Урок – КВН в 7 классе по теме «Служебные части речи».
Цели.
Привлечь к подготовке и участию в КВН всех учащихся класса.
Развивать интерес к изучению русского языка.
Учить ребят работать в команде.
Основные этапы игры
I. Представление команд. Заранее класс делится на группы под следующими названиями: “Предлоги”, “Союзы”, “Частицы”. Каждая команда представляет свою часть речи. Заранее дается задание придумать рекламу своей части речи.
II. Конкурсные задания: “Угадай слово”, “Задай вопрос”, “Конкурс капитанов”, “Такие непростые частицы НЕ- и НИ-”, «Словарные слова», «Коварные предлоги».
Ход урока
Под позывные телепередачи «КВН» входят команды: “Предлоги”, “Союзы”, “Частицы”
Ведущий: «Добрый день всем, кто пришёл в “Клуб весёлых и находчивых”. Сегодня мы в игровой форме подведём итог изучения темы “Служебные части речи” и попробуем ещё раз сказать, что служебные части речи не просто скучные и порой сложные для написания слова, но ещё и очень полезные слова для человеческого общения.
I конкурс “Приветствие”. В этом конкурсе ребята должны представить свою часть речи: доказать её важность в виде кластера. Защита кластера
II Конкурс «Угадай слово»
Задание для команды № 1. Угадайте слово! 1.Возьмите приставку ПЕРЕД- с неполногласным сочетанием. 2.Добавьте корень существительного ЛОГОВО. Дайте определение этому слову. |
Задание для команды № 2. Угадайте слово! Возьмите предлог-антоним предлога – на (на урок). Добавьте окончание имени прилагательного женского рода единственного числа в творительном падеже. Присоедините парный согласный звука С. Дайте определение этому слову. |
Задание для команды № 3. Угадайте слово! Возьмите мягкий шипящий согласный звук. Добавьте окончание существительного 1 склонения в именительном падеже. Добавьте корень числительного СТО. Добавьте суффикс слова курица. Окончание у этого слова такое же, как у существительного улица. Дайте определение этому слову. |
Ведущий. При оценке этого конкурса жюри учитывает и быстроту ответа, и правильность определения.
III Конкурс «Задай вопрос».
IV конкурс. Конкурс капитанов.
Ведущий. Приглашаются капитаны команд. Вопрос задаётся всем капитанам, кто первый поднимает руку, тот и дает ответ. Если ответ будет неполным, то другие имеют право ответить, дополнить. Жюри оценивает количество и качество ответов.
1 вопрос. Какое отношение между словами выражает предлог в словосочетании “столкнуться вследствие невнимательности” (причина).
2 вопрос. Переделать предложение так, чтобы оно стало антонимичным предлагаемому: “Я поехал в Крым” (Я вернулся из Крыма).
3 вопрос. С каким падежом употребляется предлог “над” (с творительным).
4 вопрос. С каким падежом употребляется предлог «благодаря»? (С дательным).
5 вопрос. На какие 2 разряда делятся союзы? (сочинительные и подчинительные).
7 вопрос. Какое значение у частицы НИ (усилительное).
Задание № 5.
“Такие непростые частицы НЕ- и НИ-”. На месте пропусков вставить подходящие по смыслу частицы не или ни. (Предложения далее показаны без изменений).
Вставьте вместо точек НЕ или НИ. 1. Отец ……….раз говорил мне о своём желании поехать в горы. 2. Кругом нет …….. деревца. 3. Я ……… разу …….. был в горах. 4. Кто ……. читал эту книгу, всем она нравилась. 5. Я ……. слышал ……. звука. 6 Что бы вы ……… делали, делайте добросовестно. |
Задание №6. Словарная работа.
Команды должны записать словарные слова (участники записывают слова под диктовку по очереди (по цепочке), жюри проверяет и оценивает).
далеко не весело |
вовсе не страшно |
не зная ничего |
во что бы то ни стало |
бывал не раз |
я не один |
ни разу не сказал |
ни один не опоздал |
как ни в чём не бывало |
ни жив ни мёртв |
далеко не случайный ответ |
Задание №7. «Такие коварные предлоги». Коллективно (командой) раскрыть скобки.
Раскройте скобки. Что (бы) узнать родной край, мы отправились в сплав по реке Ай. (В) течени(е, и) двух дней мы любовались природой. (В) течении (и, е) реки есть отмели и водовороты. Повара советовались (на) счёт обеда. Девочки говорили (в) роде о книге. (В) отличи (и, е) от них мальчиков интересовала рыбалка. (В) продолжени (е, и) всего сплава н (е, и) кто (не) скучал. (В) заключени (е, и) похода мы устроили на берегу костёр. (В) целях безопасности мы окопали костровище. (В) последстви(и, е) мы часто вспоминали этот поход. |