«Осенний фестиваль знаний 2024»

Урок литературы "Кавказский пленник"

1. побуждение просмотр отрывка фильма.

Беседа:

- Почему этот отрывок посмотрели?

- На что обратили внимание?

- Как может называться произведение?

2. деление на группы (собирают пазл получается название кавказский пленник)

Предположение Почему произведение так называется?

Как вы думаете, о чем рассказывается в этом произведении?

Задание 1: знакомство с отрывком из произведения (в каждой группе свой отрывок)

Заполнение таблицы

1. О чем рассказывается в данном отрывке?

2. Над чем задумались при чтении?

3. Какие возникли вопросы?

4. Что посоветовали бы герою? Как поступить? Презентация работ

Взаимооценивание по критериям

1 группа –выполняет словарную работу

Аул - татарская деревня;

Ногаец - представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе;

Сакля - жилище кавказских горцев;

Бешмет - стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;

Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);

"Айда!" - "Идём!"

Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти;

Галунчиком обшит, галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежде;

Буза - татарское пиво;

Сафьянные башмачки - из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет;

Чалма - головной убор у мусльман;

"Урус" - русский

Джигит - молодой человек; молодец, удалец;

Мечеть - молитвенный до у мусульман, "церковь ихняя";

Шептала - сушеные абрикосы и персики с косточками;

Мекка - священное место паломничества мусульман;

Хаджи - тот, кто побывал в Мекке, почётный человек;

Алла! - обращение к Богу;

Мулла - служитель культа у мусульман.

Имена: Кази-Мугамед, Абдул-Мурат

Определение идеи произведения рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели

Олимпиады: Литературное чтение 1 - 4 классы

Содержимое разработки

26.01

Л.Н.Толстой Кавказский пленник

Цель: приобщение учащихся к самостоятельной исследовательской и творческой деятельности; развитие навыка анализа художественного произведения.

1. побуждение просмотр отрывка фильма.

Беседа:

- Почему этот отрывок посмотрели?

- На что обратили внимание?

- Как может называться произведение?

2. деление на группы (собирают пазл получается название кавказский пленник)

Предположение Почему произведение так называется?

Как вы думаете, о чем рассказывается в этом произведении?

Задание 1: знакомство с отрывком из произведения (в каждой группе свой отрывок)

Заполнение таблицы

1. О чем рассказывается в данном отрывке?

2. Над чем задумались при чтении?

3. Какие возникли вопросы?

4. Что посоветовали бы герою? Как поступить? Презентация работ

Взаимооценивание по критериям

1 группа –выполняет словарную работу

 Аул - татарская деревня;

Ногаец - представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе;

Сакля - жилище кавказских горцев;

Бешмет - стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;

Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);

"Айда!" - "Идём!"

Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти;

Галунчиком обшит, галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежде;

Буза - татарское пиво;

Сафьянные башмачки - из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет;

Чалма - головной убор у мусльман;

"Урус" - русский

Джигит - молодой человек; молодец, удалец;

Мечеть - молитвенный до у мусульман, "церковь ихняя";

Шептала - сушеные абрикосы и персики с косточками;

Мекка - священное место паломничества мусульман;

Хаджи - тот, кто побывал в Мекке, почётный человек;

Алла! - обращение к Богу;

Мулла - служитель культа у мусульман.

Имена: Кази-Мугамед, Абдул-Мурат

Определение идеи произведения    рассказа — показать, что можно не сдаваться даже в самых трудных обстоятельствах, нужно упорно добиваться своей цели

3. Класс

Задание1: Каких медиа средств не было 30 лет назад? (Составить кластер)

(Письмо) Задание 2: Что герой мог бы сообщить сегодня людям?

1группа – с помощью телевидения

2 группа – радио

3 группа – смс сообщения

4 группа – публикации в газету

5 группа - интернет



Рефлексия

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) _____________________________________________________________________________

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

____________________________________________________________________________


Рефлексия

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) _____________________________________________________________________________

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

____________________________________________________________________________


Рефлексия

Ответь на вопросы:

1. Сегодня на уроке я узнал(а) (ЧТО?) ____________________________________________

_____________________________________________________________________________

2. Сегодня на уроке я научился(лась) (ЧЕМУ?) ____________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Сегодня на уроке на научился(лась) лучше делать (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

4. Самым неожиданным для меня сегодня стало (ЧТО?)

_____________________________________________________________________________

5. Сегодня на уроке я мог(ла) бы сделать лучше (ЧТО СДЕЛАТЬ?) _____________________________________________________________________________

Осталось непонятным (ЧТО?) _________________________________________________

_____________________________________________

6. Сегодня на уроке я был(а) (КАКИМ УЧЕНИКОМ? КАКОЙ УЧЕНИЦЕЙ?)

____________________________________________________________________________

Дома: прочитать в хрестоматии, посмотреть фильм, ответить на вопрос

Что ценнее читать произведение или смотреть фильм?



Критерии оценивания групп «Чек - лист»

критерии

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа


Да

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет































































































Критерии оценивания групп «Чек - лист»

критерии

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа


Да

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет































































































Критерии оценивания групп «Чек - лист»

критерии

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа


Да

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет































































































Критерии оценивания групп «Чек - лист»

критерии

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа


Да

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет































































































Критерии оценивания групп «Чек - лист»

критерии

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

5 группа


Да

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет

Да

нет












































































































Таблица

О чем рассказывается в данном отрывке?

2. Над чем задумались при чтении?

3. Какие возникли вопросы?

4. Что посоветовали бы герою? Как поступить?

  


Таблица

О чем рассказывается в данном отрывке?

2. Над чем задумались при чтении?

3. Какие возникли вопросы?

4. Что посоветовали бы герою? Как поступить?



Таблица

О чем рассказывается в данном отрывке?

2. Над чем задумались при чтении?

3. Какие возникли вопросы?

4. Что посоветовали бы герою? Как поступить?



Таблица

О чем рассказывается в данном отрывке?

2. Над чем задумались при чтении?

3. Какие возникли вопросы?

4. Что посоветовали бы герою? Как поступить?


Таблица

О чем рассказывается в данном отрывке?

2. Над чем задумались при чтении?

3. Какие возникли вопросы?

4. Что посоветовали бы герою? Как поступить?


Таблица

О чем рассказывается в данном отрывке?

2. Над чем задумались при чтении?

3. Какие возникли вопросы?

4. Что посоветовали бы герою? Как поступить?









Служил на Кавказе офицером один барин. Звали его Жилин.

   Пришло ему раз письмо из дома. Пишет ему старуха мать: «Стара я уж стала, и хочется перед смертью повидать любимого сынка. Приезжай со мной проститься, похорони, а там и с богом поезжай опять на службу. А я тебе и невесту приискала: и умная, и хорошая, и именье есть. Полюбится тебе может, и женишься и совсем останешься».

   Жилин и раздумался: «И в самом деле, плоха уж старуха стала, может, и не придётся увидать. Поехать; а если невеста хороша - и жениться можно».

   Пошёл он к полковнику, выправил отпуск, простился с товарищами, поставил своим солдатам четыре ведра водки на прощанье и собрался ехать.

   На Кавказе тогда война была. По дорогам ни днём, ни ночью не было проезда. Чуть кто из русских отъедет или отойдёт от крепости, татары[1] или убьют, или уведут в горы. И было заведено, что два раза в неделю из крепости в крепость ходили провожатые солдаты. Спереди и сзади идут солдаты, а в середине едет народ.

   Дело было летом. Собрались на зорьке обозы за крепость, вышли провожатые солдаты и тронулись по дороге. Жилин ехал верхом, и телега его с вещами шла в обозе.


Грамматические задания к тексту

1. Выпишите пять словосочетаний из отрывка текста, укажите главное и зависимое слово:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпишите из текста три слова, подберите к ним подходящие синонимы и антонимы (по 2):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Употребите выделенные слова, в переносном значении, запиши:

__________________________________________________________________














   Ехать было двадцать пять вёрст. Обоз шёл тихо: то солдаты остановятся, то в обозе колесо у кого соскочит или лошадь станет, и все стоят дожидаются.

   Солнце уже и за полдни перешло, а обоз только половину дороги прошёл. Пыль, жара, солнце так и печёт, и укрыться негде. Голая степь: ни деревца, ни кустика по дороге.

   Выехал Жилин вперёд, остановился и ждёт, пока подойдёт к нему обоз. Слышит, сзади на рожке заиграли - опять стоять. Жилин и подумал: «А не уехать ли одному, без солдат? Лошадь подо мной добрая, если и нападусь на татар - ускачу. Или не ездить?..» Остановился, раздумывает. И подъезжает к нему на лошади другой офицер Костылин, с ружьём, и говорит:

   - Поедем, Жилин, одни. Мочи нет, есть хочется, да и жара. На мне рубаху хоть выжми. - А Костылин - мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт. Подумал Жилин и говорит:

   - А ружьё заряжено?

   - Заряжено.

   - Ну, так поедем. Только уговор - не разъезжаться.

   И поехали они вперёд по дороге. Едут степью, разговаривают да поглядывают по сторонам. Кругом далеко видно.

   Только кончилась степь, вошла дорога промеж двух гор в ущелье. Жилин и говорит:

   - Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из горы, и не увидишь.

   А Костылин говорит:

   - Что смотреть? Поедем вперёд.


 Грамматические задания к тексту

1. Выпишите пять словосочетаний из отрывка текста, укажите главное и зависимое слово:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпишите из текста три слова, подберите к ним подходящие синонимы и антонимы (по 2):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Употребите выделенные слова, в переносном значении, запиши:

__________________________________________________________________








Жилин не послушал его.

   - Нет, - говорит, - ты подожди внизу, а я только взгляну.

   И пустил лошадь налево, на гору. Лошадь под Жилиным была охотницкая (он за неё сто рублей заплатил в табуне жеребёнком и сам выездил); как на крыльях, взнесла его на кручь. Только выскакал - глядь, а перед самым им, на десятину[2] места, стоят татары верхами. Человек тридцать. Он увидал, стал назад поворачивать; и татары его увидали, пустились к нему, сами на скаку выхватывают ружья из чехлов. Припустил Жилин под кручь во все лошадиные ноги, кричит Костылину:

   - Вынимай ружьё! - а сам думает на лошадь на свою: «Матушка, вынеси, не зацепись ногой; спотыкнёшься - пропал. Доберусь до ружья, я и сам не дамся».

   А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит.

   Жилин видит - дело плохо. Ружьё уехало, с одной шашкой ничего не сделаешь. Пустил он лошадь назад, к солдатам - думал уйти. Видит - ему наперерез катят шестеро. Под ним лошадь добрая, а под теми ещё добрее, да и наперерез скачут. Стал он окорачивать, хотел назад поворотить, да уж разнеслась лошадь - не удержит, прямо на них летит. Видит - близится к нему с красной бородой татарин на сером коне. Визжит, зубы оскалил, ружьё наготове.

   «Ну, - думает Жилин, - знаю вас, чертей: если живого возьмут, посадят в яму, будут плетью пороть. Не дамся же живой...»

   А Жилин хоть не велик ростом, а удал был. Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».

   На лошадь места не доскакал Жилин - выстрелили по нём сзади из ружей и попали в лошадь. Ударилась лошадь оземь со всего маху - навалилась Жилину на ногу.


Грамматические задания к тексту

1. Выпишите пять словосочетаний из отрывка текста, укажите главное и зависимое слово:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпишите из текста три слова, подберите к ним подходящие синонимы и антонимы (по 2):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Употребите выделенные слова, в переносном значении, запиши:

__________________________________________________________________





   Хотел он подняться, а уж на нём два татарина вонючие сидят, крутят ему назад руки. Рванулся он, скинул с себя татар, да ещё соскакали с коней трое на него, начали бить прикладами по голове. Помутилось у него в глазах, и зашатался. Схватили его татары, сняли с сёдел подпруги запасные, закрутили ему руки за спину, завязали татарским узлом, поволокли к седлу. Шапку с него сбили, сапоги стащили, всё обшарили - деньги, часы вынули, платье всё изорвали. Оглянулся Жилин на свою лошадь. Она, сердечная, как упала на бок, так и лежит, только бьётся ногами - до земли не достаёт; в голове дыра, а из дыры так и свищет кровь чёрная - на аршин кругом пыль смочила. Один татарин подошёл к лошади, стал седло снимать, - она всё бьётся; он вынул кинжал, прорезал ей глотку. Засвистело из горла, трепенулась - и пар вон.

   Сняли татары седло, сбрую. Сел татарин с красной бородой на лошадь, а другие подсадили Жилина к нему на седло, а чтобы не упал, притянули его ремнём за пояс к татарину и повезли в горы.


Грамматические задания к тексту

1. Выпишите пять словосочетаний из отрывка текста, укажите главное и зависимое слово:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпишите из текста три слова, подберите к ним подходящие синонимы и антонимы (по 2):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Употребите выделенные слова, в переносном значении, запиши:

__________________________________________________________________


















   Сидит Жилин за татарином, покачивается, тычется лицом в вонючую татарскую спину. Только и видит перед собой здоровенную татарскую спину, да шею жилистую, да бритый затылок из-под шапки синеется. Голова у Жилина разбита, кровь запеклась над глазами. И нельзя ему ни поправиться на лошади, ни кровь обтереть. Руки так закручены, что в ключице ломит.

   Ехали они долго на гору, переехали вброд реку, выехали на дорогу и поехали лощиной.

   Хотел Жилин примечать дорогу, куда его везут, да глаза замазаны кровью, а повернуться нельзя.

   Стало смеркаться: переехали ещё речку, стали подниматься по каменной горе, запахло дымом, забрехали собаки. Приехали в аул[3]. Послезли с лошадей татары, собрались ребята татарские, окружили Жилина, пищат, радуются, стали камнями пулять в него.

   Татарин отогнал ребят, снял Жилина с лошади и кликнул работника. Пришёл ногаец[4], скуластый, в одной рубахе. Рубаха оборванная, вся грудь голая. Приказал что-то ему татарин. Принёс работник колодку: два чурбака дубовых на железные кольца насажены, и в одном кольце пробойчик и замок.

   Развязали Жилину руки, надели колодку и повели в сарай; толкнули его туда и заперли дверь. Жилин упал на навоз. Полежал, ощупал в темноте, где помягче, и лёг.


Грамматические задания к тексту

1. Выпишите пять словосочетаний из отрывка текста, укажите главное и зависимое слово:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Выпишите из текста три слова, подберите к ним подходящие синонимы и антонимы (по 2):

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Употребите выделенные слова, в переносном значении, запиши:

__________________________________________________________________
























































































27.01

Л.Н.Толстой Кавказский пленник

Цель:

1. Побуждение

2. работа в парах

Задание восстанови последовательность событий

3. (Г) Создание газеты

1 группа -«Пересказчики»

1 абзац ____________________________________________

Ключевые слова:_________________________________________________

2 абзац_____________________________________________

Ключевые слова:__________________________________________________

3 абзац _____________________________________________

Ключевые слова:__________________________________________________

4 абзац _____________________________________________

Ключевые слова:__________________________________________________

Рефлексия


2 группа - «Исследователи»

 Аул - татарская деревня;

Ногаец - представитель народности тюркской языковой группы, живущей на Северном Кавказе;

Сакля - жилище кавказских горцев;

Бешмет - стёганый полукафтан у татар, кавказских народов;

Черкеска - узкий длинный кафтан, затянутый в талии, без ворота и с клинообразным воротом на груди (у кавказских горцев и казаков);

"Айда!" - "Идём!"

Войлок - плотный толстый материал из валяной шерсти;

Галунчиком обшит, галун - нашивка из золотой или серебряной мишурной тесьмы на одежде;

Буза - татарское пиво;

Сафьянные башмачки - из мягкой козьей или овечьей кожи специальной выделки, окрашенные в яркий цвет;

Чалма - головной убор у мусльман;

"Урус" - русский

Джигит - молодой человек; молодец, удалец;

Мечеть - молитвенный до у мусульман, "церковь ихняя";

Шептала - сушеные абрикосы и персики с косточками;

Мекка - священное место паломничества мусульман;

Хаджи - тот, кто побывал в Мекке, почётный человек;

Алла! - обращение к Богу;

Мулла - служитель культа у мусульман.

Имена: Кази-Мугамед, Абдул-Мурат




Рефлексия

- Я научился (-лась)______________________________________

- У меня получилось _____________________________________

- Но трудно было ________________________________________

3 группа - Группа «Составители» 

- составляют вопросы к тексту 
4 группа - Группа « Художники» 
- иллюстрации к рассказу 

- комментируют рисунки 




Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Осенний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее