26.01
Л.Н.Толстой Кавказский пленник
Цель: приобщение учащихся к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения.
1. побуждение просмотр отрывка фильма.
Беседа:
- Почему этот отрывок посмотрели?
- На что обратили внимание?
- Как может называться произведение?
2. деление на группы (собирают пазл получается название кавказский пленник)
Предположение Почему произведение так называется?
Как вы думаете, о чем рассказывается в этом произведении?
Задание 1: знакомство с отрывком из произведения (в каждой группе свой отрывок)
Заполнение таблицы
1. О чем рассказывается в данном отрывке?
2. Над чем задумались при чтении?
3. Какие возникли вопросы?
4. Что посоветовали бы герою? Как поступить? Презентация работ
Взаимооценивание по критериям
1 группа –выполняет словарную работу
Аул - татарская деревня;
Ногаец - представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе;
Сакля - жилище кавказских горцев;
Бешмет - стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;
Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);
"Айда!" - "Идём!"
Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти;
Галунчиком обшит, галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежде;
Буза - татарское пиво;
Сафьянные башмачки - из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет;
Чалма - головной убор у мусльман;
"Урус" - русский
Джигит - молодой человек; молодец, удалец;
Мечеть - молитвенный до у мусульман, "церковь ихняя";
Шептала - сушеные абрикосы и персики с косточками;
Мекка - священное место паломничества мусульман;
Хаджи - тот, кто побывал в Мекке, почётный человек;
Алла! - обращение к Богу;
Мулла - служитель культа у мусульман.
Имена: Кази-Мугамед, Абдул-Мурат
Определение идеи произведения рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели
3. Класс
Задание1: Каких медиа средств не было 30 лет назад? (Составить кластер)
(Письмо) Задание 2: Что герой мог бы сообщить сегодня людям?
1группа – с помощью телевидения
2 группа – радио
3 группа – смс сообщения
4 группа – публикации в газету
5 группа - интернет
Рефлексия
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) _____________________________________________________________________________
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
_____________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
____________________________________________________________________________
Рефлексия
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) _____________________________________________________________________________
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
_____________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
____________________________________________________________________________
Рефлексия
Ответь на вопросы:
1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________
_____________________________________________________________________________
2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________
_____________________________________________________________________________
3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)
_____________________________________________________________________________
5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) _____________________________________________________________________________
Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________
_____________________________________________
6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)
____________________________________________________________________________
Дома: прочитать в хрестоматии, посмотреть фильм, ответить на вопрос
Что ценнее читать произведение или смотреть фильм?
Критерии оценивания групп «Чек - лист»
№ | критерии | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | ||||||
| Да | нет | Да | нет | Да | нет | Да | нет | Да | нет | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания групп «Чек - лист»
№ | критерии | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | ||||||
| Да | нет | Да | нет | Да | нет | Да | нет | Да | нет | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания групп «Чек - лист»
№ | критерии | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | ||||||
| Да | нет | Да | нет | Да | нет | Да | нет | Да | нет | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания групп «Чек - лист»
№ | критерии | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | ||||||
| Да | нет | Да | нет | Да | нет | Да | нет | Да | нет | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Критерии оценивания групп «Чек - лист»
№ | критерии | 1 группа | 2 группа | 3 группа | 4 группа | 5 группа | ||||||
| Да | нет | Да | нет | Да | нет | Да | нет | Да | нет | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Таблица
О чем рассказывается в данном отрывке? |
2. Над чем задумались при чтении? |
3. Какие возникли вопросы? |
4. Что посоветовали бы герою? Как поступить? |
Таблица
О чем рассказывается в данном отрывке? |
2. Над чем задумались при чтении? |
3. Какие возникли вопросы? |
4. Что посоветовали бы герою? Как поступить? |
Таблица
О чем рассказывается в данном отрывке? |
2. Над чем задумались при чтении? |
3. Какие возникли вопросы? |
4. Что посоветовали бы герою? Как поступить? |
Таблица
О чем рассказывается в данном отрывке? |
2. Над чем задумались при чтении? |
3. Какие возникли вопросы? |
4. Что посоветовали бы герою? Как поступить? |
Таблица
О чем рассказывается в данном отрывке? |
2. Над чем задумались при чтении? |
3. Какие возникли вопросы? |
4. Что посоветовали бы герою? Как поступить? |
Таблица
О чем рассказывается в данном отрывке? |
2. Над чем задумались при чтении? |
3. Какие возникли вопросы? |
4. Что посоветовали бы герою? Как поступить? |
Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.
Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе может, и женишься и совсем останешься».
Жилин и раздумался: «И в самом деле, плоха уж старуха стала, может, и не придётся увидать. Поехать; а если невеста хороша - и жениться можно».
Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.
На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары[1] или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ.
Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, и телега его с вещами шла в обозе.
Грамматические задания к тексту
1. Выпишите пять словосочетаний из отрывка текста, укажите главное и зависимое слово:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выпишите из текста три слова, подберите к ним подходящие синонимы и антонимы (по 2):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Употребите выделенные слова, в переносном значении, запиши:
__________________________________________________________________
Ехать было двадцать пять вёрст. Обоз шёл тихо: то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит или лошадь станет, и все стоят дожидаются.
Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошёл. Пыль, жара, солнце так и печёт, и укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика по дороге.
Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли - опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар - ускачу. Или не ездить?..» Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер Костылин, с ружьём, и говорит:
- Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. - А Костылин - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт. Подумал Жилин и говорит:
- А ружьё заряжено?
- Заряжено.
- Ну, так поедем. Только уговор - не разъезжаться.
И поехали они вперёд по дороге. Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам. Кругом далеко видно.
Только кончилась степь, вошла дорога промеж двух гор в ущелье. Жилин и говорит:
- Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из горы, и не увидишь.
А Костылин говорит:
- Что смотреть? Поедем вперёд.
Грамматические задания к тексту
1. Выпишите пять словосочетаний из отрывка текста, укажите главное и зависимое слово:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выпишите из текста три слова, подберите к ним подходящие синонимы и антонимы (по 2):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Употребите выделенные слова, в переносном значении, запиши:
__________________________________________________________________
Жилин не послушал его.
- Нет, - говорит, - ты подожди внизу, а я только взгляну.
И пустил лошадь налево, на гору. Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за неё сто рублей заплатил в табуне жеребёнком и сам выездил); как на крыльях, взнесла его на кручь. Только выскакал - глядь, а перед самым им, на десятину[2] места, стоят татары верхами. Человек тридцать. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кричит Костылину:
- Вынимай ружьё! - а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнёшься - пропал. Доберусь до ружья, я и сам не дамся».
А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.
Жилин видит - дело плохо. Ружьё уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь. Пустил он лошадь назад, к солдатам - думал уйти. Видит - ему наперерез катят шестеро. Под ним лошадь добрая, а под теми ещё добрее, да и наперерез скачут. Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь - не удержит, прямо на них летит. Видит - близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружьё наготове.
«Ну, - думает Жилин, - знаю вас, чертей: если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой...»
А Жилин хоть не велик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».
На лошадь места не доскакал Жилин - выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху - навалилась Жилину на ногу.
Грамматические задания к тексту
1. Выпишите пять словосочетаний из отрывка текста, укажите главное и зависимое слово:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выпишите из текста три слова, подберите к ним подходящие синонимы и антонимы (по 2):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Употребите выделенные слова, в переносном значении, запиши:
__________________________________________________________________
Хотел он подняться, а уж на нём два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, да ещё соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался. Схватили его татары, сняли с сёдел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, всё обшарили - деньги, часы вынули, платье всё изорвали. Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьётся ногами - до земли не достаёт; в голове дыра, а из дыры так и свищет кровь чёрная - на аршин кругом пыль смочила. Один татарин подошёл к лошади, стал седло снимать, - она всё бьётся; он вынул кинжал, прорезал ей глотку. Засвистело из горла, трепенулась - и пар вон.
Сняли татары седло, сбрую. Сел татарин с красной бородой на лошадь, а другие подсадили Жилина к нему на седло, а чтобы не упал, притянули его ремнём за пояс к татарину и повезли в горы.
Грамматические задания к тексту
1. Выпишите пять словосочетаний из отрывка текста, укажите главное и зависимое слово:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выпишите из текста три слова, подберите к ним подходящие синонимы и антонимы (по 2):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Употребите выделенные слова, в переносном значении, запиши:
__________________________________________________________________
Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в вонючую татарскую спину. Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок из-под шапки синеется. Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами. И нельзя ему ни поправиться на лошади, ни кровь обтереть. Руки так закручены, что в ключице ломит.
Ехали они долго на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной.
Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя.
Стало смеркаться: переехали ещё речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки. Приехали в аул[3]. Послезли с лошадей татары, собрались ребята татарские, окружили Жилина, пищат, радуются, стали камнями пулять в него.
Татарин отогнал ребят, снял Жилина с лошади и кликнул работника. Пришёл ногаец[4], скуластый, в одной рубахе. Рубаха оборванная, вся грудь голая. Приказал что-то ему татарин. Принёс работник колодку: два чурбака дубовых на железные кольца насажены, и в одном кольце пробойчик и замок.
Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай; толкнули его туда и заперли дверь. Жилин упал на навоз. Полежал, ощупал в темноте, где помягче, и лёг.
Грамматические задания к тексту
1. Выпишите пять словосочетаний из отрывка текста, укажите главное и зависимое слово:
____________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Выпишите из текста три слова, подберите к ним подходящие синонимы и антонимы (по 2):
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Употребите выделенные слова, в переносном значении, запиши:
__________________________________________________________________
27.01
Л.Н.Толстой Кавказский пленник
Цель:
1. Побуждение
2. работа в парах
Задание восстанови последовательность событий
3. (Г) Создание газеты
1 группа -«Пересказчики»
1 абзац ____________________________________________
Ключевые слова:_________________________________________________
2 абзац_____________________________________________
Ключевые слова:__________________________________________________
3 абзац _____________________________________________
Ключевые слова:__________________________________________________
4 абзац _____________________________________________
Ключевые слова:__________________________________________________
Рефлексия
2 группа - «Исследователи»
Аул - татарская деревня;
Ногаец - представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе;
Сакля - жилище кавказских горцев;
Бешмет - стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;
Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);
"Айда!" - "Идём!"
Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти;
Галунчиком обшит, галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежде;
Буза - татарское пиво;
Сафьянные башмачки - из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет;
Чалма - головной убор у мусльман;
"Урус" - русский
Джигит - молодой человек; молодец, удалец;
Мечеть - молитвенный до у мусульман, "церковь ихняя";
Шептала - сушеные абрикосы и персики с косточками;
Мекка - священное место паломничества мусульман;
Хаджи - тот, кто побывал в Мекке, почётный человек;
Алла! - обращение к Богу;
Мулла - служитель культа у мусульман.
Имена: Кази-Мугамед, Абдул-Мурат
Рефлексия
- Я научился (-лась)______________________________________
- У меня получилось _____________________________________
- Но трудно было ________________________________________
3 группа - Группа «Составители»
- составляют вопросы к тексту
4 группа - Группа « Художники»
- иллюстрации к рассказу
- комментируют рисунки