«Зимний фестиваль знаний 2025»

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"

Презентация к уроку литературы в 5 классе "Л.Н.Толстой "Кавказский пленник"

Олимпиады: Русская литература 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Скачано с сайта www.uroki.net

Скачано с сайта www.uroki.net

Тема Идея Композиция рассказа Почему это быль? Язык рассказа Смысл названия рассказа Нравственные проблемы рассказа

Тема

Идея

Композиция рассказа

Почему это быль?

Язык рассказа

Смысл названия рассказа

Нравственные проблемы рассказа

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

Быль – повествование о правдивой жизненной истории, рассказ о том, что было в действительности.

уважение обращается за помощью любит не тревожит любовь, забота доброта не принимает Мать Дина Мать забота Костылин Жилин помощь Татары

уважение

обращается

за помощью

любит

не тревожит

любовь, забота

доброта

не принимает

Мать

Дина

Мать

забота

Костылин

Жилин

помощь

Татары

Кавказский пленник

Кавказский пленник

  • Глава I Пленение
  • Глава II Письма о выкупе
  • Глава III - IV Жизнь в плену
  • Глава V Попытка побега
  • Глава VI Побег
Сравнительная характеристика Жилина и Костылина Ж ИЛИН К ОСТЫЛИН  слабый человек, на себя  не надеется;  добрый (думает о матери);  надеется на себя;  способен на предательство;  деятельный человек;  раскис, упал духом;  сумел прижиться в ауле;  не принимает других людей.  работящий, не может сидеть без дела;  всем помогает, даже своим врагам;  великодушный, простил Костылина. Д ИНА ТАТАРЫ  работящие;  добрая, стремится помогать людям;  способны понять и  оценить хорошего человека

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Ж ИЛИН

К ОСТЫЛИН

  • слабый человек, на себя

не надеется;

  • добрый (думает о матери);
  • надеется на себя;
  • способен на предательство;
  • деятельный человек;
  • раскис, упал духом;
  • сумел прижиться в ауле;
  • не принимает других людей.
  • работящий, не может сидеть без дела;
  • всем помогает, даже своим врагам;
  • великодушный, простил Костылина.

Д ИНА

ТАТАРЫ

  • работящие;
  • добрая, стремится помогать людям;
  • способны понять и

оценить хорошего человека

  • способна на самопожертвование.
Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. Этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек. Этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами.

Кроссворд 1. Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая, худенькая, лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая».  (Дина) 2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов».  (Рассказ) 3. Русский писатель, восхищавшийся красотой Кавказа.  (А. С. Пушкин)  4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в произведении».  (Сюжет) 5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошёл в учебник, специально созданный Л. Н. Толстым для крестьянских детей. Как назывался этот учебник?  (Азбука) 6. Какой приём использует Л. Н. Толстой, описывая Жилина и Костылина?  (Антитеза)

Кроссворд

1. Определите героя по описанию «… девочка, тоненькая, худенькая,

лет тринадцати. Глаза чёрные, светлые и лицом красивая».

(Дина)

2. Определите значение термина: «Небольшое повествовательное

произведение, объединённое сюжетом и состоящее из одного или

нескольких эпизодов».

(Рассказ)

3. Русский писатель, восхищавшийся красотой Кавказа.

(А. С. Пушкин)

4. Определите значение термина: «Цепь событий, происходящих в

произведении».

(Сюжет)

5. Рассказ «Кавказский пленник» был написан для детей и вошёл в

учебник, специально созданный Л. Н. Толстым для крестьянских детей.

Как назывался этот учебник?

(Азбука)

6. Какой приём использует Л. Н. Толстой, описывая Жилина и

Костылина?

(Антитеза)

д р п с и а н а ю у а с з ш ж с б е к к т у и а н н а к т а з и т е з а

д

р

п

с

и

а

н

а

ю

у

а

с

з

ш

ж

с

б

е

к

к

т

у

и

а

н

н

а

к

т

а

з

и

т

е

з

а

«На всё добро ответим мы добром, На всю любовь ответим мы любовью».     Н.Рубцов Скачано с сайта www.uroki.net

«На всё добро ответим мы добром,

На всю любовь ответим мы любовью».

Н.Рубцов

Скачано с сайта www.uroki.net

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее