Дата: 23.01.2018
Урок: математика
тема: умножение числа 7 на однозначные числа
Цели: составить седьмой столбик «Таблицы умножения» числа 7 на однозначные числа; закреплять табличные случаи умножения на 2, 3, 4, 5, 6; совершенствовать вычислительные навыки решения задач с помощью умножения; продолжить формирование умений составлять и читать математические равенства; развивать умение анализировать и сравнивать.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Устный счет.
1. Сравните числа в первом и во втором столбиках. Найдите сумму чисел первого столбика.
– Догадайтесь, как можно быстро вычислить сумму чисел второго столбика.
6 16
7 17
8 18
9 19
III. Сообщение темы урока.
– Рассмотрите рисунок.
– Сколько цветов в одной вазе? (7.)
– Сколько ваз на рисунке? (4.)
– Как быстро узнать, сколько цветов всего?
– Сегодня на уроке составим столбик умножения числа 7 на однозначные числа.
IV. Работа по теме урока.
1. Задание 1.
– Запишите суммы в виде произведений и вычислите их значения. Для вычисления следующего значения используйте предыдущее.
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 7 = 49
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 8 = 56
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 9 = 63
– При помощи полученных результатов завершите заполнение седьмого столбика «Таблицы умножения».
– Сколько в этом столбике однозначных значений произведений? (1.) А сколько двузначных? (8.)
– Сколько среди двузначных значений таких, в составе которых 1 десяток? (1.) 2 десятка? (2.) 3 десятка? (1.) 4 десятка? (2.) 5 десятков? (1.) 6 десятков? (1.)
– Какие строчки этого столбика вы уже запомнили?
2. Задание 2.
Учащиеся работают по учебнику (с. 159, раздел «Сделай сам»).
– Найдите в незаполненных столбиках «Таблицы умножения» произведения, в которых второй множитель равен 7.
– Какие строчки они занимают в каждом столбике? (Седьмые строчки.)
– Подчеркните в «Таблице умножения» эти строчки.
– Вычислите и запишите в «Таблицу умножения» значение этих произведений.
– Какое правило вы использовали? (Правило перестановки множителей.)
Физкультминутка
3. Задание 3.
– Среди данных сумм и произведений найдите те, которые имеют одинаковые значения.
– Составьте из них равенства и запишите их.
7 + 7 = 7 · 1 + 7 · 1
7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 4 + 7
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 + 7 · 6
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 9
– Подчеркните то равенство, в котором значение произведения равно 63.
4. Задание 4.
– Рассмотрите рисунок и дополните текст задачи, сформулируйте требование так, чтобы решением задачи было бы произведение 7 · 5.
Задача. В каждой из пяти корзин лежит по 7 яблок. Сколько яблок всего?
5. «Таблица умножения» в стихах.
Учащиеся читают отрывок из стихотворения «Таблица умножения» Марины Казариной.
А дальше предлагаем всем
Решить примеры с цифрой СЕМЬ!
Семью один – найти ответик
Поможет цветик-семицветик!
Ведь у таких, как он, цветков,
СЕМЬ разноцветных лепестков!
Семь на два мы умножим просто,
ЧЕТЫРНАДЦАТЬ – хороший возраст,
Ведь в этом возрасте прекрасном
Ребята получают паспорт!
Что семью три – ДВАДЦАТЬ ОДИН,
Сказал нам важный господин,
Давайте у него же спросим:
«Cемью четыре?» ДВАДЦАТЬ ВОСЕМЬ!
Умножим семь на пять! Готово!
Ответ знакомый – ТРИДЦАТЬ ПЯТЬ!
Попросим тридцать три коровы
Его погромче промычать!
Для всех пропел Валерий Сюткин,
Что шестью семь – ответ простой,
Проводит СОРОК ДВЕ минутки
Он ежедневно под землёй!
Хотите семь на семь умножить?
Мы всем подсказку можем дать:
Взгляните, СОРОК ДЕВЯТЬ можно
Лишь раз в таблице повстречать!
А умножая семь на восемь,
ПЯТЬДЕСЯТ ШЕСТЬ ответ дадим!
Людей по городу развозит
Автобус с номером таким!
Семь умножаем на девятку –
Получится ШЕСТЬДЕСЯТ ТРИ.
И с «семью десять» всё в порядке,
Здесь ровно СЕМЬДЕСЯТ, смотри!
Итак, с семёркой мы в расчёте.
V. Поупражняемся в вычислениях (учебник, с. 134).
1. Задание 1.
– Вычислите значения выражений, воспользовавшись соответствующими случаями «Таблицы умножения».
– Какие знания помогли вам выполнить задание?
– Сравните выражения в каждой строчке. Чем они похожи?
– Соотнесите схемы · + , · – и числовые выражения.
2. Задание 2.
– Сравните значения выражений. Запишите результаты сравнения в виде соответствующих равенств или неравенств.
5 · 7
6 · 3 = 2 · 9 5 · 6 = 6 · 5
7 · 8 6 · 9 7 · 7 6 · 8
3. Задание 3.
– Запишите суммы в виде произведений и в виде суммы трех произведений.
5 + 5 + 5 + 5 + 5 + 5 =5 · 6 = 5 · 2 + 5 · 2 + 5 · 2
6 + 6 + 6 + 6 + 6 + 6 = 6 · 6 = 6 · 2 + 6 · 2 + 6 · 2
7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 + 7 = 7 · 7 = 7 · 2 + 7 · 2 + 7 · 3
4. Задание 4.
– Прочитайте данные числа. Эти числа являются значениями, взятыми из одного столбика «Таблицы умножения».
– О каком столбике идет речь? (Столбик умножения числа 6.)
5. Задание 5.
– Заполните данную таблицу.
– В первую строчку таблицы запишите по порядку оставшиеся значения второго столбика «Таблицы умножения». Во вторую строчку – оставшиеся значения третьего столбика «Таблицы умножения».
– Сложите два числа, стоящие в одном столбике данной таблицы. Вы получили результат третьей строки таблицы.
2-й столбик | 2 | 4 | 6 | 8 | 10 | 12 | 14 | 16 | 18 |
3-й столбик | 3 | 6 | 9 | 12 | 15 | 18 | 21 | 24 | 27 |
5-й столбик | 5 | 10 | 15 | 20 | 25 | 30 | 35 | 40 | 45 |
– Значения какого столбика «Таблицы умножения» совпадают с числами третьей строчки заполненной таблицы? (Пятого столбика «Таблицы умножения числа 5».)
VI. Итог урока.
– Что нового узнали на уроке?
Домашнее задание: составить и решить задачу по выражению 7 · 8.