Тема: «Лексика. Лексическое значение слова» (5класс)
Цель: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств, формирование умений объяснять лексическое значение слов разными способами.
Ход урока
1. Орг. Момент.
_- Улыбнулись, повернулись, покрутились, повертелись и за парты все уселись.
2. Орфографическая минутка.
Гастроном, керосин, гравюра, бечёвка, как будто, варежка, гостиная, эстафета, бисер, сокровища, объём, дощечка, фонтан, пропеллер.
- Дайте устно толкование слов «фонтан» и «гастроном».
- С какими сложностями вы столкнулись при объяснении значения слова?
3.Актуализация знаний.
- Какой раздел науки о языке изучает лексику русского языка?
- Что такое лексика?
- Как вы думаете ,изменяется ли словарный запас языка, то есть его лексика, или остается неизменным?
- С чем это связано?
4. Работа по теме.
А) Лексический диктант.
Задание: по толкованию слова определить понятие и записать его одним словом.
Плавучая гора, отколовшаяся от прибрежного ледника (айсберг).
Аппарат для чистки от пыли помещения или вещей (пылесос).
В иголках бугорок мышку поволок (ёжик).
Запас слов и выражений человека (лексикон).
Б) Чтение «Советы помощника»
- Какими способами можно объяснить значение слова?
В) Выполнение упр. 122.
Г) Выполнение упр. 127 ( коллективная работа)
Д) Выполнение упр. 130 (в парах)
Е) Выполнение упр. 131 (самомтоятельно)
5. Подведение итогов.
6. Домашняя работа. Параграф 17,упр.132.