопасность: учеб. пособие. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. - 324 с.

2. Мельников В.П. Информационная безопасность и защита информации: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 336 с.

3. Рогозин В.В. Основы информационной безопасности: учеб. пособие. – М.: Юнита-Дана, 2016. – 287 с.

Интернет-источники, электронные образовательные ресурсы

1. Вопросы обеспечения информационной безопасности от компании Microsoft - [Электронный ресурс] URL: http://www.microsoft.com/rus/protect/default.mspx#.

2. Вопросы безопасности - сайт от компании Semantec [Электронный ресурс] URL: http://www.symantec.com/ru/ru/norton/clubsymantec/library/article.jsp?aid=cs_teach_kids

3. Интернет СМИ «Ваш личный Интернет» [Электронный ресурс] URL: http://content-filtering.ru

4. Квест Сетевичок. Единый урок по безопасности в сети [Электронный ресурс] URL: http://kvestsetevichok.ru.

5. Методические рекомендации к Единому уроку безопасности в сети Интернет [Электронный ресурс] URL: http://единыйурок.рф.

6. Методические рекомендации по организации и проведению в общеобразовательных организациях Российской Федерации тематического урока, посвященного Интернет безопасности детей [Электронный ресурс] URL: http://единыйурок.рф.

7. Специальный портал, созданный по вопросам безопасного использования сети Интернет. Безопасный Интернет [Электронный ресурс] http://www.saferinternet.ru/.

Портал Сети творческих учителей [Электронный ресурс] URL: http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=71586&tmpl=com.

Дополнительная литература

Солдатова Г.В., Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования Ч1: лекции, Ч2: практикум. М., 2013 – 302 с.

Видеоресурсы

Десять правил безопасности в сети Интернет [Электронный ресурс] URL: http://единыйурок.рф.

Научно-методические ресурсы

  1. Инновационные педагогические технологии: Учеб. пособ. / В.Н. Михилькевич, В.М. Нестеренко, П.Г. Кравцов; Самар. гос. ун-т. - Самара, 2001. – 89 с.

  2. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 2. – М.: Педагогика, 1982. – 576 с.

  3. Кукушин B.C. Теория и методика обучения / B.C. Кукушин. – Ростов н/Д.: Феникс, 2005. – 474 с.

  4. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Современный урок. Часть III: Проблемные уроки. Научно-практич. пособие для учителей, методистов, руководителей учебных заведений, студентов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. – Ростов н/Д: Учитель, 2006. – 288 с.

  5. Махмутов М.И. Проблемное обучение: Основныевопросы теории. – М.: Педагогика, 1975. – 368 с.

  6. Михилькевич В.Н., Полушкина Л.И., Мегедь В.М. Справочник по педагогическим инновациям. – Самара, 1998. – 172 с. – С. 166-188

  7. Оконь В.В. Основы проблемного обучения. – М, 1988. – 184 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Схема «фишбоун»





Приложение 2

Карточки с заданиями

Ситуация 1. Вы получаете сообщение «Примите участие в конкурсе и выиграй планшет». Для этого Вас просят перейти по указанной ссылке и ввести личную информацию: фамилию, имя, номер телефона, адрес электронной почты, пароль, номер банковского карты. Ваши действия?


Ситуация 2. Вы просматриваете сайты. Вдруг на экране появляется сообщение о том, что Ваш компьютер заражен 123 троянскими программами, вирусами, червями. На Вашем компьютере установлена защитная программа, и она никак не отреагировала на угрозы. Вам сообщают, что Вы можете загрузить новое бесплатное антивирусное ПО, которое поможет решить Вашу проблему. Что делать в такой ситуации?


Ситуация 3. Ваш близкий друг просит Вас о помощи в социальной сети. Вы спрашиваете, как ему позвонить, но, естественно, его телефон украли. И он просит чтобы «положили деньги» на другой номер. Ваши действия?





Приложение 3

Памятка

Правила поведения в сети Интернет

Правило № 1.  Защитите ваш компьютер с помощью антивирусных программ и программ безопасной работы в интернете.

  • Установите Антивирус.

  • Регулярно обновляйте сигнатуры угроз, входящие в состав программы.

  • Задайте рекомендуемые экспертами параметры защиты вашего компьютера. Постоянная защита начинает действовать сразу после включения компьютера и затрудняет вирусам проникновение на компьютер.

  • задайте рекомендуемые экспертами параметры для полной проверки компьютера и запланируйте ее выполнение не реже одного раза в неделю. Если вы не установили компонент Фаервол, рекомендуется сделать это, чтобы защитить компьютер при работе в интернете.

Правило № 2. Будьте осторожны при записи новых данных на компьютер:

  • проверяйте на присутствие вирусов все съемные диски (дискеты, CD-диски, флеш-карты и пр.) перед их использованием.

  • осторожно обращайтесь с почтовыми сообщениями. Не запускайте никаких файлов, пришедших по почте, если вы не уверены, что они действительно должны были прийти к вам, даже если они отправлены вашими знакомыми.

  • внимательно относитесь к информации, получаемой из интернета. Если с какого-либо веб-сайта вам предлагается установить новую программу, обратите внимание на наличие у нее сертификата безопасности.

  • если вы копируете из интернета или локальной сети исполняемый файл, обязательно проверьте его с помощью Антивируса.

  • внимательно относитесь к выбору посещаемых вами Интернет-ресурсов. Некоторые из сайтов заражены опасными скрипт-вирусами или Интернет-червями.

Правило № 3. С недоверием относитесь к вирусным мистификациям - программам-шуткам, письмам об угрозах заражения.

Правило № 4  Регулярно устанавливайте обновления операционной системы Microsoft Windows.

Правило №5 Покупайте дистрибутивные копии программного обеспечения у официальных продавцов.

Правило 6. Будьте осторожны с электронной почтой

  • не стоит передавать какую-либо важную информацию через электронную почту.

  • Установите запрет открытия вложений электронной почты, поскольку многие вирусы содержатся во вложениях и начинают распространяться сразу после открытия вложения. Программы Microsoft Outlook и Windows Mail помогают блокировать потенциально опасные вложения.

Правило 7 . Используйте сложные пароли.

Как утверждает статистика, 80% всех паролей — это простые слова: имена, марки телефона или машины, имя кошки или собаки, а также пароли вроде 123. Такие пароли сильно облегчают работу взломщикам. В идеале пароли должны состоять минимум из семи, а лучше двенадцати символов. Время на подбор пароля из пяти символов — два-четыре часа, но чтобы взломать семисимвольный пароль, потребуется два-четыре года. Лучше использовать пароли, комбинирующие буквы разных регистров, цифры и разные значки.

Правило 8. Не отправляйте SMS-сообщения.

  • сейчас очень популярны сайты, предлагающие доступ к чужим SMS и распечаткам звонков, также очень часто при скачивании файлов вам предлагают ввести свой номер, или внезапно появляется блокирующее окно, которое якобы можно убрать с помощью отправки SMS.

  • при отправке SMS, в лучшем случае, можно лишиться 300-600 рублей на счету телефона – если нужно будет отправить сообщение на короткий номер для оплаты, в худшем – на компьютере появится ужасный вирус.

  • поэтому никогда не отправляйте SMS-сообщения и не вводите свой номер телефона на сомнительных сайтах при регистрации.

Правило 9. Пользуйтесь браузерами Mozilla Firefox, Google Chrome и Apple Safari.

Большинство червей и вредоносных скриптов ориентированы под Internet Explorer и Opera. В рейтинге популярности лидирует IE, но лишь потому, что он встроен в Windows. Браузер Opera очень популярен в России из-за ее призрачного удобства и очень большого числа настроек. Уровень безопасности имеет ряд недостатков как у одного, так и у второго браузера, поэтому лучше ими не пользоваться вовсе.

Правило 10. Используйте брандмауэр.

Используйте брандмауэр Windows или другой брандмауэр оповещают о наличии подозрительной активности при попытке вируса или червя подключиться к компьютеру. Он также позволяет запретить вирусам, червям и хакерам загружать потенциально опасные программы на компьютер.

Правило 11. Делайте резервные копии.

При малейшей угрозе ценная информация с вашего компьютера может быть удалена, а что ещё хуже – похищена. Возьмите за правило обязательное создание резервных копий важных данных на внешнем устройстве – флеш-карте, оптическом диске, переносном жестком диске.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее