1
Урок географии в 7 классе по теме : ”Литосфера Земли. Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.”
Уразалиева Ирина Олеговна
учитель географии и астрономии
МАОУ СОШ №25 “Олимп”
Цель:
- сформировать знания о внутреннем строении нашей планеты и планет земной группы;
- развитие пространственного мышления;
Содержание:
Задачи:
-обучающие: углубить знания о планете Земля;
-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, атласом, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
-воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах;
Планируемые результаты:
-личностные: осознание ценностей знаний по географии, как важнейшего компонента научной картины мира;
-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения,подтверждая их фактами;
-предметные: знать внутреннее строение Земли, научные способы изучения планеты Земля и других планет земной группы;Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, ядро. мантия, кора.
Образовательный аспект:
- проверить степень усвоения материала по теме “Литосфера Земли.Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.”, выявить проблемы и найти пути их решения;
Развивающий аспект:
2
-способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
*коммуникативной: владеть основными приёмами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль;
*информационной: использовать источники знаний различного типа4
*учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения,выделять признаки. Применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно- познавательных и практических задач.Отслеживать причинно-следственные связи.
*социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью;
*рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявлять затруднения,оценивать результативность деятельности одноклассников, предлагать способы решения проблемы;
Воспитательный аспект:
-способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитие кругозора, воспитание чувства товарищества;
Организация пространства:
-работа фронтальная, индивидуальная, в парах;
Универсальные учебные действия:
*личностные: осознание необходимости изучать окружающий мир;
*регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему:
*познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия явлений от простых к сложным;
*коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом;
Тип урока:
комбинированный;
Учебник:
3
“География. Материки, океаны, народы и страны.” Авторы: И.В.Душина ,В.А.Коринская , В.А.Щенев под редакцией В.П.Дронова М., “Дрофа”,2016
Тема “Литосфера и рельеф Земли”, пар. №4 “Литосфера”
Технология:
-гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.
Демонстрационный материал:
-приложение №1.
Раздаточный материал:
-школьная геологическая коллекция.
Оборудование:
-иллюстративный материал, атлас 7 класс, плакат “Строение Солнечной системы”, глобус;
Структура и ход урока:
№ этапа | Деятельность учителя. | Деятельность ученика. |
Этап 1. Актуализация опорных знаний по теме “Литосфера Земли.Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.”
| Приветствие учащихся, проверка готовности учеников к уроку. Вспомните: Какие космические тела образуют Солнечную систему?Какие планеты относятся к планетам земной группы и почему. Что нам неизвестно о внутреннем строении Земли? Предлагает сформулировать тему урока и еѐ корректирует.
| Приветствие учителя, готовность к уроку. Вспоминают изученный ранее материал (П). Определяют , каких знаний им не хватает (Р).
|
Этап 2. Создание проблемной ситуации.
| Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации (Приложение).
| Вступают в диалог, проговаривают и осознают (К, Р) Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради(П).
|
Этап 3. Целеполагания.
| Объявление темы урока. Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока. Предоставляет «конфликтный» материал , создаёт готовность к предстоящей деятельности.(Приложение)
| Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод(П,Р,К) |
Этап 4. «Открытие» нового знания.
| Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов. - найти в тексте учебника и узнать информацию о том, как люди представляют внутреннее строение Земли, доказательства именно такого строения Земли, кто впервые выдвинул теорию о многослойности- задаёт вопрос сравнение. Стимулирует активное участие всех детей к практической части для выполнения задания.
| Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р). Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают (П,К) Практикум: работа в группах (4) делают расчеты и ответы записывают в тетради, делают рисунок и формулируют вывод о различиях внутреннего строения планет. (П,Р,К)
|
Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.
| Предлагает задания на «новое» знание, побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов, противоречий между ними. (Приложение.) Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности при дискуссии по вопросу “Какова роль внутреннего строения Земли и других планет в формировании их рельефа?” Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.
| Обсуждают в группах и индивидуально, обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (Р,К ,П) Объясняют, анализируют, формулируют.( П,Р,К) Дают развернутый ответ, обобщают информацию . (К, Р)
|
Этап 6. Рефлексия (итог урока).
| Формулирует выводы, выставляет оценки за работу на уроке.
| Записывают выводы. Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П).
|
Этап 7. Домашнее Задание.
| Комментирует д/з: стр.30 в.2 в конт.картах.
| Записывают домашнее задание. |
Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-
познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.
Приложения к уроку:
Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:
1. Вспомнить(устно):Какие космические тела образуют Солнечную систему? Какие планеты относятся к планетам земной группы и почему.
Что нам неизвестно о внутреннем строении Земли?
6
Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.
-а что вам известно о внутреннем строении Земли?
1. «Третий лишний».
-Меркурий, Сатурн, Земля
-Марс, Земля, Уран
-Земля, Нептун, Венера
2. Выберите верное утверждение (задание на доске, отвечают на листочках):
А) Ядро по размерам равно Земле.
Б) Меркурий–планета с самым маленьким ядром.
В) В Солнечной системе все планеты имеют ядра.
Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать
свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.
1.Какой рельеф имеют планеты земной группы?
2.Как они различаются по размерам?
Этап 3. Почему при удалении от Солнца ядро планет начинает уменьшаться, а мантия увеличиваться?
Этап 4. Как развивались наши знания о внутреннем строении других планет?
Этап 5.
Поспорили меркурианец, венерианец, землянин и марсианин –
У кого на планете больше железа?
Меркурианец говорит: «У моей планеты самое большое железное ядро – оно занимает 60% всей планеты.»
Венерианец говорит: «У меня на планете – даже “снег” металлический! »
Землянин говорит: «У нас на планете железо есть даже в крови живых организмов! »
Марсианин говорит: « Я живу на “ржавой” планете, весь Марс покрыт соединениями железа и воды.»
Задача:
Кто из героев задачи победил?
Этап 6. Рефлексия (итог урока)
1.Какие доказательства в пользу современной теории о внутреннем строении Земли наиболее убедительны?
2. Какие показатели указывают на то, что планеты земной группы имеют сходное внутреннее строение?
Вывод в тетрадь:
1. Строение Земли – многослойное.
2. Самый мощный слой - мантия.
3. Самые тяжелые элементы группируются в центре ( в ядре).
4. Близость к Солнцу корректирует толщину мантии и коры.
5. Все планеты земной группы имеют сходное строение.
Аспектный анализ урока:
Аспект: урок по теме «Литосфера Земли. Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.»
7
Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся .
Цели урока:
Образовательный аспект:
1.Проверить степень усвоения материала по теме «Литосфера Земли. Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.».
2. Содействовать формированию применения практических умений и
навыков учащихся на всех этапах урока;
3. Создать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче
Государственной итоговой аттестации по географии в 9 классе.
Развивающий аспект:
Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:
-коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства,
грамотно и ясно формулировать свою мысль
-информационной: использовать источники знаний разного типа
(презентации, иллюстрации, схемы и др.);
-учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее
рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.
-социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.
-рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя
затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.
Воспитательный аспект:
1. способствовать формированию у учащихся чувства взаимопомощи,
ответственности за работу всего класса;
2. создать атмосферу комфорта при закреплении материала.
3. создать условия для поддержания здоровья каждого учащегося.
Задачи урока:
-обучающие: углубить знания о планете Земля;
-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;
-воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.
Планируемые результаты:
8
- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;
-метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;
-предметные: знать внутреннее строение Земли, научные способы изучения планеты Земля и других планет земной группы; Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, ядро. мантия, кора.
Тип урока: комбинированный
Структура урока характерна для данного типа и вида урока и рациональна
для достижения поставленных целей.
При планировании урока «Литосфера Земли. Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.» я обращала внимание на практическую направленность, доступность, выделение главного в
содержании, высокую информированность,темп, развитие навыков самостоятельной работы.
Для учебной деятельности учащихся при закреплении и совершенствовании знаний по теме «Литосфера Земли. Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.» характерна большая самостоятельность.
Главный акцент на уроке делался на изучение нового материала .Ученики узнают о внутреннем строении Земли, научных способах изучения планеты Земля и других планет земной группы;
Методические приемы:
в связи с тем, что данная организация урока интересна и класс по своей
подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание нескольких средств и методов работы: проблемный, иллюстративный, частично-поисковый (это поиск скрытой, требующей перестройки информации в ситуации несколько измененной), осмысление и поиск вариантов в выполнении заданий,
учащиеся проявляли умение использовать мыслительные операции сравнения, обобщения.
Формы обучения:работа по цепочке, устная работа с классом, решение заданий. Такое сочетание форм делает урок получения и совершенствования знаний динамичнее, интереснее, не дает накапливаться усталости, способствует концентрации внимания.
Контроль усвоений знаний умений и навыков был предусмотрен в виде
устного опроса и работе у доски.
Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая
атмосфера на уроке поддерживалась за счет разнообразия заданий, за счет
9
постоянной смены наглядности, нетрадиционной формы проведения урока, эмоциональной подачи материала, смены деятельности и темпа урока. Время на различных этапах урока использовалось рационально.
Я думаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи.
Ребятам было интересно и комфортно на уроке.