Тема: строение и функции спинного мозга
Цели:
продолжать знакомить учащихся со строением ЦНС, изучить строение и функции
спинного мозга, установи взаимосвязь между строением и функциями;
развивать умение работать с учебником, находить главное, анализировать,
делать выводы, составлять опорные схемы;
воспитывать бережное отношение к собственному организму.
Оборудование: таблицы с изображением спинного мозга; рисунки и фотографии центральной
нервной системы
Тип урока: комбинированный с использованием словесно логических символов (СЛС) и логически
опорных схем (ЛОС)
Ход урока
I. Организационный этап.
II. Проверка предыдущего материала.
Биологический диктант:
1. нервная клетка (нейрон)
2. длинный отросток нервной клеток называется (аксон)
3. короткие отростки нервной клеток (дендриты)
4. специальные вещества которые выделяются во время сигнала в синапсах (нейромедиаторы)
5. Нервные клетки, воспринимающие возбуждение от рецепторов и передают в других
нервных клеток (чувствительные или сенсорные)
6. Структура для проведения сигналов от рецепторов к рабочему органу (рефлекторная
дуга)
7.Центральная нервная система состоит из головного и спинного мозга)
8. все нервы и узлы образуют (периферическую нервную систему)
9. Какой тип нервной системы контролирует работу скелетных мышц и обеспечивает движения
человека (соматическая нервная система)
10. Какой тип нервной системы контролирует невольную работу гладких мышц
внутренних органов, а также сердца и желез (вегетативная или автономная нервная система)
ИИ. Мотивация учебной деятельности.
Игровая ситуация "пинг-понг". К доске вызываются два ученика. Они по очереди
задают друг другу подготовленные дома вопросы по теме домашнего задания. Класс
оценивает качество вопросов и ответов. Учитывается оригинальность, изобретательность, юмор,
основательность ответов.
Актуализация знаний.
1. Что такое рефлекс?
2. Как построена рефлекторная дуга?
3. Зачем организму человека необходима нервная система?
IV. Изучение нового материала
Припомнив изученный материал, давайте запишем тему нашего сегодняшнего урока -
«Строение и функции спинного мозга». На сегодняшний урок мы имеем следующие задачи:
И. Рассмотреть размещение и общую характеристику спинного мозга.
ИИ. Ознакомиться с оболочками спинного мозга
III. Изучить строение серого и белого вещества спинного мозга
IV. Сформировать понятие о сегментарном строении спинного мозга
Мы с вами, будем составлять структурированный конспект, в котором вы будете к каждому
раздела сочинять ЛОС.
Давайте, запишем первый пункт нашего плана в тетрадь.
План:
1. Форма и размеры мозга
2. Оболочки мозга
3. Внутреннее строение и функции спинного мозга
1. Форма и размеры мозга
Рассказ с элементами беседы, составлением СЛС и ЛОС.
Спинной мозг — это тяж длиной 41-45 см (у взрослого человека), диаметр от 0,8
до 1,4 см, масса до 35 г. Спинной мозг расположен в специальном канале внутри
позвоночника. Он начинается от края затылочного отверстия и заканчивается на уровне 1-го или 2-го
поясничных позвонков. Внутри мозга проходит спинномозговой канал, заполненный
жидкостью.
Спинной мозг имеет два утолщения-шейное и поясничное. В этих местах от него
отходят нервы, которые регулируют работу верхних и нижних конечностей. Всего от спинного
мозга отходит 31 пара спинномозговых нервов. Следует отметить, что спинной мозг имеет
хорошо выраженное сегментное строение: каждая пара спинномозговых нервов отходит от
определенного сегмента и выходит наружу между позвонками. Длина спинного мозга меньше, чем
позвоночника, поэтому нервы, которые должны выходить между поясничными или крестцовыми позвонками,
сначала идут вниз по спинномозговому каналу и только потом выходят наружу.
2. Оболочки мозга
Задача No 1
Прочитайте текст учебника, стр. 120-121 «Оболочки мозга»,
используя инструменты критического чтения: маркировка, выделение опорных слов,
постановки вопросов.
Составить опорную схему
3. Внутреннее строение и функции спинного мозга
Ученики просматривают учебный фильм о внутреннем строении и
функции спинного мозга с комментированием учителя.
После этого дают ответы на вопросы:
1. из каких веществ состоит спинной мозг
2. где размещено серое и белое вещество?
3. какова функция проводящих путей мозга?
4. Какие проводящие пути проводят импульсы к головному мозгу?
5. Какие проводящие пути проводят импульсы от головного мозга?
6.Какие функции выполняет спиной мозг?
Ответы учащихся оформляются в ЛОС.
V. Рефлексия
Метод " незаконченное предложение»
Мне запомнилось на сегодняшнем уроке...
Мне трудно понять...
Я запомнил .......
Хотелось бы еще раз услышать на следующих уроках...
VI. Домашнее задание
1. Проработать СЛС по теме.
Проработать учебник, п. 33., С. 120-121.