Выпишите из текстов синонимы и антонимы.
Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать.
2. Хорошо, когда хулят и хвалят,
Превозносят или наземь валят,
Хорошо стыдиться и гордиться
И на что-нибудь годиться.
Проверь себя!
Слова умеют плакать и смеяться , Приказывать, молить и заклинать , И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушно холодом дышать.
2. Хорошо, когда хулят и хвалят ,
Превозносят или наземь валят ,
Хорошо стыдиться и гордиться
И на что-нибудь годиться.
- исправьте ошибки, связанные с употреблением паронимов
песочный берег - _____________
злачные растения - ___________
заразный смех - ______________
искусный водоём - ____________
шутливая пьеса - ____________
песочный берег – песчаный
злачные растения - злаковые
заразный смех - заразительный
искусный водоём - искусственный
шутливая пьеса - шуточная
- русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления.
- группы, на которые делится лексика с точки зрения происхождения.
- пути заимствования слов.
Русская лексика с точки зрения её происхождения и употребления
Лексический диктант
- А. Лексика
- Б. Антонимы
- В. Однозначные и многозначные
- Г. Прямое и переносное
- Д. Лексикология
- Е.Омонимы
- Ё. Слово
- Ж. Синонимы
Проверь себя!
1 – Ё
2 – Б
3 – А
4 – Г
5 – В
6 - Е
7 – Б
8 - Ж
«5» – 8 правильных ответов
«4» – 6-7 правильных ответов
«3» – 4-5 правильных ответов
«2» – 3-0 правильных ответа
Формирование русской лексики
Два основных пути формирования лексики:
1) прямой путь, при котором из имеющихся в языке элементов возникают исконно русские слова (каменщик)
2) путь заимствования
Лексика русского языка с точки зрения её происхождения
Исконно русская
Заимствованная
Исконно русская лексика (слова, которые образовались непосредственно в русском языке)
- Общеславянские слова
(сущ. до V-VI вв.)
- Названия лиц по родству (мать)
- Названия занятий, людей по роду деятельности (пастух)
- Названия жилища, одежды, домашней утвари (дом, свеча)
- Названия пищи, продуктов (молоко, каша)
- Названия предметов с/х, растений, животных (берёза)
- Названия предметов и явлений природы (гора)
- Восточнославянские
( древнерусские ) слова (возникли в XI – XIV вв.)
Входят слова, общие для русского, украинского и белорусского языков (дядя, кошка, цветок)
- Собственно русские слова (появились с XIV в. после деления восточных славян на русских, украинцев, белорусов) ребёнок, ласточка, сказка…
Заимствованная лексика (слова, пришедшие в русский язык из других языков)
- Старославянизмы
- Слова из других языков:
(слова, пришедшие из старославянского-древнейшего языка славян) – распространился в после принятия христианства на Руси
* из греческого
* из латинского
* из тюркского
* из скандинавских
(шведского,
норвежского)
* из западноевропейских
(голландского,
немецкого,
французского,
английского,
итальянского,
испанского…)
Слова, вошедшие в русский язык из других языков, называются заимствованными
Немецкий: шайба, фронт, галстук, картофель
Французский: пальто, бульон, пейзаж, букет
Итальянский: карнавал, макароны, квартет
Английский: яхта, спорт, хоккей, матч, троллейбус
Скандинавский: сельдь, акула, якорь, пурга, тундра
Тюркский: деньги, арбуз, базар, шашлык, утюг
Голландский: матрос, флот, флаг, компас, зонтик
Латинский: школа, директор, экзамены, каникулы
Индийский: какао, томат, пума
Лексика с точки зрения происхождения
Старославянизмы
Исконно русские
Г ра д
Г оро д
Зд ра вствуй
Зд оро вый
З ла то
З оло то
Б ре г
Б ере г
Ла дья
Ло дка
Ра стение
Ро ст
Во жд ь
Во ж ак
Хо жд ение
Хо ж у
Осве щ ение
Све ч а
Е диный
О дин
Е сень
О сень
А гнец
Я гненок
Признаки старославянизмов
Фонетические:
Словообразовательные:
- Приставки воз-, из-, низ- пре-, пред-, чрез-
- -ра- / г ра д (г оро д)
- -ла-/ в ла сть (в оло сть)
- -ре-/ б ре мя (б ер емя)
- Начальное: ра-/ла-/
- -жд/
- -щ/
- Начальные а-, е-, ю – в начале слова
- Суффиксы -ени-, -енств-, -еств, -знь, -изн-, -ни(е), -тель, -ч(ий), -ын(я) (единение, жизнь, кормчий)
-айш-, -ейш-, -ащ-, -ющ, -ущ-, им-, -ом-, -енн-
(добрейший, ведомый)
- Части сложных слов: зло-благо-, бого-, велико-, грехо-
- ( богобоязненный)
*Работа в парах!
Распределите в два столбца
(старославянизмы и исконно русские) слова:
Заглавный, прибрежный, молочный, равенство, бремя, подросток, осрамиться, порох, здравствуй, беремя, растение, сохранять локоть, пересекать, услаждать, работа, сторожить, лодочник, заполонить, здоровье, дражайший, прах, схоронить, пресекать, стражник, дорогой
Проверим!
Исконно русские
М оло чный, под ро сток, п оро х, б ере мя,
ло коть, п ере секать, ло дочник, зап оло нить, зд оро вье, сх оро нить, ст ра жник, д оро гой .
Старославянизмы
Заг ла вный, приб ре жный, ра венство, б ре мя,
ос ра миться, зд ра вствуй,
ра стение, сох ра нять усла жд ать, ра бота, ст оро жить, д ра жайший, п ра х, п ре секать .
- поясните, почему данные словосочетания являются тавтологией
- памятный сувенир
- перспектива на будущее
- коллега по профессии
- впервые дебютировать
- ностальгия по Родине
- сегодняшний день
- юный вундеркинд
- реальная действительность
- народный фольклор
Выпишите иноязычные слова из текста, дайте им толкование.
Дождь прошел по авеню. Он играл свои гаммы, а люди забегали в вестибюли, в дома, закрывали жалюзи. Вот раздался последний аккорд, и колорит земли стал постепенно меняться.
Тест по теме
"Лексика с точки зрения её происхождения и употребления"
1. Какие слова входят в состав исконно русской лексики:
а) общеславянские, восточнославянские, собственно русские
б) старославянские, собственно русские, восточнославянские
в) западноевропейские, старославянские, общеславянские
2.Выберите ответ, в котором представлены группы лексики с точки зрения происхождения слов:
а) Высокая и низкая лексика
б)Заимствования, старославянизмы
в)Синонимы, антонимы, омонимы
3. Устаревшему слову полон соответствует современное плен. Какой исторический процесс связан с этими словами?
а) старославянское слово было вытеснено русским;
б) исконно русское слово было вытеснено старославянским.
4. Поберите русский синоним к заимствованному слову паж:
а)конюх в)мальчик-слуга
б)дядька г)дворник
Проверь себя!
Ответы:
1 - А
2 - Б
3 - Б
4 - В
1.Что нового узнали на уроке?
2. Используете ли вы иностранные слова в своей речи?
3. Употребляете ли Вы иностранные слова, не зная их значения?
4. Стараетесь ли Вы больше узнать иностранных слов?
5. Какое из заимствованных слов Вы употребляете чаще:
6.А как вы можете применить эти знания в жизни?
Домашняя работа
Работа со словарём:
определить происхождение и лексическое значение слов ( кабинет, вариант, аргумент, абзац, блокнот, реклама, факсимиле )
Объясните данные слова, заимствованные из английского, французского, латинского языков, запишите с ними словосочетания.
Аннотация, десерт, резюме, маскарад, жюри, пари.
1. Аннотация - от лат. annotatio «замечание». Краткое содержание книги, рукописи, монографии, статьи..
2. Десерт – (от фр. dessert) — завершающее блюдо стола, предназначенное для получения приятных вкусовых ощущений в конце обеда или ужина, обычно — сладкие деликатесы (не фрукты).
3. Резюме - (фр. renommée) — закрепившееся определённое мнение о человеке или группе людей.
4. Маскарад – (франц. Mascarade ) пр азднество, бал, на которые приходят в масках и особых костюмах.
5. Жюри - (англ. и фр. jury, от лат. juro — присягаю) группа специалистов, назначенных или избранных для присуждения премий и наград на конкурсах, выставках…
6. Пари - (фр. pari) — спор