Сложение и вычитание чисел в пределах 100. Устные приемы вычисления. |
| |
Тема урока | Прием письменного вычитания в случаях вида 52-24 | |
Цели
Задачи: | Ознакомление с письменным приёмом вычитания двузначных чисел с переходом через десяток. Образовательная: Отработать умение записывать и решать числовые выражения в столбик. Ввести алгоритм письменного вычитания двузначного числа с переходом через разряд. Развивающая: Формировать навыки устного счета, совершенствовать умение решать задачи и выражения. Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. Воспитательная: Воспитывать коммуникативные отношения между учащимися, чувство коллективизма и сотрудничества. |
Планируемые результаты:
Предметные: учиться выполнять вычитания вида 52-24; моделировать задачу с помощью краткой записи и решать текстовые задачи; читать выражения, использую математическую терминологию; выполнять задания творческого характера; контролировать и оценивать свою работу и её результат.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мотивы учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками, умение доказывать свою точку зрения, внимание, память, логическое мышление; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
I. Организационный момент – 1 минута.
- Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь всё понять -
И внимательно считать.
- Ребята, друг другу улыбнитесь и садитесь.
II. Aктуализация знаний - 3 минуты.
Запомните все, что без точного счета
Не сдвинется с места любая работа.
Без счета не будет на улице света,
Без счета не может подняться ракета.
Без счета письмо не найдет адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята
- Ребята, посмотрите на доску (на доске записаны числа 24 3 50 ) и назовите число, в котором 5 дес., 2 дес. 4 ед., 3 ед.. (50, 24, 3).
Придумайте задания, которые можно выполнить с данными числами.
(возможные варианты ответов учащихся:
составить примеры на сложение и вычитание;
сравнить;
поставить в порядке возрастания, убывания;
придумать задачи.)
III. Первичное восприятие учебного материала – 5 минут.
- Используя данные числа, составьте 2 примера, чтобы уменьшаемое было круглое число: (50 – 3 50 – 24)
- Запишите эти примеры столбиком и решите.
- Проверка:
1 пример – по образцу на доске.
- Назовите алгоритм решения примера.
2 пример – к доске вызвать 2 учеников с правильным и неправильным решением примера.
- Почему возникли трудности при решении данного примера? (не решали примеры такого вида) Что показало вам ваше пробное действие? (Я не могу вычесть числа в столбик.)
IV. Определение темы урока и постановка цели – 1 минута.
- Чему будем учиться на уроке? (вычитать столбиком из круглых чисел двузначные числа)
- Значит, как будет называться тема урока? (Вычитание столбиком из круглого числа двузначное число)
V. Усвоение новых знаний – 6 минут.
- Давайте поработаем в группах и постараемся найти правильное решение примера.
- Проверка. (по 1 ученику из групп выходят к доске и представляют свои варианты объяснения решения примера. Если получились одинаковые ответы, то спросить только одного ученика. Если разные, то спросить одного с правильным ответом, другого - с неправильным. Ученики объясняют решение примера.)
- Итак, правильный ответ 26.
VI. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов – 6 минут.
- Какие ранее полученные знания вам помогли решить пример? (мы умеем решать примеры столбиком, умеем вычитать из круглых чисел однозначные числа)
А теперь я предлагаю вам познакомиться с алгоритмом решения данного
выражения в столбик.
(на доске записано выражение 52-24 в столбик).
Пишу десятки под десятками, единицы под единицами.
Вычитаю единицы. Из 2 вычесть 4 нельзя.
Занимаю 1 десяток, ставлю точку. 10 да еще 2 получается 12. 12-4=8. 8 записываю
под единицами.
Вычитаю десятки. Из 5 десятков осталось 4 (заняли 1 дес.). 4-2=2. Записываю
под десятками.
Читаю ответ. Разность равна 28
- Чтение учеником составленного алгоритма.
- Куда можно обратиться, чтобы убедится в правильности составленного объяснения? (к учебнику, родителям, учителям)
- Проверка по учебнику (хором (или один ученик) ещё раз читают объяснение).
- Можно ли применить данный алгоритм при решении 1 примера? (нельзя, потому что в этом алгоритме есть вычитание десятков).
Физминутка. 2 мин. Поработали, ребятки! А теперь – все на зарядку! Влево, вправо повернитесь, Наклонитесь, поднимитесь. Руки вверх и руки вбок, И на месте прыг да скок! А теперь бежим вприпрыжку, Молодцы вы, ребятишки! А теперь мы сядем дружно,
VII. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности школьников - 5 минут.
Самостоятельная работа.
-А теперь вам самостоятельно предстоит попробовать свои силы. Перед вами карточки с заданием. Карточки эти с секретом, и тот, кто правильно решит все примеры, увидит секрет! Решите примеры в тетради (дети самостоятельно выполняют задание).
86-37=49 65-16=49
78-29=49 97-48=49
Сверьте свое решение с ключом, расположенном на нем.
Проверка с объяснением у доски.
- Поднимите руку, кто справился с решением примеров, кто не справился.
Ученики, правильно решившие примеры, договариваются в парах, кто какой пример решает, и самостоятельно выполняют работу по следующему плану (на слайде):
спиши примеры;
реши с объяснением;
проверь ответы с соседом по парте;
объясните друг другу решение примеров по алгоритму.
В это время, ученики, не справившиеся с заданием, объясняют решение примера и равенств из учебника ученикам – консультантам.
- Проверка ответов (на слайде появляются ответы).
VIII. Рефлексия деятельности – 2 минуты.
С каким приёмом вычитания мы работали на уроке? -Какие задания вы выполняли сегодня на уроке?
-С каким приёмом вычитания мы работали на уроке? -Какие задания вы выполняли сегодня на уроке? |
Алгоритм решения примеров мы можем записать ещё моделями. Выберите модель, подходящую к теме урока?
- Проверка и объяснение выбора модели алгоритма?
- Подведение итога.
I X. Домашнее задание – 1 минута.
- При выполнении каких заданий может пригодиться умение решать примеры данного вида? (примеры, выражения, задачи, уравнения)
- Домашнее задание:
выполнить предложенные номера в учебнике.