«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок по русскому языку на тему "Учимся определять начальную форму слова. Словарная работа"

Урок по русскому языку на тему "Учимся определять начальную форму слова. Словарная работа"

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Дата: 22.01.2018

Урок: русский язык

Тема: УЧИМСЯ ОПРЕДЕЛЯТЬ НАЧАЛЬНУЮ ФОРМУ СЛОВ. СЛОВАРНАЯ РАБОТА

Цели деятельности учителя: учить определять на­чальную форму прилагательных; формировать умение пользовать­ся толковым словарем; задавать вопросы к словам

Планируемые результаты (предметные): научатся работать со словарными словами, объяснять трудные написания; находить информацию в словаре и учебнике, анализировать ее содержание.

Критерии сформированности (оценки) компонентов УУД (метапредметных): регулятивные - принимают и сохраняют учеб­ную задачу, соответствующую этапу обучения; познавательные - используют различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответст­вии с коммуникативными и познавательными задачами и техноло­гиями учебного предмета; коммуникативные - умеют излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения; личностные - осознают свои возможно­сти в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Сценарий урока

  1. Работа над каллиграфией.

  • Сравните данные слоги. Меняется ли произношение в этих слогах? (Нет. Звук [ц] в обоих случаях звучит твердо.)

  1. Актуализация опорных знаний. (Познавательные: обще­учебные - осуществляют поиск необходимой информации для вы­полнения учебных заданий с использованием учебника и словаря; логические - дополняют и расширяют имеющиеся знания и пред­ставления о правилах орфографии.)

  • Запишите буквами два предложения и устно объясните все трудные написания (упражнение 13).

Вол Василий вез воз ваз. Цирковой медведь едет на мотоцикле.

  • Какую букву пишут после «ц» в корне слова? (Букву «и».) За­пишите примеры, которые привела Маша. (Циркуль, цифра, цирк.) Как надо писать слова «циркач» и «цирковой»? (С буквой «и».) Прочитайте подсказку Летучей Мыши.

  • В одном из значений «цыпка» - это курица, цыпленок, поэто­му и пишется, как цыпленок, через «ы». Слово «цыпки» в значении «трещинки на коже» пишется аналогично.

  • Спишите, вставив нужные цифры (упражнение 14).

218

  • На рисунке - десять цифр. Цыпка вышла из яйца. Цыганенок цыкнул на цыпленка: «Цыц!». В цирке выступают котенок Цап- Царап и цыпленок Цып-Цып.

III. Изучение нового материала. (Познавательные: обще­учебные - извлекают необходимую информацию из рассказа учи­теля, собственного опыта; логические - осуществляют поиск необ­ходимой информации. Регулятивные: осмысливают учебный ма­териал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.)

Работа по учебнику.

  • Прочитайте задание (упражнение 15). Откройте об­ратный словарь на букву ы. Найдите в списке слова, у которых ос­нова оканчивается на букву ц, а окончание - ы (слова на -цы).

  • Спишите в тетрадь. Окончания подчеркните. (Голубцы, нож­ницы, ресницы, шлепанцы, щипцы, пяльцы.)

  • С тремя словами придумайте и запишите словосочетания: слово-название признака + слово-название предмета. (Вкусные го­лубцы; острые ножницы; теплые шлепанцы.)

(Коммуникативные: формулируют ответы на вопросы; обме­ниваются мнениями; строят понятные речевые высказывания.)

Работа в печатной тетради: задания 16, 17.

Задание 16.

  • Какое слово надо вставить в стихотворение? (Надо вставить словарное слово спасибо.)

И нам за это от души Спасибо скажут малыши.

  • Назовите слова, написание которых подчиняется правилу: жи-ши под ударением пиши с буквой и. (Души, малыши.)

Задание 17.

Нет скворц [а], дам скворц g], любуюсь скворц [ом]. У слова скворец в других формах есть окончание, значит, в слове скворец нулевое окончание, основа - сквореА I- Один - скворец) L они - скворц [ы]. Чтобы правильно записать форму множественного числа, надо вспомнить правило.

Правило: в окончаниях слов-названий предметов во множе­ственном числе после ц пишется ы. Записываем слово скворцы, вы­деляем основу (скворец), окончание ы.

Все остальные слова рассматриваются по аналогии.

IV. Итог урока. Рефлексия. (Регулятивные: действуют с уче­том выделенных учителем ориентиров; оценивают правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.)

  • Прочитайте.

Сказал попугай попугаю: Ответил ему попугай:

«Я тебя, попугай, попугаю!» «Попугай, попугай, попугай!»

  • Научитесь правильно и быстро читать скороговорку.

  • Определите, к каким частям речи относятся похожие слова.

  • Можно сказать, что это однокоренные слова? Докажите.

Попугай -

Попугай -



2

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее