Урок ОБЖ Пожар. Условия и причины возникновения пожаров

расширять и систематизировать знания учащихся об условиях возникновения пожаров; научить правилам безопасного поведения во время пожара;

- развивать навыки применения простых способов индивидуальной защиты;

- воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

5 КЛАСС


Тема. Пожар. Условия и причины возникновения пожаров

Цели:

- расширять и систематизировать знания учащихся об условиях возникновения пожаров; научить правилам безопасного поведения во время пожара;

- развивать навыки применения простых способов индивидуальной защиты;

- воспитывать бережное отношение к собственной жизни.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: учебник, газовая горелка, сухое горючее, картинки по теме «Пожар».


Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация опорных знаний

1. Творческий диктант

Задание. Распределить опасности согласно их классификации: природные, техногенные, социальные.

Торнадо, смог, взрыв газа, оползень, дорожно-транспортная авария, нападение, цунами, сход лавины, мошенничество, взрыв электростанции, снежные заносы, пожар.

2. Мотивация учебной деятельности

Что бывает, если птички

Зажигают в доме спички?

(Пожар)

  1. Сообщение темы и задач урока

- К какой группе опасностей вы бы отнесли «пожар»? Почему?

  1. Информационное сообщение

Пожар – неуправляемый процесс горения, при котором гибнут люди, и причиняется большой материальный ущерб.

Последнее время ежегодно в мире происходит около 5 млн. пожаров. Ежечасно в огне гибнет один человек, 2-3 человека получают травмы и ожоги, каждый третий погибший – ребенок.

Пожары не приходят сами по себе. Причин возникновения очень много.

  1. Причины возникновения пожаров («Открытый микрофон»)

Дети озвучивают причины пожаров, а во время обсуждения выясняют, что пожары – это и природные опасности, и техногенные. Их причинами являются:

- природные пожары – жара, молния. К природным пожарам относятся: лесные, степные, торфяные, полевые.

- техногенные – человек и устройства (неисправность устройств, игры с огнем, небрежность человека).

3. Условия возникновения огня. Треугольник огня

- При каких условиях может возникнуть пожар?

Опыт

Учитель поджигает сухое горючее. После накрывает его крышкой. Огонь гаснет.

Обсуждение:

- Что необходимо, чтобы началось горение? (Горючее вещество – сухой спирт)

- При каком условии происходит процесс горения? (При наличии кислорода)

- Когда это может произойти? (Когда есть источник огня – искра от спички)

- Почему огонь погас? (Отсутствие кислорода)


Источник огня







Кислород Горючее вещество


  1. Игра «Я знаю такие источники горения»

Учитель начинает игру: «Первым условием горения является наличие источника горения – это все то, что порождает огонь. Во время опыта использовали искру от спички».

Дети продолжают: «Я знаю такие источники: бенгальские огни, неисправные электроприборы, сигарета, кремень и др.»

Занимательная минутка

Кремень

Наверное, можно предположить, что первым источником огня для человека была природа: удар молнии. С развитием навыков человек сам научился добывать огонь. Первым способом получения огня было трение. Можно тереть дерево о дерево. Это способ действует безотказно и сегодня. Вот только разучился современный человек правильно выбирать дерево, готовить трут. Поэтому не стоит удивляться, что этим методом огонь добудем с первого раза и за несколько минут. Со временем человек обогащался знаниями об окружающем мире. Появился новый способ добывания огня: метод высекания искры из твердого камня. Лучше всего для этого подходил минерал – кремень. Если ударить твердым железом по кремню, можно высечь клубок искр.

- Объясните выражение «Человек – кремень».

  1. Самостоятельная работа. Работа с учебником

- Вторым условием возникновения горения является наличие воспламеняющихся веществ. (Учащиеся самостоятельно прорабатывают статью учебника)

Обсуждение:

- На какие группы делятся вещества по степени их воспламенения?

- Чем отличаются горючие вещества от негорючих?

- Как перечисленные свойства веществ использует человек?

6. Игра «Угадай вещество»

Установка: горючие вещества – хлопок в ладоши – один раз, тяжеловоспламеняющиеся – два раза, негорючие – тишина.

(Спирт, бумага, резина, земля, ацетон, песок, вода, пластмасса, слома, газ, керосин, краска, стекло, кирпич, нефть).

    1. Физкультминутка

На поляне огонек.

Пламя стелется низко-низко (присесть).

Огонь разгорается (подняться).

Пламя колышется (имитация руками).

Мы взяли водичку прямо из кринички (наклоны).

Полили, загребли (имитация руками).

С поляны ушли (ходьба на месте).

  1. Закрепление и систематизация знаний

  1. Работа в группах

Задание. Каждая группа попадает в одну из квартир многоэтажного дома, где может произойти пожар. Определяют опасность. Дают советы по предотвращению пожара.






  1. «Аукцион знаний»

- Почему на автозаправках запрещено пользоваться открытым огнем, курить?

- Почему опасно ставить телевизор возле радиатора?

- Почему нельзя стелить ковер возле камина?

- Почему сбивать огонь веткой, тряпкой следует короткими движениями?

3. Собери пословицу и объясни ее значение.

  • Велик, искра, родит, мала, да, пламень. (Искра мала, да велик пламень родит)

  • Огонь, хозяин, слуга, хороший, плохой, но. (Огонь хороший слуга, но плохой хозяин)

  • Пока, тогда, туши в, пепле, и, искра. (Пока искра в пепле, тогда и туши)

  • Москва, свечи, от, сгорела, копеечной. (Москва от копеечной свечи сгорела)

  1. Домашнее задание

- Проработать статью учебника (с. 18-23)

- Составить сенкан на тему «Пожар», «Огонь».

  1. Рефлексия

Составление правил-слоганов по теме «Пожар».

Знать обязан гражданин – (пожарный номер – 101!)

Запомнить твердо нужно нам – (пожар не возникает сам!)















6


Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы


Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее