Музыка-это зеркало души русского человека. Почему так говорят? Еще из древне русских людей после тяжелого трудового дня собирались на посиделки и пели песни, водили хороводы, играли, рассказывали байки, сочиняли сказки. Пели от радости, и от горя, рассказывая в музыке о своей жизни, о любви.
А почему у русской народной песни нет автора? Потому, что мы говорим о далеких временах, когда люди еще не умели писать и читать и песня передавалась из уст в уста и дошла до наших времен.
А кто должен быть, чтобы появилась музыка? (композитор, исполнитель, слушатель)
У нас на уроках мы учимся быть и композиторами, и исполнителями, и слушателями.
Как вы умеете исполнять песни мы и послушаем…
Песня «Сказки гуляют по свету»
Во круг нас звучит много музыки, а о чем пишут музыку композиторы?
Как им удается воплотить все эти разнообразные сюжеты? (С помощью различных средств выразительности) Это? (мелодия, высокие и низкие звуки, характер в музыке, темп, динамика, тембр различных инструментов, ритм…
И сегодня мы поговорим о сказках. Кто пишет сказки? (писатели) Какие сказки вы читали?
Но, я вам хочу сказать, не только писатели пишут сказки. Многие композиторы сочиняют музыкальные сказки Одни из самых известных музыкальных сказочников является Н.А. Римский-Корсаков. «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Снегурочка», «Садко», «Кощей бессмертный». Все это оперы, написанные Н.А. Римским-Корсаковым по сказкам. Как же это удаётся композитору? Какими музыкальными средствами пользуется композитор, чтобы нарисовать злого Кощея или милую, но холодную Снегурочку, показать гусляра Садко или выразить призывный крик Петушка?
Вот и мы сейчас попытаемся в зависимости от характера музыки, от движения музыки сочинить сказку.
Сегодня мы познакомимся с музыкой русского композитора П.И.Чаковского, который так же как Н.А. Римский-Корсаков сочинил много музыки для детей. Одно из его произведений так и называется «Детский альбом»
Я предлагаю послушать музыку и попытаться сочинить сказку, а затем мы сравним ее со сказками П.И.Чайковского. Мультипликаторы настолько воодушевились музыкой П.И.Чайковского, что решили нарисовать мультфильмы по сказкам П.И.Чайковского «Баба Яга», «Старинная французская песня», «Марш деревянных солдатиков».
Не удивительно, что по «Детскому альбому» П.И.Чайковского нарисовали мультфильмы, ведь между музыкой и литературой существует огромная связь. Во многих литературных произведениях говорится о музыке.
Какие вы можете назвать сказки, где можно встретить музыку?
1.
У Лукоморья дуб зеленый. Златая цепь на дубе том.
И днем, и ночью кот ученый все ходит по цепи кругом
Идет на право-песнь заводит, налево сказу говорит
2.
В сказке «Золушка» принц и Золушка встречаются на балу.
3.
В сказке «Колобок» колобок катится и поет песенку: «Я от бабушки ушел, от дедушки ушел и от тебя волк уйду.»
Сегодня мы познакомимся с белорусской народной сказкой «Музыкант-чародей». Многие песни, пляски, музыкальные инструменты дошли до наших времен благодаря народным музыкантам-сказителям. Любовь народа к музыке запечатлена в сказках, легендах, былинах, песнях.
Открыли учебники и читаем. (стр.66)
Появилась ли бы эта сказка, если бы не было музыки?
Эта белорусская сказка рассказывает нам о музыке, о силе воздействия музыки на людей, на природу, на животных. Сказку мы нашли в музыке П.И.Чайковского и сами стали сказочниками. Слушая музыку, мы увидели ее внутренний мир и были на уроке и исполнителями, и слушателями и немножко даже сочинителями. Ведь композитор, когда пишет музыку старается написать не только красивое произведение, что бы оно всем понравилось, полюбилось, но и старается сделать его максимально реалистичным, чтобы слушатели смогли увидеть те образы, сюжеты, которые задумал сам композитор.
И я предлагаю дома нарисовать свою сказку.
Музыка как в старину, так и сейчас, зеркало души русского человека. В ней мы находим нашу жизнь с радостями и горестями, с добром и злом.
Давайте закончим наш урок символичной «Песней о волшебниках»
ЛОГОРИТМИКА
Белым пледом лес укрыт,
И медведь в берлоге спит.
Снег, как белая кайма.
Кто хозяйничал? (зима)
Вот какие чудеса:
Стали белыми леса,
Берега озер и рек.
Что случилось? Выпал... (снег)
Кто-то тучу, как перину,
Разорвал наполовину
Вниз посыпались пушинки —
Серебристые... (снежинки)
Разукрасил чародей
Окна все в домах людей.
Чьи узоры? — Вот вопрос.
Их нарисовал... (мороз)
Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а... (лед)
Я думаю, все догадались, что сегодня разговор пойдет о зиме. А за, что вы любите зиму? Какие признаки зимы вы можете назвать?
Давайте исполним песню М.Гоголевой «Снежинка»
Многие композиторы, поэты, художники любят изображать зиму в своих произведениях. И сегодня мы познакомимся с зимой композитора Вивальди. Что можно увидеть в музыке?
А почему вы решили, что идет снег, метет метель, дует ветер, холодно? (Музыка стремительная, порывистая, холодная, злая, тревожная)
Как же удалось это нарисовать композитору? Какие вы знаете средства выразительности, которыми пользуется композитор при написании музыки? (мелодия, высокие или низкие звуки, темп, динамика, инструменты, характер, ритм)
А что такое ритм? Ритм-это соединение разных по длительности звучания ноток. В музыке есть такие длительности как: целая, половинная, четверть, восьмая, шестнадцатая нотки. Ритм заложен в каждом слове, в каждом музыкальном произведении. Посмотрите на доску сегодня мы разучим новую песенку и сыграем ее на шумовых инструментах.
Вот пришла к нам зима, кружатся пушинки.
На кусты, на дома падают снежинки.
Землю побелили, замели тропинки,
Все поля укрыли белые снежинки.
Хлопаем ритм и поем, играем на инструментах.
Песня «Мороз» - поем и играем на инструментах.
А теперь предлагаю закончить наш зимний урок игрой в снежки под музыку. (Вспоминаем песенку «Игра в снежки»)