Урок по ОДНКНР "Небесные силы"

Открытый урок по ОДНКНР в 5 классе по теме "Небесные силы". автор : учебник «Основы православной культуры»(автор В.Дорофеев, О.Л.Янушкявичене, 5 класс).

Олимпиады: Дошкольникам "Клуб юных почемучек"

Содержимое разработки

Тема: НЕБЕСНЫЕ СИЛЫ

Цель: Цель урока: формирование представлений о сущности православного учения об ангельском и демоническом мирах

Задачи:

– образовательные: раскрыть представления христиан о бесплотных силах; определить и дать оценку роли и значения ангелов и бесов в истории человечества в целом и в жизни каждого человека — в частности

; – воспитательные: способствовать формированию основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с традициями Православия и общечеловеческими ценностями;

– развивающие (развитие УУД): способствовать развитию умений критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, организовать эффективный поиск информации, аргументированно высказывать свою точку зрения и уважать чужое мнение, планировать и представлять результаты учебной и познавательной деятельности.

Тип урока:. Урок изучения нового материала

Основные понятия: ангельские чины, Небесные силы, тёмные силы.

Методическое обеспечение: учебник «Основы православной культуры»(автор В.Дорофеев, О.Л.Янушкявичене, 5 класс), презентация.

Оборудование: классная доска, проектор, экран, три цвета листиков по количеству обучающихся, макет дерева, смайлики солнышка и тучки по количеству обучающихся, бумага для поделки ангела.










Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

УУД

1.





Мотивация к учебной

деятельности

Упражнение: «Дерево достижений»

Уч: Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас всех здоровыми, с хорошим настроением! Ребята, обратите внимание на наше одинокое дерево (на доске прикреплено дерево без листьев). У каждого из вас есть листочки разного цвета (лежат на парте). Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой. Посмотрите на них внимательно и выберите ту, которой соответствует ваше эмоциональное настроение именно сейчас. 

Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать.

 Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке.

 Оранжевый цвет – вы хотите узнать что-то новое".



Дерево покрылось листвой, с помощью вас оно окрасилось в разные цвета.

Красота дерева завесила от вас, ваших стремлений и ожиданий.

А красота выполненной работы сегодня на уроке будет зависеть от вас.

Надеюсь, что вы приложите максимум старания, фантазии при выполнении работы.


Выбор листочков



Слайд 2

Листочки трех цветов по количеству обучающихся в классе







Личностные

Коммуникативные

2.

Актуализация знаний




- Давайте послушаем музыку. (просмотр+слушание)

- О чём и о ком рассказала музыка? (Об ангелах)

- О ком мы будем говорить сегодня на уроке? (Об ангелах).

«Сегодня наша цель — познакомиться с православным учением о духовном мире. Задачи — узнать, кто такие ангелы и бесы; понять, какую роль бесплотные силы играют в жизни людей».

Просмотр ролика

Ответы на вопросы

Слайд 3

видеофрагмент

Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

3.

Организация познавательной деятельности


1. Невидимый мир.

У: Мы с вами живем на земле, в вещественном мире. Кто создал существующий мир, который окружает нас? (Весь мир создал Бог.)

У: Посмотрим, что говорится в Священном Писании: «В начале сотворил Бог небо и землю…» (Быт. 1,1). В этих словах говорится о сотворении нашей земли и того, что мы видим. А еще здесь говорится о небе, но не о том небе, которое мы видим. В этих словах видимый мир назван землей, а небом назван мир невидимый. Что такое невидимый мир? (Это мир, который мы не видим)

У: Да, это мир, который мы не видим. О невидимом или духовном мире нам известно очень мало. И узнать о нем мы можем только из Священного Писания. А Священное Писание говорит только об ангелах. То есть к невидимому, духовному миру мы относим ангелов. Этот мир также создал Бог.

У: Просмотрите картинки или иконки и скажите, как выглядят ангелы? Что в них общего? А в чем различие? Чем отличаются Ангелы от людей? (Ответы детей: чаще всего это красивые, молодые юноши с крыльями, в красивых одеяниях, у многих в руках есть какие-то предметы, у каких-то есть ноги, а у каких-то их нет, У Ангелов есть крылья)

«Ангел» в переводе означает «вестник», «посланник». Вестниками они называются потому, что Бог посылает их возвещать людям Свою волю. Определение указывает на служение, которое они исполняют. Ангелы – это бестелесные и бессмертные духи, одаренные разумом и волей.

У: Чем мы отличаемся от ангелов? ( Ангелы – бестелесные духи.)



У: Да, у них нет тела, в отличие от нас. Поэтому они могут передвигаться очень быстро, с необычайной скоростью и быстротой, и для них не может быть преградой ни стена, ни запертая дверь, ни замок. Но когда они находятся на небе, их нет на земле, и когда Бог посылает их на землю – они не остаются на небе.

У: Чем мы похожи с ангелами? (У них есть разум и воля.)

У: Ангелы одарены разумом и волей, гораздо совершеннейшими, нежели те, какие имеет человек. Их ум гораздо светлее, чем у человека. Так как они обладают свободной волей, то они могут изменяться и преуспевать в добре. Они всегда исполняют волю Божию.

Как вы думаете, велико ли ангельское воинство?

У: Число всех ангелов велико, по словам свт. Иоанна Златоуста, их – «бесконечные полки и неисчислимые племена, которых не может изобразить никакое слово».

Как ангелы различаются между собой? Церковь знает о 9 ангельских чинах, которые различаются на три иерархии – высшую, среднюю и низшую; в каждой из них по три чина.

Первую, высшую, составляют Серафимы, Херувимы и Престолы.(видео)

«Серафим» значит «пламенеющий». Серафимы пламенеют любовью к Богу и других возбуждают к такой любви. «Херувим» значит «многое разуметь». Херувимы обладают богопознанием, видением глубины премудрости Божией. Престолы названы так, потому что на них, как пишет св. Максим Исповедник, «разумно почивает Бог». Богоносными же они называются по благодати и по своему служению.

Среднюю иерархию составляют Господства, Силы и Власти. Господства служат непрестанно Богу. Они посылают силу для мудрого управления поставленным Богом на земле властям. Господства учат людей владеть своими чувствами, смирять в себе пагубные страсти. Силы исполнены Божественной крепости. Они помогают людям в добрых трудах, укрепляют в терпении. Власти помогают отгонять злые помыслы и побеждать дьявола.

В низшей иерархии также три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала называют так потому, что они имеют начальствование над низшими ангелами, направляя их к исполнению повелений Божиих. Им поручена Богом охрана всех государств, земель и народов. Архангелы открывают разумение воли Божией, укрепляют в людях святую веру. Ангелы в небесной иерархии ниже всех и ближе всех к людям. (Рассматривание икон ангелов.)

Физкультминутка «Свечи»

В храме мы – в гостях у Бога.


Всюду свечи – много-много.

Руки, сведённые вместе, выносят вперёд-вверх, через стороны опускают вниз.

Правую руку отводят в сторону и делают поворот тела вправо, не отрывая ног от пола

/то же – влево,

Мы на цыпочки привстанем,

Чтоб самим свечу поставить.

Привстают на цыпочки с поднятой вверх правой рукой/, опускаются.

























Кто изображен на иконе? ( Юноша.)

У: Ангелов на иконах изображают в виде красивых юношей, в знак их духовной красоты. Что особенного вы можете заметить? (У них есть крылья.)

У: Их крылья означают, что они быстро исполняют волю Божию. Служение ангелов различно и неодинаково. Но Бог устроил так, что «ангелы, которые стоят выше, сообщают стоящим ниже и свет, и знание» (св. Иоанн Дамаскин). То есть Бог через высших просвещает низших, открывая им Свою волю и повелевая ее исполнять.

2. Архангел Михаил. Собор Архистратига Михаила

У: Над всеми ангелами начальником поставлен Архистратиг Михаил как верный служитель Божий (икона Архистратига Михаила).

В ангельском мире один из ангелов, Денница, возгордился и захотел сам стать как Бог. И таким образом впал в самолюбие, гордость и злобу. Сначала пал один – главный, и «ему последовало, с ним ниспало бесчисленное множество подчиненных ему ангелов». Из-за такого отступничества от Бога Архангел Михаил, собрав воинство ангельское, низверг Денницу и ангелов, которые были с ним. Этот дух называется сатаной или дьяволом.

А после Архангел Михаил со множеством других ангелов начал славить Пресвятую Единосущную и Нераздельную Троицу, Единого Бога, воспевая торжественную песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!» (Ис. 6,3). Такое соединение святых ангелов получило название Ангельского Собора, т.к. они вместе и единогласно славят Пресвятую Троицу. Что это за Пресвятая Троица? (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой.)

У:Подумайте , к чему может привести человека гордость?

3. Ангел Хранитель

У: Сатана завидует человеку, который создан для неба, для Бога, и главная цель деятельности злых духов – погубление человека.

У: Представьте себе, ребята, как оскорбляем мы наших самых преданных добрых друзей - ангелов, когда ведём себя плохо, ругаемся, обижаем младших и слабых. От этого очень горько и обидно становится нашему Ангелу - Хранителю. Он страдает и удаляется от нас.

Помните всегда, что только добрыми делами и светлыми мыслями можно приблизить к себе Ангела - Хранителя. А для этого надо потрудиться. Нельзя обижать маленьких, всегда надо помогать старшим, уважать родителей, и просто совершать хорошие поступки для людей.

У: Но Бог каждому дает защитника – Ангела Хранителя! Как вы думаете, когда? (При крещении.)

У: Да, при крещении каждому из нас Бог дал Ангела Хранителя. А зачем он нужен? (Он нас хранит.)

У: Он нас защищает от болезней, бед, от грехов. Он нас любит и всегда готов нам помогать в добрых делах. И даже после телесной смерти человека он не оставляет его. «Ангелам Своим заповедает о тебе – охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 90,11). Но когда мы грешим, этим мы отгоняем своего Ангела Хранителя. Свт. Василий Великий пишет: «Как пчел отгоняет дым и голубей смрад, так и хранителя нашей жизни отдаляет многоплачевный и смердящий грех». А он, отойдя, скорбит о нас.

У: Как можно помириться со своим Ангелом Хранителем? (Нужно покаяться, сходить на исповедь, причаститься.)

У: Примиряет человека с его Ангелом Хранителем покаяние, от которого у ангелов бывает радость на небе (Лк. 15,10). А еще нужно молиться своему Ангелу Хранителю: «Святый Ангеле Божий, хранителю мой, моли Бога о мне».

К кому мы обращаемся в этой молитве? (К Ангелу Хранителю.)

У: Для чего мы к нему обращаемся? (Для того, чтобы он молился о нас перед Богом.)



У:Как вы думаете , такие события происходили только в давно прошедшие времена?

У: Давайте прочитаем эпизод из жизни одной девятилетней девочки, которая живет в наше время.







Ответы на вопросы















Беседа по картинкам







Ответы на вопросы









































































Выполняют упражнения по указанию учителя





























































Чтение рассказа на стр. 47-48



Слайд 4,5



Слайд 6





Слайд 7







Слайд 8











Слайд 8

























Слайд 8

Просмотр видеоролика



Регулятивные

Личностные

Коммуникативные

4.

Практическая деятельность













У: Давайте постараемся во время всей жизни исполнять волю Божию, и тогда святые ангелы будут нашими покровителями и путеводителями к вечной, счастливой жизни.

Послушаем песню «Ангелы в небе высоком живут» (02.33)

Практическая работа

А сейчас мы с вами сделаем Ангела - хранителя для самого близкого вам человека. Ребята, закройте на минуту глаза, и подумайте, кому бы вы хотели подарить своего ангела. Я уверена, что в душе каждого из вас есть близкие и дорогие вам люди.

Выполнение поделки → Поделки ангелов → Шаблон

После завершения работы:

Ребята, своих ангелочков мы сделали с любовью и нежностью. Вот какие получились у нас ангелочки. Вы их можете оставить себе, а можете подарить самому близкому и дорогому человеку. И пусть ваш ангелочек оберегает и дарит добро тому, для кого вы его сделали.









5.

Контроль (самостоятельные виды деятельности)



Сегодня мы свами узнали очень много об Ангелах Господа нашего:

- что их великое множество,

- для чего создал Бог Ангелов,

- что есть ангелы добрые и злые,

- что надо делать, чтобы спастись от злых ангелов,

- что не надо забывать своего Ангела-Хранителя.

Давайте стараться не огорчать близких, а значит и нашего Ангела-Хранителя, быть добрыми, жить с любовью, и тогда Бог наш нас не оставит!













6.

Рефлексия деятельности







Рефлексия «СОЛНЫШКО И ТУЧКА»

Ребята, а сейчас я хочу вас попросить оценить наш урок. Если вам на уроке понравилось возьмите солнышко, если вам было скучно – тучку.

Производят самооценку своей деятельности на уроке.





Личностные

Коммуникативные

7.

Домашнее задание

Стр.48 ответы на вопросы

Записывают домашнее задание









Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее