Урок литературы в 5 классе.
Тема : Рассказ Саши Черного «Кавказский пленник».
Технология: РКМЧП. Приемы : «мозговой штурм», «чтение с остановками», «синквейн», «четверостишие о герое».
Оборудование: компьютер, проектор, классная доска.
Ход урока:
На доске написано название рассказа, на экране – изображение портрета писателя.
1. Стадия вызова:
«Кавказский пленник». О чем может идти речь в небольшом рассказе с таким названием?
«Обыгрываем» каждое слово в названии: «кавказский»- действие, возможно, происходит на Кавказе; «пленник» - арестованный, плененный, заключенный, несвободный… Кто?
Мы уже знакомились с рассказом, имеющим такое же название. Кто его автор?
( Л.Н.Толстой)
Давайте вспомним имена персонажей? (Дина, Жилин, Костылин)
А как закончилась история Жилина? ( бежал из плена, продолжил службу). Мы с вами часто повторяем название жанра «рассказ», что для него характерно? ( небольошй объем, малое количество персонажей, один или несколько эпизодов из их жизни).
Тогда о чем, на ваш взгляд, мог написать свой рассказ Саша Черный?
( все предположения детей записываем на доске)
Проверим, насколько верны наши предположения?
2. Стадия осмысления: «чтение с остановками».
1) Учитель читает первый отрывок текста ( от начала до «звездочек»).
О чем идет речь? Мы были правы? Кто же пленник? Когда он появляется? О чем дальше будет рассказывать автор? ( дети предполагают, все их мысли фиксируются на доске).
2) Остановка № 2 ( читаем до страницы 166, до слов « … или через форточку пышку с маком унес»).
Есть ли что-то, подтверждающее наши предположения?
Пока нет!
А почему, на ваш взгляд, грустили девочки? Что могло случиться ? О чем дальше будет идти речь в этом произведении?
Давайте проверим? Читаем дальше?
3) Остановка №3 ( до «звездочек» на странице 168).
Что нового мы узнали? Какие вопросы у нас возникли? Каким будет продолжение?
4) Остановка №4 (до страницы 171): насколько вновь подтвердились наши домыслы? Кто из нас был прав? Что будет дальше?
5) Остановка №5 ( от «звездочек» на странице 171 – до конца рассказа) : насколько предсказуем был финал?
Почему нам было сложно?
3. Стадия рефлексии.
Мы не ожидали, что под таким серьезным названием, знакомом нам со времени изучения классического произведения 19 века ( Толстой «Кавказский пленник»), скрывается такая история. Именно поэтому рассказ Саши Черного находится в разделе «Писатели улыбаются» нашего учебника.
Выходит, это шутка? Юмористический рассказ. Что это значит? (небольшое произведение, рассказывает об одном случае из жизни героев)
А что такое «юмор»? Над кем и чем шутит автор?
Давайте попробуем охарактеризовать героев рассказа при помощи синквейна.
Напомним друг другу, как строится синквейн?
1 строка – имя существительное (тема)
2 строка – 2 имени прилагательных
3 строка – 3 глагола
4 строка – мысль по теме
5 строка – 1 существительное – синоним к первой строке.
Вместе составим синквейн о рассказе:
Рассказ.
Интересный, необычный
Повествует, интригует, веселит
Это история о том, как герои «проживали» прочитанную ими историю
«Кавказский пленник».
Можно попробовать придумать стихотворение – четверостишие о героях ( имя героя в конце первой строки; 1 и 2 строки рифмуются между собой, 3 и 4 строки- между собой). Возможно, у вас получится сочинить четверостишие?
Ребята сочиняют свои синквейны:
Мишка.
Маленький, послушный
Согласился,сидел, веселился
Он во всем подчинялся девочкам
«Мальчик с пальчик».
Тузик
Верный, беззаботный
Играл, сидел, кушал
Не понимал, чего от него хотят
Щенок
Девочки
Впечатлительные, настойчивые
Прочитали, придумали, увлеклись
Пытались инсценировать прочитанное
Мечтательницы.
Дома вы можете попробовать сочинить четверостишие и составить синквейны по другому рассказу Саши Черного «Игорь- Робинзон», страницы 172 – 178 вашего учебника.
При выходе из класса, наклейте, пожалуйста, «смайлики» с вашей оценкой урока на классную доску: понравилось работать на уроке – «улыбку»; не понравилось – «грустинку»).
Какое четверостишие по рассказу «Кавказский пленник» у нас получилось?
Рассказ прочитали Катюша и Валя.
В «Кавказского пленника» дети играли:
О похищенье письмо написали,
В яме сидели и вечера ждали.
Спасибо всем за работу! Вы все сегодня хорошо потрудились, а теперь, выходя из класса, не забудьте оценить урок. До свидания!