ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
5 КЛАСС
Тема. Пожар. Условия и причины возникновения пожаров
Цели:
- расширять и систематизировать знания учащихся об условиях возникновения пожаров; научить правилам безопасного поведения во время пожара;
- развивать навыки применения простых способов индивидуальной защиты;
- воспитывать бережное отношение к собственной жизни.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: учебник, газовая горелка, сухое горючее, картинки по теме «Пожар».
Ход урока
Организационный момент
Актуализация опорных знаний
1. Творческий диктант
Задание. Распределить опасности согласно их классификации: природные, техногенные, социальные.
Торнадо, смог, взрыв газа, оползень, дорожно-транспортная авария, нападение, цунами, сход лавины, мошенничество, взрыв электростанции, снежные заносы, пожар.
2. Мотивация учебной деятельности
Что бывает, если птички
Зажигают в доме спички?
(Пожар)
Сообщение темы и задач урока
- К какой группе опасностей вы бы отнесли «пожар»? Почему?
Информационное сообщение
Пожар – неуправляемый процесс горения, при котором гибнут люди, и причиняется большой материальный ущерб.
Последнее время ежегодно в мире происходит около 5 млн. пожаров. Ежечасно в огне гибнет один человек, 2-3 человека получают травмы и ожоги, каждый третий погибший – ребенок.
Пожары не приходят сами по себе. Причин возникновения очень много.
Причины возникновения пожаров («Открытый микрофон»)
Дети озвучивают причины пожаров, а во время обсуждения выясняют, что пожары – это и природные опасности, и техногенные. Их причинами являются:
- природные пожары – жара, молния. К природным пожарам относятся: лесные, степные, торфяные, полевые.
- техногенные – человек и устройства (неисправность устройств, игры с огнем, небрежность человека).
3. Условия возникновения огня. Треугольник огня
- При каких условиях может возникнуть пожар?
Опыт
Учитель поджигает сухое горючее. После накрывает его крышкой. Огонь гаснет.
Обсуждение:
- Что необходимо, чтобы началось горение? (Горючее вещество – сухой спирт)
- При каком условии происходит процесс горения? (При наличии кислорода)
- Когда это может произойти? (Когда есть источник огня – искра от спички)
- Почему огонь погас? (Отсутствие кислорода)
Источник огня
Кислород Горючее вещество
Игра «Я знаю такие источники горения»
Учитель начинает игру: «Первым условием горения является наличие источника горения – это все то, что порождает огонь. Во время опыта использовали искру от спички».
Дети продолжают: «Я знаю такие источники: бенгальские огни, неисправные электроприборы, сигарета, кремень и др.»
Занимательная минутка
Кремень
Наверное, можно предположить, что первым источником огня для человека была природа: удар молнии. С развитием навыков человек сам научился добывать огонь. Первым способом получения огня было трение. Можно тереть дерево о дерево. Это способ действует безотказно и сегодня. Вот только разучился современный человек правильно выбирать дерево, готовить трут. Поэтому не стоит удивляться, что этим методом огонь добудем с первого раза и за несколько минут. Со временем человек обогащался знаниями об окружающем мире. Появился новый способ добывания огня: метод высекания искры из твердого камня. Лучше всего для этого подходил минерал – кремень. Если ударить твердым железом по кремню, можно высечь клубок искр.
- Объясните выражение «Человек – кремень».
Самостоятельная работа. Работа с учебником
- Вторым условием возникновения горения является наличие воспламеняющихся веществ. (Учащиеся самостоятельно прорабатывают статью учебника)
Обсуждение:
- На какие группы делятся вещества по степени их воспламенения?
- Чем отличаются горючие вещества от негорючих?
- Как перечисленные свойства веществ использует человек?
6. Игра «Угадай вещество»
Установка: горючие вещества – хлопок в ладоши – один раз, тяжеловоспламеняющиеся – два раза, негорючие – тишина.
(Спирт, бумага, резина, земля, ацетон, песок, вода, пластмасса, слома, газ, керосин, краска, стекло, кирпич, нефть).
Физкультминутка
На поляне огонек.
Пламя стелется низко-низко (присесть).
Огонь разгорается (подняться).
Пламя колышется (имитация руками).
Мы взяли водичку прямо из кринички (наклоны).
Полили, загребли (имитация руками).
С поляны ушли (ходьба на месте).
Закрепление и систематизация знаний
Работа в группах
Задание. Каждая группа попадает в одну из квартир многоэтажного дома, где может произойти пожар. Определяют опасность. Дают советы по предотвращению пожара.
«Аукцион знаний»
- Почему на автозаправках запрещено пользоваться открытым огнем, курить?
- Почему опасно ставить телевизор возле радиатора?
- Почему нельзя стелить ковер возле камина?
- Почему сбивать огонь веткой, тряпкой следует короткими движениями?
3. Собери пословицу и объясни ее значение.
Велик, искра, родит, мала, да, пламень. (Искра мала, да велик пламень родит)
Огонь, хозяин, слуга, хороший, плохой, но. (Огонь хороший слуга, но плохой хозяин)
Пока, тогда, туши в, пепле, и, искра. (Пока искра в пепле, тогда и туши)
Москва, свечи, от, сгорела, копеечной. (Москва от копеечной свечи сгорела)
Домашнее задание
- Проработать статью учебника (с. 18-23)
- Составить сенкан на тему «Пожар», «Огонь».
Рефлексия
Составление правил-слоганов по теме «Пожар».
Знать обязан гражданин – (пожарный номер – 101!)
Запомнить твердо нужно нам – (пожар не возникает сам!)
6