Открытый урок
Предмет: окружающий мир
Класс: 4
УМК «Перспектива», А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая
Подготовила урок Сычёва Т.Е., учитель начальных классов МОУ «ЦО Тайдаковский»
Дата проведения урока: 27 января 2016г
Тема урока «Истоки Древней Руси»
Урок №37, раздел «По родным просторам»
Тип урока: комбинированный урок
Цели:
- сформировать представление о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах, о форме правления в них, о русских князьях;
- развивать речь, умения наблюдать и сравнивать, а также умение работать с исторической картой.
Задачи:
- формирование учебно-познавательных компетенций: проверка умений самостоятельно конструировать свои знания;
- формирование информационных компетенций: учить добывать информацию, анализировать, выделять главное, делать выводы, обобщать;
- развитие коммуникативных способностей обучающихся: сотрудничество, обмен мнениями, работа в парах, группах.
Планируемые результаты:
Предметные.
Осознание представления о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах;
Приводить примеры.
Личностные.
Осваивать социальную роль обущающегося, определять мотивы учебной деятельности;
Проявлять целостный взгляд на мир;
Понимать ответственность за сохранение объектов культурного и природного наследия страны.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
Коммуникативные УУД. Задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
Познавательные УУД. Выполнять учебно-познавательные действия, делать обобщения, выводы, извлекать информацию, описывать, сравнивать, классифицировать природные объекты на основе их внешних признаков.
Оборудование:
- историческая карта европейской части России с обозначением древнего торгового пути и русских городов IX-XI вв. и физическая карта России;
- фотоиллюстрации исторических центров и памятников Киева, Смоленска, Великого Новгорода, Пскова, фотография монумента «Тысячелетие России»;
- ноутбук, медиапроектор, экран, презентация к уроку «Истоки Древней Руси»;
- листы с тестами для учащихся;
- учебник «Окружающий мир», 4 класс, А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, «Рабочая тетрадь», 4 класс, А.А.Плешаков
Приемы реализации: задания на сравнение и анализ ранее поученной информации; задания на самостоятельный перенос знаний в новую учебную ситуацию, выполнение творческих заданий; работа с исторической картой.
Формы организации: групповая (работа в парах), индивидуальная, фронтальная.
Методы: частично-поисковый, практический, контроля и самоконтроля.
Ожидаемый результат: все обучающиеся должны получить представление о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах, о форме правления в них, о русских князьях; уметь использовать различные способы подачи информации при взаимоействии с другими людьми.
№ | Этапы урока | Название используемых ресурсов | Предполагаемая деятельность учителя | Предполагаемая деятельность учащихся | Время | Методическое обоснование | ||||
1 | Организационный момент |
| Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность учащихся к уроку и настраивает на работу. - Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся. Но волноваться мы не будем. Почему? (Мы способные, умные. Работая вместе, мы можем совершать любые открытия.) Значит, вместе мы готовы искать любую истину. Молодцы! Удачи!
| Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку | 2 мин | Подготовка учащихся к данному уроку и настрой на урок.
| ||||
2 | Актуализация знаний. Проверка домашнего задания |
Учебник стр.15
Карточки | Проверка домашнего задания: - Сейчас мы проверим с вами, как вы усвоили материал прошлого урока. 1.Фронтальный опрос по вопросам рубрики «Проверим себя» на стр.15 в учебнике. - Какие вопросы о прошлом нашего Отечества поставил Нестор-летописец?
- Как назывались балтские и финно-угорские племена, которые издревле жили на территории Восточно-Европейской равнины?
- Чем можно объяснить названия древних славянских племён?
- Почему русский, украинский и белорусский народы можно назвать братскими?
2.Индивидуальное задание (работа по карточкам) Карточка №1 Соедините название племени с местами его поселений.
|
Учащиеся отвечают на вопросы рубрики
- Откуда есть пошла Русская земля? - Какие народы ее населяли? - Как они друг с другом ладили?
- Весь, чудь, корсь, мурома, меря, мордва, литва… Летописец так и говорит: «Разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от тех мест, на которых сели».
- Одни славяне «пришли и сели по Днепру и назвались полянами», потому что там были плодородные поля. Другие «сели в лесах», среди деревьев, и потому прозвались древлянами. Третьи расположились на дрягве, на болоте, и назвались дреговичами. Четвертые, поселившись на берегах реки Полоты, назвали себя полочанами.
- Живя рядом, люди разных племен в течение многих веков объединялись в общие семьи, рожали и растили детей. Смешивались обряды породнившихся людей. В лицах детей проявлялись черты отца и матери, которые до брака принадлежали к разным племенам. Изменялся и язык. Так постепенно к 11-12 векам образовалась древнерусская народность – братство народов – русских, украинцев и белорусов.
Два ученика работают по карточкам.
Предполагаемые ответы учащихся: А6, Б3,В2, Г4, Д1, Е5. | 7 мин | Выявить осуществление выполнения домашнего задания. Обнаружить пробелы. Углубить знания по данной теме. Чередование форм работы (индивидуальная, группами, общее обсуждение) | ||||
3 | Самоопределение к деятельности |
Слайд
Слайд
Учебник стр.16 | Учитель читает стихотворение Стихи о Великом Новгороде Приветствую тебя, воинственных славян Святая колыбель! Пришелец из чуждых стран, С восторгом я взирал на сумрачные стены, Через которые столетий перемены Безвредно протекли; где вольности одной служил тот колокол на башне вечевой… М.Лермонтов
- Как вы поняли, почему поэт называет Великий Новгород святой колыбелью славян?
Работа по фотографии - Посмотрите на фотографию Новгородского кремля. Почему через стены «столетий перемены безвредно протекли»?
- Для чего созывал колокол народ на вече?
- Рассмотрите внимательно на стр.16 в учебнике иллюстрацию колокола, или на слайде на доске (фото колокола), который подарил городу в 2010 году Президент РФ Дмитрий Медведев в честь празднования 1150-летия города. - Сегодня мы с вами перенесемся по нашей Реке времени в те далекие времена, когда древнерусские города стали объединяться в единое государство – Древнюю Русь.
| Учащиеся слушают стихотворение и готовятся отвечать на вопросы учителя.
- Здесь много лет назад жили предки славян.
- Новгородский кремль защищал Русь от врагов, уцелел до наших дней.
- Решать какие-либо важные вопросы. | 10 мин | Нахождение ответов на поставленные вопросы | ||||
4 | Подготовка к восприятию нового материала | Слайд
Учебник стр.16-17
Учебник стр.17
Карта
Слайд
Слайд
Учебник стр.125
Слайд | Формулирование темы урока и целей урока. «Истоки Древней Руси»
Работа по учебнику Давайте прочитаем текст на стр.16-17 в учебнике.
- Какое обстоятельство послужило объединению племен?
- Какие торговые пути проходили по территории Руси?
- Какой торговый путь назывался «из варяг в греки»?
Работа по карте
- Найдите на исторической карте (стр.17) Днепровский путь. Через какие города он проходил?
- Найдите это место на современной карте России. Через какие государства сейчас проходит этот путь?
- Вплоть до 1991 года Россия и Украина входили в состав одного государства. Кто помнит, как оно называлось?
- Верно, а Украина была одной из пятнадцати республик. Поэтому Украина и Россия с глубокой древности имели общую историю, а сейчас это два народа, имеющих общую границу, тесные экономические и культурные связи. Хотя сегодня, в наши дни Российско-украинские отношения охарактеризовать сегодня однозначно как кризисные или развивающиеся – нельзя. - Кто из вас был в Украине? На каких языках там говорят?
- Давайте посмотрим на историческую карту Днепровский путь в районе города Смоленска.
- К сожалению, через этот город сейчас не ходят большие суда, Днепр в этом районе сильно обмелел. Как вы думаете, какие факторы этому способствовали?
- Какие товары закупали на Руси заморские купцы?
- Какие северные города выросли на этом пути?
- На сколько увеличилось число городов за два века?
- Как рост и развитие городов способствовали распространению единой древнерусской культуры?
- Какие исторические находки подтверждают этот факт?
Работа с фотографиями на стр.17 Рассмотрите иллюстрации в учебнике «Памятник в Новгороде» (на этом месте были найдены берестяные грамоты), «Берестяная грамота мальчика Онфима».
- Древний Новгород расположился на берегах реки Волхов. Со всех сторон город был окружен земляным валом и реками Тарасовец и Гзень. Добраться к городу можно было только водным путем. Весь город как бы разделен рекой Волхов на две стороны: софийскую сторону и торговую. На софийской стороне были расположены Никольский, Зверин и Духов монастыри, а также кремль, обнесённый крепостными стенами и защищенный рвом с водой. А на торговой стороне располагались торговая площадь и Павлов монастырь.
- Кому принадлежит берестяная грамота? В каком городе она была найдена?
- Исписанные кусочки бересты, которые археологи находят в Новгороде, называют берестяными грамотами. Найдено их уже несколько сотен. Это денежные документы, деловые и личные письма, просьбы и приказания, есть даже записочка, где юноша просит девушку выйти за него замуж. Послушайте, как о берестяной грамоте написал поэт М.Матусовский.
- Чем писали по бересте?
- Как вы понимаете последние строчки стихотворения?
- Прочитайте на «Страничках Умного Совенка» (стр.125), как сохранилась эта берестяная грамота.
- Для чего же ученые ищут берестяные грамоты?
- Кто сделал это археологическое открытие?
| Самостоятельное целеполагание Учащиеся формулируют тему урока и цели урока: «Истоки Древней Руси» - получить новые знания о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии; - развивать речь, умения наблюдать и сравнивать, а также умение работать с исторической картой.
Работа по учебнику на стр.16-17
- От восточного побережья Балтийского моря на севере по рекам и озерам можно было добраться до Черного моря на юге и Каспийского моря на юго-востоке.
- Два торговых пути: Волго-Балтийский и Днепровский.
- Днепровский путь «из варяг в греки» издавна связал скандинавов – предков нынешних шведов, норвежцев, датчан, живших на западном побережье Балтийского моря, - с торговыми греческими городами и со столицей Византии Константинополем (Царьградом) на Черном море. Варягами на Руси называли скандинавов – норманнов.
Учащиеся рассматривают историческую карту на стр.17.
- Переяславль, Киев, Чернигов, Смоленск, Новогород.
- Через Украину и Россию
- Союз Советских Социалистических Республик
Предполагаемые ответы (русском, украинском, белорусском)
Работа по карте
- Промышленность, погодные условия
- Меха, мед, воск
- Ладога, Новгород, Смоленск, Любеч, Киев
- К 12 веку городов было уже более 300
- Города стали центрами грамотности и просвещения
- Берестяные грамоты, найденные археологами в восьми древнерусских городах. На бересте не только писали деловые письма, но и выражали чувства скорби, заботы, любви. А еще учились писать, как неведомый мальчик Онфим
Рассказ ученика подготовившего информацию о мальчике Онфиме
Читает наизусть ученик
Походящего роста Лес над Ильменем вырос. Ах, береста, береста – Новгородский папирус. Чертит стержень железный За бороздкой бороздку. Все на свете исчезнет – уцелеет береста.
- Для того, чтобы как можно больше узнать о прошлом нашего народа, о важных событиях того времени, чтобы узнать имена, дела и думы людей далекого прошлого
- Валерий Лаврентьевич Янин
Выступление ученика с рассказом о археологе В.Л.Янине
| 10 мин | Осуществление личносто-ориентированного подхода к обучению через целеполагание | ||||
5 | Физминутка |
| Упражнения для снятия утомления с мышц туловища
На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. Ногу левую – к груди, Да смотри не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый.
| Выполняют упражнения вместе с учителем | 1 мин | Снятие утомления с мышц туловища | ||||
6 | Продолжение работы по теме урока |
Учебник стр.19
Рабочая тетрадь стр.10,11 | 1.Работа по учебнику - Какую общую часть имеют слова «братья» и «братство»? - Чем отличаются по смыслу эти слова? - Какое однокоренное слово к этим словам есть в строчках российского гимна?
- Как вы понимаете эти слова? - Почему Нестор-летописец считает это важным?
Далее работа идет по рубрике «Подумаем!» на стр.19 в учебнике. - Почему можно считать, что у Древнерусского государства есть два истока?
- Кто объединил южный и северный центры страны?
2.Выполнение заданий в рабочей тетради Стр.10 №1 – работа с контурной картой. Стр.11 №3 – работа по схеме «Река времени».
| Учащиеся самостоятельно читают статью «У истоков русской государственности» на стр.18. Затем работают по рубрике «Обсудим».
- Славься, Отечество наше свободное, братских народов союз вековой…
- Новгород, Рюриково городище и Киев
- Новгородский князь Олег, преемник Рюрика
Учащиеся выполняют задание в рабочей тетради | 5 мин | Проверка понимания прочитанного, умение выделять главное задание на сравнение и анализ полученной информации, активизация мыслительной деятельности | ||||
7 | Рефлексия | Карточка | Поверочная работа. Графический диктант Работа по карточкам - Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны – знак «-«. 1. Объединение древнерусских племен в единое государство произошло благодаря развитию торговых связей на Днепровском пути. (+) 2. Днепровский путь проходил по территории современной России и Украины. (+) 3. Заморские купцы покупали на Руси фрукты, шелк, золотые изделия. (-) 4. На озере Ильмень возник город Старая Ладога. (-) 5. Среди горожан в древнерусских городах были белорусы, украинцы, русские. (-) 6. На выходе к Черному морю встал город Киев. (+) 7. Берестяную грамоту мальчика Онфима нашли в Киеве. (-) 8. Важные дела в Великом Новгороде решались на народном собрании - вече. (+) 9. Новгородские и киевские земли в 882 году объединил князь Рюрик. (-) 10. Столицей единого государства стал Киев. (+)
| Учащиеся выполняют задания на карточках После выполнения задания проводится взаимопроверка: ученик читает ответы, остальные учащиеся проверяют себя в парах
| 3 мин | Проверка усвоения изученного материала | ||||
8 | Подведение итогов |
Учебник стр.19 | Урок подходит к концу. Давайте вспомним, какие цели мы ставили в начале урока.
- Прочитайте статью «Сделаем вывод» на стр.19. - Почему необходимо знать историю Отечества? - Какие уроки вы получили, читая статьи учебника об объединении Руси? - Как ладили между собой представители разных племен в русских городах? - Как повлияло развитие русских городов на распространение древнерусской культуры?
Словесная оценка детей (рефлексия) Организовать самоконтроль.
| Учащиеся читают статью и делают вывод
Оценка проделанной работы (самооценка и взаимооценка). Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я понял, что… Мне захотелось…
| 5 мин | Подведение итогов урока, словесная оценка деятельности, рефлексия | ||||
9 | Домашнее задание |
| Учебник: прочитать статьи на стр.16-19; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на стр.19. Рабочая тетрадь: стр.11 №4
Молодцы! Хорошо поработали. Спасибо за урок! | Запись домашнего задания | 2 мин | Применение знаний в новых условиях, использование индивидуальной работы с учебной и дополнительной литературой
Дифференцированное задание с учетом индивидуальных особенностей учащихся |
Использованная литература:
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая, учебник «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2012г
А.А.Плешаков, рабочая тетрадь «Окружающий мир», М. «Просвещение», 2015г
Т.А.Соловьева. исторические темы курса «Окружающий мир». Деятельностный подход. М. «ВАКО», 2006г
Сеть Интернет.