Урок математики по теме "Деление с 0 и 1 ". 3-й класс
Учебник: «Математика» Н.Б.Истомина
Цель урока: создать условия для формирования умения делить 0 на число и число на 1.
Задачи урока:
раскрыть смысл деления с 0 и 1 через связь умножения и деления;
развивать самостоятельность, внимание, мышление;
формировать навыки решения примеров на табличное умножение и деление.
Планируемые результаты: учащиеся научаться делить число на 1, нуль на число; пользоваться таблицей умножения и деления; решать задачи изученных видов; оценивать правильность выполнения действий; устанавливать причинно- следственные связи.
Учебные универсальные действия:
Р.Осуществлять контроль и результата деятельности.
П.Уметь применять правила и пользоваться инструкцией.
К.Задавать вопросы и формулировать свои затруднения.
Личностные результаты:
Развитие познавательных интересов, учебных мотивов.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер , экран, раздаточный материал
Ход урока
Цель этапа | Содержание этапа | Деятельность ученика | |||||||||
1. Орг. момент | |||||||||||
Подготовка уч-ся к работе, позитивный настрой на учебную деятельность. | Стимулирование на учебную деятельность. Слайд 1;2; Весёлый прозвенел урок, Мы начинаем наш урок. Все ли правильно сидят, Все внимательно глядят! Каждый хочет получать Только лишь оценку пять! - Откройте свои тетради ,запишите сегодняшнее число(слайд 3).Что вы можете сказать о числе 452!(Оно трехзначное ; оно чётное; состоит из разряда сотен,десятков и разряда единиц). - Сколько сотен, десятков и сколько единиц в нём!(4 сотни,5 десятков и 2 единицы). | Организация рабочего места, проверка посадки. | |||||||||
2. Мотивация. | |||||||||||
Стимулирование познавательной | Актуализация знаний, достаточных для приобретения нового знания. | Решение заданий, основанных на знании табличного умножения. | |||||||||
А) найди лишнее число(слайд 4): 28,16,23,26,24 777,555,888,135,666. | Нахождение лишнего числа. | ||||||||||
Б) Арифметический диктант:
- Запишите только ответы. (Взаимопроверка: 6, 18, 21, 8, 27, 6, 48, 4.) 4.Индивидуальная работа (работа по карточкам, см. приложения) |
| ||||||||||
Создание проблемной ситуации | Классификация примеров по группам. | ||||||||||
Что вы заметили? Есть ли здесь лишние примеры? | Нахождение затруднения. | ||||||||||
Постановка учебной задачи. А что мы знаем про 1? а*1=а 1*а=а Приведите примеры. | Наблюдение над известными приёмами действий с 0 и соотношение с исходным примером. | ||||||||||
( слайд ) Итак, какова наша цель? Решить эти примеры верно.
Таблица на доске.
| Формулирование темы и целей урока. | ||||||||||
3. Открытие нового знания. | |||||||||||
Организация исследовательской деятельности и выведение нового правила. | Установление связи с ранее изученным.
| Выдвижение гипотезы, | |||||||||
Как же найти верное решение?
Подберите такое число, при умножении которого на 1 получился бы 21? (Это 21). Значит, 21:1=21
- Подберите такое число, при умножении которого на 6 получился бы 0? (Это 0). Значит, 0:6=0 Вывод: При делении любого числа на 1 получается то число, которое делили а:1=а При делении нуля на любое другое число, получается нуль. 0:b=0
ПОМНИ, делить на нуль нельзя! а:0 - Почему нельзя делить на нуль? Обоснуйте свой ответ. (При делении на 0, например, числа 6 или другого числа, кроме нуля нельзя найти такое число, умножив которое на нуль, получилось бы 6 или другое число). | поиск решения на основе ранее изученного.
Формулировка правила.
| ||||||||||
(слайд ). 2)Послушайте сказку о нуле (слайды ). Далеко-далеко, за морями и горами, была страна Цифрия. Жили в ней очень честные числа. Только Нуль отличался ленью и нечестностью. Однажды все узнали, что далеко за пустыней появилась королева Арифметика, зовущая к себе на службу жителей Цифрии. Служить королеве захотели все. Между Цифрией и королевством Арифметики пролегла пустыня, которую пересекли четыре реки: Сложение, Вычитание, Умножение и Деление. Как добраться до Арифметики? Числа решили обьедениться (ведь с товарищами легче преодолевать трудности) и попробовать перейти пустыню. Рано утром, как только солнце коснулось земли своими лучами, двинулись числа в путь. Долго шли они под палящим солнцем и, наконец, добрались до реки Сложение. Числа бросились к реке, чтобы напиться, но река сказала: «Станьте по парам и сложитесь, тогда дам вам напиться». Всё исполнили приказание реки, исполнил желание и лентяй Нуль. Но число, с которым он сложился, осталось недовольно: ведь воды река давала столько, сколько единиц было в сумме, а сумма не отличалась от числа. Солнце еще больше печет. Дошли до реки Вычитание. Она тоже потребовала за воду плату: стать парами и вычесть меньшее число из большего, у кого ответ получится меньше, тот получит больше воды. И снова число. Стоящее в паре с Нулём оказалось в проигрыше и было расстроено. Побрели числа дальше по знойной пустыне. Река Умножение потребовала от чисел перемножиться. Число, стоящее в паре с Нулём, вообще не получило воды. Оно еле добрело до реки Деление. А у реки Деление никто из чисел не захотел становиться в пару с Нулём. С тех пор ни одно число не делится на нуль. Правда, королева Арифметика примирила все числа с этим лентяем: она стала просто приписывать нуль рядом с числом, которое от этого увеличивалось в десять раз. И стали числа жить-поживать, да добра наживать. - Сегодня мы с вами открыли ещё один фокус «нуля». Что это за «фокус»? О нём надо помнить, чтобы не допускать ошибок в вычислениях. Чтение вывода в учебнике |
| ||||||||||
4. Первичное закрепление | |||||||||||
Тренировка в выполнении правила действия. |
Давайте решим вот эти примеры. Почему в последнем примере нельзя подобрать число. Вывод: На 0 ДЕЛИТЬ НЕЛЬЗЯ.
| Решение типовых заданий с комментированием. | |||||||||
5. Физминутка (здоровьесберегающие технологии). | |||||||||||
Профилактика нарушения осанки, снятие усталости с глаз, общего утомления. | «Любопытная Варвара» (слайд )
|
| |||||||||
6. Автоматизация знаний. | |||||||||||
Самостоятельная работа(индивидуальная работа). | |||||||||||
Развитие самостоятельности, познавательных способностей |
Самостоятельная работа с последующей взаимопроверкой. | Активные умственные действия учащихся, связанные с поисками решения, опираясь на свои знания. Самоконтроль и взаимоконтроль. | |||||||||
7. Работа над ранее пройденным материалом. Отработка умения решения задач. | |||||||||||
Формирование навыка решения задач. | Как вы думаете, часто ли в задачах используется число 0? ( слайд ). На рынок привезли 48 кг слив в ящиках, по 8 кг в каждом, и столько же ящиков груш, по9 кг в каждом. Сколько килограммов груш привезли? Что поможет решить задачу?(таблица)
Заполните таблицу. Составьте план решения: что надо узнать в 1, во 2 действии? | Работа над задачей с использованием таблицы. | |||||||||
8. Итоги урока. Рефлексия (слайды ). | |||||||||||
Организация самооценки деятельности. Повышение мотивации ребёнка. | Над какой темой сегодня работали? О чём вы не знали в начале урока? - Посмотрите на "пушистиков". У них разные настроения. Раскрасьте "пушистика", у которого такое же настроение, как у вас. Покажите своих «пушистиков».( я доволен собой, у меня всё получилось ; всё хорошо, но я мог работать лучше; урок обычный, ничего интересного; ничего не получилось) Молодцы! Спасибо за урок! До новых встреч!
| Осознавание своей деятельности, самоанализ своей работы. Фиксация соответствия результатов деятельности и поставленной цели. | |||||||||
9. Домашнее задание (слайд ). |