ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
6 класс
УРОК № _______ ДАТА _______
Тема. Службы защиты населения: пожарная служба, милиция, «скорая помощь», служба газа, служба Гражданской обороны.
Цель: учить адекватно реагировать в ситуации, угрожающей жизни; рассмотреть функции служб защиты населения: пожарной службы, милиции, «скорой помощи», службы газа, службы Гражданской обороны; развивать практические умения и навикии обращения к этим службам; обзорно рассмотреть функции других служб помощи населению; отработать алгоритм действий после вызова служб защиты населения; воспитывать ответственность, смелость, выносливость.
Тип урока: комбинированный, с использованием технологии игрового обучения.
Оборудование: карточки «Знать», «Уметь», стимулирующий материал (рисунки-подарки), кроссворд «Опасность», рисунки-задания, таблицы, рисунок «Служба защиты населения в действии».
ХОД УРОКА
I. Организация класса.
II. Актуализация опорных знаний:
Проверка домашнего задания
Блиц-опрос:
- Что такое опасная ситуация?
- Почему она возникает?
- Как ее избежать?
III. Мотивация учебной деятельности:
Слово учителя.
- Вы любите играть?
- Ваши любимые игры?
- Как вы понимаете выражение «Играть, учась»?
- Представьте, что вы попали в чрезвычайную (автономную) ситуацию. Например, вы оказались в эпицентре пожара. Какие ощущения и чувства вас охватывают?
- Они могут мешать вам спастись?
Составление формулы безопасности: успокоиться + оценить ситуацию и свои возможности + обдумать план действий + постараться выполнить его + действовать и верить в спасение = безопасность / жизнь.
Вопросы к ученикам:
- Какие службы защиты населения вы знаете?
- В каких случаях необходимо обращаться в службы защиты населения?
- Какую функцию выполняют эти службы?
- Можно использовать возможности этих служб для развлечений? Почему? К чему это может привести?
IV. Объявление темы и цели урока.
Учитель сообщает и записывает на доске тему урока.
Учитель объявляет цель урока, показывая ученикам карточки «Знать» и «Уметь».
ЗНАТЬ:
- телефоны служб защиты населения;
- простейшие методы защиты жизни;
- как вести себя в ситуации после вызова службы защиты.
УМЕТЬ:
- предвидеть последствия опасных ситуаций;
- отвечать за свои поступки;
- адекватно реагировать в автономной ситуации;
- правильно вызвать службу защиты.
V. Восприятие и усвоение учебного материала.
1. Слово учителя. За каждый правильный ответ и правильно выполненное задание учащиеся получают стимулирующий материал (рисунки -подарки), которые в конце урока учитель может перевести в баллы. Рассказ о службах защиты населения.
Стоит обратить внимание на то, что при вызове служб защиты населения необходимо подробно объяснить дорогу и встретить работников этих служб. Необходимо отметить и то, что «фальшивые вызовы» с целью розыгрыша служб защиты населения могут привести к неприятным последствиям: родителям придется возмещать затраченные ресурсы прибытия конкретной службы.
Заполнить таблицу «Службы защиты населения» (учащиеся работают в 2 группах, эти таблицы раздаются потом как памятки):
№ п / п | Название службы | Чрезвычайные ситуации | Телефон |
1 | Пожарная | Пожар или угроза пожара | 101 |
2 | Милиция | Криминальная ситуация или угроза криминальной ситуации | 102 |
3 | «Скорая помощь» | Экстренная помощь при несчастных случаях или резком ухудшении состояния здоровья человека | 103 |
4 | Служба газа | Утечка газа или повреждение газовых сетей и приборов | 104 |
5 | Служба Гражданской обороны (отдел по вопросам чрезвычайных ситуаций и гражданской защиты населения | 1. Природные катастрофы или их угрозы: наводнения, пожары, землетрясения, оползни. 2. Техногенные аварии: выброс химических веществ и т.п. | В каждой местности свой
|
6 | Санитарно-эпидемиологическая служба (СЭС) | Загрязнения: воды, воздуха, продуктов, питания, окружающей среды, угрожающие жизни и здоровью человека | В каждой местности свой.
|
Имитационная игра. Ученикам раздаются конверты с заданиями-ситуациями. Необходимо вызвать службу защиты населения в соответствии с предложенной ситуацией. Задача: разыграть эту ситуацию в телефонном режиме (работа в парах).
Работа с рисунками. Рассказать, какая ситуация изображена на рисунке и какую службу защиты необходимо вызвать в этом случае, называя телефон(индивидуальная работа).
Практическая работа.
Тема. Моделирование ситуации и отработки алгоритма действий после вызова служб защиты населения.
Цель: отработать алгоритм действий после вызова служб защиты населения; развивать практические умения и навыки обращения к этим службам.
ход работы
Изучить последовательность действий при вызове служб защиты населения:
1) Угроза пожара:
- сообщить взрослым об опасной ситуации, вызвать пожарных (101), покинуть опасное место;
- почувствовав запах дыма, опуститься на пол;
- осторожно открыть дверь, убедившись, что она не горячая;
- проверить, нет ли пожара в соседней комнате;
- продвигаться к выходу на четвереньках, осторожно закрывая за собой дверь;
- спускаться по лестнице вниз, позвать соседей;
- встретить пожарную службу и провести к месту пожара;
- после ликвидации чрезвычайной ситуации вместе с родителями подойти к работникам данной службы и дать показания.
2) Вызов «скорой помощи»:
- после вызова «скорой помощи» об этом необходимо сообщить больному (пострадавшему) и общаться с ним до приезда специалистов. Если человек уверен в том, что помощь близко, она легче переносит болезненное состояние.
- встретить данную службу и провести к месту нахождения больного (пострадавшего);
- предоставить информацию медикам о причинах болезни (травмы) пострадавшего.
3) Утечка газа:
- обратиться в газовую службу и сообщить взрослым (особенно в многоэтажном доме);
- перекрыть магистральный газопровод;
- обесточить квартиру (дом);
- проветрить квартиру и выйти на свежий воздух;
- встретить газовую службу и провести к месту утечки газа.
VI. Рефлексия.
Игровое интерактивное упражнение «Атака» (учащиеся задают вопросы по теме друг другу).
VII. Итог урока.
Обращение к карточкам «Знать» и «Уметь». Вопросы к ученикам:
- Так: умеете ли вы:
предвидеть последствия опасных ситуаций?
отвечать за свои поступки?
адекватно реагировать в автономной ситуации?
правильно вызвать службу защиты?
- Знаете ли вы:
телефоны служб защиты населения?
простейшие методы защиты жизни?
как вести себя в ситуации после вызова службы защиты?
Вопросы к ученикам:
- Что вам больше всего запомнилось (понравилось) сегодня на уроке?
VIII. Домашнее задание.
Составить свой телефонный справочник с номерами экстренных вызовов.