«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок :"Литосфера Земли. Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.”

Данный урок по ФГОС создан как метапредметный - с материалом по астрономии и геологии.

Олимпиады: География 5 - 11 классы

Содержимое разработки

1

Урок географии в 7 классе по теме : ”Литосфера Земли. Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.”

Уразалиева Ирина Олеговна

учитель географии и астрономии

МАОУ СОШ №25 “Олимп”

Цель:

- сформировать знания о внутреннем строении нашей планеты и планет земной группы;

- развитие пространственного мышления;

Содержание:

Задачи:

-обучающие: углубить знания о планете Земля;

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, атласом, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

-воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах;

Планируемые результаты:

-личностные: осознание ценностей знаний по географии, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения,подтверждая их фактами;

-предметные: знать внутреннее строение Земли, научные способы изучения планеты Земля и других планет земной группы;Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, ядро. мантия, кора.

Образовательный аспект:

- проверить степень усвоения материала по теме “Литосфера Земли.Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.”, выявить проблемы и найти пути их решения;

Развивающий аспект:

2

-способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

*коммуникативной: владеть основными приёмами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства, грамотно и ясно формулировать свою мысль;

*информационной: использовать источники знаний различного типа4

*учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения,выделять признаки. Применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно- познавательных и практических задач.Отслеживать причинно-следственные связи.

*социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью;

*рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявлять затруднения,оценивать результативность деятельности одноклассников, предлагать способы решения проблемы;

Воспитательный аспект:

-способствовать повышению уровня познавательного интереса к предмету, развитие кругозора, воспитание чувства товарищества;

Организация пространства:

-работа фронтальная, индивидуальная, в парах;

Универсальные учебные действия:

*личностные: осознание необходимости изучать окружающий мир;

*регулятивные: принимать и формулировать учебную проблему:

*познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия явлений от простых к сложным;

*коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом;

Тип урока:

комбинированный;

Учебник:



3

“География. Материки, океаны, народы и страны.” Авторы: И.В.Душина ,В.А.Коринская , В.А.Щенев под редакцией В.П.Дронова М., “Дрофа”,2016

Тема “Литосфера и рельеф Земли”, пар. №4 “Литосфера”

Технология:

-гуманно-личностная технология Ш.А. Амонашвили.

Демонстрационный материал:

-приложение №1.

Раздаточный материал:

-школьная геологическая коллекция.

Оборудование:

-иллюстративный материал, атлас 7 класс, плакат “Строение Солнечной системы”, глобус;

Структура и ход урока:

№ этапа

Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Этап 1.

Актуализация

опорных

знаний по

теме “Литосфера Земли.Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.”



Приветствие учащихся, проверка

готовности учеников

к уроку.

Вспомните: Какие космические тела

образуют Солнечную систему?Какие планеты относятся к планетам земной группы и почему.

Что нам неизвестно о внутреннем строении Земли?

Предлагает

сформулировать тему урока и еѐ корректирует.


Приветствие учителя,

готовность к уроку. Вспоминают

изученный ранее

материал (П).

Определяют

, каких

знаний им не хватает

(Р).


Этап 2.

Создание

проблемной ситуации.


Побуждает

учащихся на создание

проблемной ситуации (Приложение).


Вступают

в диалог,

проговаривают и

осознают (К, Р)

Объясняют и

формулируют

тему,

записывают в тетради(П).


Этап 3.

Целеполагания.


Объявление темы урока.

Подводящий диалог

для формулирования учениками целей

урока. Предоставляет «конфликтный»

материал

, создаёт

готовность к

предстоящей

деятельности.(Приложение)


Узнают, запоминают,

сравнивают,

анализируют, делают

вывод(П,Р,К)

Этап 4.

«Открытие»

нового знания.


Побуждает

учащихся к

теоретическому объяснению фактов.

-

найти

в тексте учебника

и узнать

информацию о том, как

люди представляют внутреннее строение Земли,

доказательства именно такого строения

Земли, кто впервые выдвинул теорию о многослойности-

задаёт вопрос сравнение.

Стимулирует

активное участие всех

детей к практической части

для выполнения задания.


Работают с

учебником

:

находят

и узнают

информацию,

передают своими

словами

содержание

(П,Р). Сравнивают,

анализируют,

объясняют,

обсуждают

(П,К) Практикум:

работа в

группах (4)

делают

расчеты и ответы

записывают в

тетради, делают

рисунок и

формулируют вывод

о

различиях внутреннего строения планет.

(П,Р,К)


Этап 5.

Учебные

действия по

реализации плана.

Выражение решения.

Применение нового

знания.


Предлагает

задания на «новое»

знание,

побуждает учащихся к

теоретическому объяснению фактов,

противоречий между ними. (Приложение.) Стимулирует активное участие

всех детей

в поисковой

деятельности

при дискуссии

по вопросу “Какова роль внутреннего строения Земли и других планет в формировании их рельефа?”

Предлагает ученикам

рассказать о

результатах выполнения работы.



Обсуждают в группах

и индивидуально,

обосновывают выбор

своего решения или

несогласие с мнением других.

(Р,К ,П)

Объясняют,

анализируют,

формулируют.(

П,Р,К)

Дают развернутый

ответ, обобщают

информацию

. (К, Р)


Этап 6.

Рефлексия

(итог урока).


Формулирует выводы,

выставляет

оценки за работу на уроке.


Записывают

выводы.

Определяют степень

продвижения к цели (Р,Л,П).


Этап 7.

Домашнее

Задание.


Комментирует д/з: стр.30 в.2 в конт.картах.


Записывают

домашнее задание.

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-

познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.


Приложения к уроку:

Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:

1. Вспомнить(устно):Какие космические тела образуют Солнечную систему? Какие планеты относятся к планетам земной группы и почему.

Что нам неизвестно о внутреннем строении Земли?



6

Этап 2. Задание для создания проблемной ситуации.

-а что вам известно о внутреннем строении Земли?

1. «Третий лишний».

-Меркурий, Сатурн, Земля

-Марс, Земля, Уран

-Земля, Нептун, Венера

2. Выберите верное утверждение (задание на доске, отвечают на листочках):

А) Ядро по размерам равно Земле.

Б) Меркурий–планета с самым маленьким ядром.

В) В Солнечной системе все планеты имеют ядра.

Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать

свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.

1.Какой рельеф имеют планеты земной группы?

2.Как они различаются по размерам?

Этап 3. Почему при удалении от Солнца ядро планет начинает уменьшаться, а мантия увеличиваться?

Этап 4. Как развивались наши знания о внутреннем строении других планет?

Этап 5.

Поспорили меркурианец, венерианец, землянин и марсианин –

У кого на планете больше железа?

Меркурианец говорит: «У моей планеты самое большое железное ядро – оно занимает 60% всей планеты.»

Венерианец говорит: «У меня на планете – даже “снег” металлический! »

Землянин говорит: «У нас на планете железо есть даже в крови живых организмов! »

Марсианин говорит: « Я живу на “ржавой” планете, весь Марс покрыт соединениями железа и воды.»

Задача:

Кто из героев задачи победил?

Этап 6. Рефлексия (итог урока)

1.Какие доказательства в пользу современной теории о внутреннем строении Земли наиболее убедительны?

2. Какие показатели указывают на то, что планеты земной группы имеют сходное внутреннее строение?

Вывод в тетрадь:

1. Строение Земли – многослойное.

2. Самый мощный слой - мантия.

3. Самые тяжелые элементы группируются в центре ( в ядре).

4. Близость к Солнцу корректирует толщину мантии и коры.

5. Все планеты земной группы имеют сходное строение.


Аспектный анализ урока:

Аспект: урок по теме «Литосфера Земли. Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.»

7

Цель анализа: проследить, каким образом учитель формирует общеучебные умения и навыки учащихся .

Цели урока:

Образовательный аспект:

1.Проверить степень усвоения материала по теме «Литосфера Земли. Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.».

2. Содействовать формированию применения практических умений и

навыков учащихся на всех этапах урока;

3. Создать условия для подготовки учащихся к успешной сдаче

Государственной итоговой аттестации по географии в 9 классе.

Развивающий аспект:

Способствовать формированию и развитию ОУУН как основы для формирования ключевых компетентностей учащихся:

-коммуникативной: владеть основными приемами устной речи, высказывать суждения, давать развернутые ответы на вопросы, использовать приемы доказательства,

грамотно и ясно формулировать свою мысль

-информационной: использовать источники знаний разного типа

(презентации, иллюстрации, схемы и др.);

-учебно-исследовательской: самостоятельно определять наиболее

рациональные пути выполнения работы, проводить сравнения, выделять признаки (гипотезы), применять ранее полученные ЗУН для решения новых учебно-познавательных и практических задач. Просматривать причинно-следственные связи. Давать определения понятий, терминов, обобщать, классифицировать, систематизировать учебный материал.

-социальной: определить свою роль в классе в соответствии с поставленной целью.

-рефлексивной: анализировать свою учебную деятельность, выявляя

затруднения, корректировать систему ЗУН, оценивать результативность деятельности членов группы, выделять причины учебных неудач, предлагать способы устранения пробелов.

Воспитательный аспект:

1. способствовать формированию у учащихся чувства взаимопомощи,

ответственности за работу всего класса;

2. создать атмосферу комфорта при закреплении материала.

3. создать условия для поддержания здоровья каждого учащегося.

Задачи урока:

-обучающие: углубить знания о планете Земля;

-развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

-воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты:


8

- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

-метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

-предметные: знать внутреннее строение Земли, научные способы изучения планеты Земля и других планет земной группы; Знать и объяснять существенные признаки понятий: литосфера, ядро. мантия, кора.

Тип урока: комбинированный

Структура урока характерна для данного типа и вида урока и рациональна

для достижения поставленных целей.

При планировании урока «Литосфера Земли. Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.» я обращала внимание на практическую направленность, доступность, выделение главного в

содержании, высокую информированность,темп, развитие навыков самостоятельной работы.

Для учебной деятельности учащихся при закреплении и совершенствовании знаний по теме «Литосфера Земли. Строение и состав по сравнению с другими планетами земной группы.» характерна большая самостоятельность.

Главный акцент на уроке делался на изучение нового материала .Ученики узнают о внутреннем строении Земли, научных способах изучения планеты Земля и других планет земной группы;

Методические приемы:

в связи с тем, что данная организация урока интересна и класс по своей

подготовленности сможет принять активное участие в учебной деятельности, было выбрано сочетание нескольких средств и методов работы: проблемный, иллюстративный, частично-поисковый (это поиск скрытой, требующей перестройки информации в ситуации несколько измененной), осмысление и поиск вариантов в выполнении заданий,

учащиеся проявляли умение использовать мыслительные операции сравнения, обобщения.

Формы обучения:работа по цепочке, устная работа с классом, решение заданий. Такое сочетание форм делает урок получения и совершенствования знаний динамичнее, интереснее, не дает накапливаться усталости, способствует концентрации внимания.

Контроль усвоений знаний умений и навыков был предусмотрен в виде

устного опроса и работе у доски.

Высокая работоспособность и доброжелательная психологическая

атмосфера на уроке поддерживалась за счет разнообразия заданий, за счет


9

постоянной смены наглядности, нетрадиционной формы проведения урока, эмоциональной подачи материала, смены деятельности и темпа урока. Время на различных этапах урока использовалось рационально.

Я думаю, что мне удалось реализовать все поставленные цели и задачи.

Ребятам было интересно и комфортно на уроке.







Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее