«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок мужества «Место подвигу всегда»

Разработка внеклассного мероприятия - урок мужества "Место подвигу всегда. Цель мероприятия: ознакомить учащихся с причиной ввода войс СССР в Афганистан, определение исторического значения афганской войны, воспитание чувства патриотизма.

Олимпиады: ОБЖ 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок мужества «Место подвигу всегда»

Цели:

  • Ознакомление учащихся с причиной ввода советских войск в Афганистан.

  • Определение исторического значения афганской войны.

  • Воспитывать чувство долга, ответственности, самопожертвования, патриотизма.

Сегодня мы поговорим о радостной и одновременно печальной дате:15 февраля 1989г. Кто знает, что произошло в этот день?

Правильно, это день вывода из Афганистана ограниченного контингента советских войск. Радостный этот день потому, что наши солдаты вернулись на родину, а печальный – потому что вернулись не все.

27 лет назад закончилась десятилетняя война в Афганистане. А начиналось всё так. 27 апреля 1978 года в Афганистане совершилась революция, афганское руководство отправило просьбу нашему правительству о вводе в Афганистан советских войск для защиты апрельской революции. Советский союз (так раньше называлось наше государство) имел общую границу с Афганистаном, поэтому нам не хотелось иметь рядом такого опасного соседа, в котором идет борьба за власть и руководство нашей страны отдало приказ о помощи Афганистану.

Главная цель советского военного присутствия в республике Афганистан – оказание помощи. Солдатам необходимо было защищать местное население от банд, а также распределять продовольствие, горючее и предметы первой необходимости. Наше правительство надеялось, что ввод войск будет носить кратковременный характер.

Впрочем, не все хотели укрепления позиций Советского союза. Америка, Пакистан стали щедро помогать афганским моджахедам. Широкой рекой в Афганистан потекли современное стрелковое и тяжёлое вооружение, мины и гранаты. Но главное – деньги. Убийство из засады стало самым прибыльным бизнесом для простого афганца. За каждое ухо убитого советского воина стали платить, и платили щедро. На бешеных деньгах множились солдаты удачи, которые убивали исподтишка. Особенно участились нападения на колонны наших солдат, перевозивших различные грузы. Дороги в Афганистане проходят чаще всего между гор, ущелий, а в таком месте легче всего нападать, стреляя с гор по первой и последней машинам, а затем расстреливать остальных. Сначала моджахеды сопротивлялись крупными силами, а затем стали действовать небольшими группами, т.е. началась партизанская война. Каждое деревце, каждый камень на чужой земле грозил смертью нашим солдатам.

Много горя, бед, страданий принесли нашему народу эти 10 лет жестоких сражений в чужом краю. Но и там, в далёком Афганистане, советские воины проявили лучшие человеческие качества: мужество, стойкость, благородство. В неимоверно трудных условиях боевой жизни, вдали от дома, ежечасно подвергаясь опасности, и подчас смертельной, они сохранили верность военной присяге, воинскому и человеческому долгу.

Кабул далекий и безжизненная степь
Пропахли дымом от разрывов горьким.
Ты долго не увидишь сыновей,
Спасающих чужой народ от горя.
Мы, Родина, покинули тебя,
Нам совесть путь-дорогу указала:
Иди и выполняй святой приказ,
Чтоб Родина спокойно засыпала.

14 апреля 1988 г. министры иностранных дел Афганистана, Пакистана, Советского Союза и США подписали в Женеве документ, согласно которому советские войска должны были покинуть территорию Афганистана через девять месяцев.

15 февраля 1989 года последний бронетранспортёр с нашими воинами пересёк мост Дружбы через Амударью, по которой проходит граница с Афганистаном. Замыкал эту огромную колонну командующий 40-й армией Герой Советского Союза генерал Борис Всеволодович Громов.

В этой необъявленной войне погибло более 15 тысяч советских солдат, 35 тысяч было ранено, более 300 советских солдат пропали без вести или попали в плен. Общие потери афганского народа в этой войне составили около 1 млн. чел.



Почтим память погибших в афганской войне минутой молчания.

Каждое время рождает своих героев. Подтверждение тому - тысячи солдат и офицеров награждены государственными наградами за самоотверженность, мужество, героизм, проявленные при оказании интернациональной помощи Республике Афганистан.

Письма из Афганистана:

1. «Думали уже все … Проскочили. Думали: все вместе домой вернемся. Живые. И дембельские альбомы у всех готовы были. Так уж заведено в армии: покупаешь альбом потолще да покрасивей, «оформляешь» его всяческой армейской атрибутикой - звезды рисуешь, танки, пушки, самолеты из журналов вырезаешь и наклеиваешь, на первую страницу - повестку в военкомат, а поближе к концу службы - приказ Министра обороны об увольнении в запас, между ними помещается вся твоя солдатская жизнь на фотографиях: друзья, отцы-командиры, а то и девчонка, если повезет. В самом конце - общая дембельская фотография: все в парадной форме, со всеми положенными и неположенными регалиями, а рядом те, кто из тебя, по их же выражению, человека два года делал. В общем, альбом как альбом.

Но вот эта операция. За полтора месяца до Приказа… восемь ребят нашего взвода погибло. Четверо моего призыва. Мы их альбомы потом родителям переслали. Там все как у меня, только не хватает этих последних страниц.

Потеряли мы в этом бою двоих, «духам» куда тяжелее пришлось. А тут ночь. В Афганистане ночи как чернила. Хоть полная луна светит - рук своих не увидишь. «Духи»- то привычные, ребята наши из Средней Азии тоже, а мы, москвичи да рязанцы, как котята слепые. Надо отходить, но замполит уперся и ни в какую. Нельзя, говорит, трупы оставлять. Это точно, это мы и без него знали. И не только из-за того, что перед начальством за убитых отчитываться надо. Нехорошо своих ребят на поругание оставлять. «Утром заберем,- говорим замполиту,- обязательно». «Нет»,- отрезает он,- немедленно». Пошли. Не пошли - поползли. На ощупь. Нарвались на «духа». Я его утром разглядел: худой, в тренировочных штанах, с нашим, видимо, трофейным пулеметом. Пулемет старенький, изоляционной лентой перевязан». Так и появились две лишние страницы в моем альбоме. Там ребята в цинковых гробах и мы в парадной форме».



2. «Война есть война, смерть, кровь, грязь - этого хватает. И убивать приходится. Вроде привыкаешь к этому, и к тому, что тебя могут убить, тоже привыкаешь. Но случаются моменты, когда ты отчетливо ощущаешь в себе… невозможность быть воином, когда она отодвигается и когда человеческой жизни возвращается истинная ее ценность».



3. «Дикий был бой. Мы троих потеряли. Командиру грудь осколком разорвало. Он потом в госпитале умер. Так что злы мы были: казалось, что зубами будем душманам глотки рвать.

И вот врываемся мы на тот холм, с которого они нас обстреляли… Забегаю за скалу. Передо мной дух. Поднимаю автомат. И вдруг вижу: дух-то совсем парнишка, лет ему двенадцать. А в руках базука, и видно, что из этой базуки он только что стрелял. Стоит он против меня - не шелохнется. Не моргнет. И чувствую: ненавидит он меня, еще немного - вспыхнет.

За мной взводный. Увидел пацаненка с базукой - сразу за автомат. Да я дуло в сторону отвел, очередь в камни пришлась. Взводный мне кричит: «Душманам, сука, продался?! В своих стрелять не хочешь?! «В своих»- это потому, что я таджик по национальности.

Понятное дело: операция только что закончилась, взводный самых близких друзей потерял. Он тоже человек, у него тоже нервы.

Только зачем он мне про своих. Таджик, русский, украинец - там все под пулями ходим, там нет наций. Просто передо мной стоял ребенок. Не «дух», не бандит.

Непросто пережить такие моменты. Начинаешь всех подряд жалеть: и мальчишку этого обманутого, и взводного, который полчаса назад чудом отбился от «духов», и ребят своих - живых, мертвых и себя…

Через несколько месяцев после того случая занесло нас в дальний кишлак. Места незнакомые. Проводник нужен. Вот и взяли мы пацаненка, лет двенадцати. Я - за переводчика. Ну, и пока он нам дорогу показывал, возился с ним, был рядом. Кормил, спать укладывал.

И вот ночь. Лежим мы с ним рядом. Над нами небо. Луна. Огромная. Желтая. Я говорю: «Интересно как получается. Моя мама сейчас на эту же луну, наверное, смотрит». Пацаненок аж подскочил: «Как на луну?! Врешь! У вас там круглый год темень. Вы все ходите с оружием. И женщины ваши ходят с оружием. Вы даже спите с автоматами и ножами».- «Кто это тебе наврал?- «Приходил человек… Из-за границы, с той стороны (из Пакистана, значит), он про вас все знает».

Что ты будешь делать? Хорошо - язык у нас один. Ну и принялся я ему про свою жизнь рассказывать. Завтра вставать ни свет, ни заря, а мы не спим. А когда все ж таки задремал наш проводник, то во сне меня за руку взял. Так и проспал до утра».



4. «Вернулся я из Афгана. Ничего. Вроде все нормально. Жизнь идет себе. Мирная. А потом гляжу я на себя после трех лет этой спокойной жизни - а голова то вся седая. В Афгане я понятия не имел, что такое седина.

В Афгане, там хоть и смерть, но как-то было проще. Враг-это враг, а свой - значит, свой. Никаких промежуточных состояний. А здесь… Никак не пойму - кто есть кто, логики все никак не обнаружу.

По возвращении хотел было пойти в милицию. В оперативный отряд. Отказали. Здоровье после Афгана уже не то.

Тогда подал я документы на юридический факультет. Не знаю, почему, но многие из наших поступали именно на юридический. Вот и я стал учиться на вечернем. А днем работал судебным исполнителем. И с таким горем человеческим столкнулся, с такой несправедливостью, что показалась мне военная моя жизнь в Афгане - нормальной, правильной и справедливой, хоть там и кровь.

У нас в Душанбе самый острый вопрос - жилье. Слов об этом с трибун говорится - море, письменными обещаниями земной шар можно десять раз опоясать. И денег на строительство уходит тонны. А жить негде. Люди ютятся в трущобах. Иной раз заходить в помещение, которое по документам числится жильем, и потом целую неделю недоумеваешь, как здесь люди не то что жить, находиться могут.

И вот живет человек, заводит семью, детишки растут, как вдруг выясняется, что не его это помещение, Халупа, барак, глинобитная избенка довоенного времени - но он и на нее права не имеет. Приходится выселять. А куда? И как? Меня эти люди к себе на порог не пускают. Дверь шкафами баррикадируют. В ногах валяются.

Был такой случай. Надо женщину выселять. А у нее - туберкулез. Да еще в открытой форме. И четверо детей на руках, и все тоже больны туберкулезом. Она, отчаявшись дождаться хоть какой-нибудь площади, самовольно заняла однокомнатную квартиру: надо, стало быть, выселять. По закону все правильно. Но куда? В общежитие. Я говорю: у нее открытая форма туберкулеза, ее лечить надо. Отвечают: ничего не знаем, сказано - в общежитие, значит, в общежитие. И детей вместе с ней. Я все справки о её здоровье собрал. А прокурор ни в какую - выселять! Я к ней. Так, мол, и так, поживете пока в общежитии, потерпите, я, как сумею, помогу, бумагу составлю, сам с этой бумагой куда надо пойду. Она не соглашается. Кричит в голос. Я к прокурору. От прокурора к ней…

На моих глазах облила она себя соляркой и подожгла. Вот тут я добром Афган вспомнил, научил он меня уму-разуму, повидал я, как там люди заживо горят. Не дал ей - горящей - метаться по комнате. Снял с себя плащ, накинул на нее, сверху еще какой-то матрац навалил. Сбил пламя»

Ведущий:

Нужны ли герои? Они необходимы. Героя можно воспитать только на героическом.

За годы войны в Афганистане орденом Красной Звезды было награждено более 4 тысяч человек. 50 военнослужащим присвоено звание «Героя Советского Союза» (в том числе посмертно).



Ведущий:

По одной улице могут идти ровесники, и один гордо будет выпячивать грудь с надписью на майке «Сделано в США», а у второго в груди осколки от мин и снарядов, на которых стояло точно такое же клеймо.

«Без вины виноватые»

На станции в Ростове

Вагона два стоят.

В них холод, как зимою,

А пассажиры спят.

Их больше не разбудит

Ни солнца теплый луч,

Ни запах незабудок,

Ни гром из черных туч.

Сказать никто не сможет,

Как долго им лежать:

Родная мать не может

В них сына распознать.

Каких грехов успели

Мальчишки натворить,

Что в ледяной постели

Судьба их сторожит?

Вина у них едина-

Что в 18 лет

Зовет отчизна сына

Безвестно умереть.

Панки, металлисты, рокеры - это мода. На один день, на месяц, на год. Она приходит и уходит. А Честь, Долг, Совесть - это навечно.



Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее