Тема: «Коммунальные платежи»
Цель:
Научить оплачивать коммунальные платежи.
Задачи:
Образовательные:
Закрепить знания о составляющих семейного бюджета, дать знания о домашней экономике, правилах оплаты коммунальных услуг.
Формировать умения снимать показания электрического, газового, водяного счетчиков и заполнения квитанций на оплату этих видов услуг.
Воспитательные:
Воспитывать сознательное отношение к финансовым расходам и бережливость.
Формировать социальную активность и самостоятельность.
Практическая подготовка воспитанников к жизни в социуме.
Развивающие:
Развивать мышление, память, внимание, речь.
Формировать экономическое мышление.
План урока.
Этапы | Деятельность педагога | Индивидуально- дифференцированная работа | ||||||
Организационный момент. Побуждает школьников к организации рабочего места. Создаёт комфортную обстановку. | Приветствие учащихся "Загадки-складки и загадки-обманки" - Знают все ребята в мире: дважды два - всегда: (четыре) - Чем украсим мы тетрадь? Ну конечно, цифрой: (пять) - Знайте, шестерка у нас акробатка: вниз головой это будет: (девятка) - Варит отлично твоя голова: пять плюс один получается: (не два, а шесть) - Пакет молока на весах если взвесить, то стрелка весов вам укажет на: (один) - Говорил учитель Ире, что два больше, чем: (не четыре, а один или ноль) - Отличник тетрадкой своею гордится: внизу, под контрольной, стоит: (пять) - На уроках будешь спать - за ответ получишь: (не пять, а два) Ну, я думаю, что на уроке вам спать не придется и вы все получите хорошие оценки | Проверяют готовность своего рабочего места к року, настраиваются на успешную работу в процессе работы | ||||||
Актуализация опорных знаний. Подготовка учащихся к основному этапу урока. Включение мыслительного процесса. | - Что такое бюджет семьи? (это все доходы и расходы семьи) - Из чего складываются доходы? (зарплата, пенсия, стипендия, пособия, проценты от вкладов, сдача жилья) - О доходах мы много говорили, а на что в семье расходуют деньги? (на питание, на обучение, на отдых, на приобретение одежды и мебели, на культурно-бытовые услуги: посещение кино, музеев, театра) - расходы на оплату коммунальных платежей. |
Учащиеся отвечают на вопросы.
| ||||||
Объявление темы и плана урока Обеспечение мотивации и принятие учащимися цели урока, побуждение к деятельности | Тема «Коммунальные платежи» 1. Что такое коммунальные услуги и платежи. 2. Снятие показаний со счётчиков, расчёт оплаты. 3. Места оплаты коммунальных услуг. 5. Практическая работа «Заполнение квитанций». 6. Способы экономии электроэнергии, воды, тепла.
| Обсуждают и формулируют тему и цели урока с направляющей помощью учителя | ||||||
Объяснение нового материала. Создание условий для изучения нового материала. | - С водой, электричеством, теплом мы сталкиваемся ежедневно, ежечасно, даже порой, не замечая этого: когда открываем кран, чтобы помыть руки, включаем свет, чтобы было светло, - мы начинаем потреблять коммунальные услуги. Но за все коммунальные услуги нужно платить. Плату за коммунальные услуги называют коммунальными платежами. - А о каком виде коммунальных услуг сейчас пойдёт речь, вы узнаете, отгадав загадку: К дальним сёлам, городам Что идёт по проводам? Светлое величество! Это … ? (электричество) - отгадайте ещё одну загадку: Очень строгий контролёр Со стены глядит в упор, Смотрит, не моргая. Стоит только свет зажечь Иль включить в розетку печь- Всё на ус мотает. (электросчётчик) - Вот рисунки электросчётчиков, а также вы могли увидеть их дома. Электроэнергия измеряется в кВт в час. - Чтобы снять показания с электросчётчика, надо списать цифры вот из этого окошечка (показать). - Для того чтобы посчитать, сколько нужно заплатить за свет, нужно знать последнее показание счётчика в прошлом месяце и знать сколько стоит 1 кВт электроэнергии. - Кто знает, какова сейчас цена тарифа на свет? (2р. 50 к.) - А теперь мы научимся рассчитывать плату за израсходованную электроэнергию. Оплата электроэнергии производится согласно показанию электросчётчика. - Показания электросчётчика на сегодняшний день 3200 кВт, а последнее показание в прошлом месяце было 3100 кВт. Сколько денег нужно заплатить за электроэнергию в этом месяце, если цена за 1 кВт составляет 2 рубля 50 копеек? - Как узнать, сколько электроэнергии потребили в течение месяца? (из текущего показания счётчика вычесть предыдущее) 3200– 3100 = 100(кВт·ч) – расход электроэнергии за месяц. - Сколько же денег будут стоить 100кВт ·ч электроэнергии? Как мы можем это узнать? (умножением стоимости одного кВт·ч на количество израсходованной электроэнергии) -Помимо приборов учета электроэнергии есть и другие приборы учета. (Газовые и водяные счётчики). - Стоимость платежей за газ и воду рассчитывается аналогично платежу за электроэнергию. Газ и вода измеряются в кубических метрах. - Давайте рассчитаем плату за газ. 1 куб. метр газа стоит сейчас – 6 руб., текущее показание 10120 кубометров, а предыдущее 10100 кубометров. - Сколько кубометров израсходовали? (20) - Сколько должны заплатить за месяц? (120 р.) - И теперь рассчитаем плату за воду. Кто знает, сколько стоит 1 кубометр холодной воды? (15 руб.) - Текущее показание на счётчике 250, предыдущее – 240, сколько кубометров воды израсходовали? (10) - Сколько должны заплатить за месяц? (150 р.) - А знаете ли вы, что 1 кубометр горячей воды стоит в 6 раз дороже, чем 1 кубометр холодной воды? ( Потому что на её нагревание затрачивается электроэнергия, а за неё тоже надо платить) |
Ученики знакомятся с видами счётчиков, учатся снимать с них показания, учатся заполнять квитанции, используя образцы и слайды мультимедийной презентации. | ||||||
Физминутка | При прослушивании стихотворения, если речь идёт о денежной единице из металла учащиеся поднимают правую руку; если из бумаги, то левую, если из бумаги и из металла, то топают. Когда иду по улице под ноги не смотрю, А жаль, ведь можно встретить там монеты по рублю. А вот и сто рублей лежат, и пять копеек рядом. Но даже десяти, пяти рублям мы будем очень рады.
| Выполняют | ||||||
Практическая работа. Создание условий для выполнения заданий с применением полученных знаний и умений. | А теперь, вы самостоятельно поучитесь рассчитывать плату за свет, воду и газ) Самостоятельная работа по карточкам. Места и правила оплаты коммунальных услуг. - Ребята, а где можно произвести оплату за коммунальные платежи? - Посмотрите на экран. Из предложенных учреждений исключите лишнее (Аптека, банк, почта, поликлиника, касса ЖЭУ). - Сейчас появилась новая форма оплаты услуг: через специальные устройства – платёжные терминалы, которыми вы многие уже умеете пользоваться. - Для того чтобы это сделать, достаточно выбрать на клавиатуре терминала вид оплаты и поднести штрих-код, напечатанный на квитанции к специальному окошку (показать где штрих-код находится) и сделать это можно не только наличными деньгами, но и банковской картой. Как вы думаете, как часто нужно платить за коммунальные платежи? Новая акция в Барнауле: оплаченную квитанцию за свет можно обменять на сто рублей Барнаульцы, не оплатившие квитанции за свет, не смогут выезжать за границу. - А надо ли экономить свет, газ, воду? - Назовите способы экономии электроэнергии, воды. - Итак, если хотите получить лишние деньги, то надо экономить! Экономия – это когда бережёшь деньги, время, силы, любые другие ресурсы, когда бережно их используешь, стараешься уменьшить расход. - Объясните значение пословицы и поговорки об экономии.
Платёжные квитанции. - Мы уже знаем, что оплата за электроэнергию, воду и газ производится согласно показаниям счётчика и вносится ежемесячно. А чтобы произвести оплату нужно заполнить платёжную квитанцию. Вот этому мы сейчас и научимся. Все поля платёжной квитанции должны быть заполнены полностью и разборчиво, в противном случае платёж может быть разнесён неверно. - Сейчас мы с вами заполним квитанцию по образцу. |
Ученики самостоятельно выполняют задания, записывая сведения в таблицу. Объясняют выполнение заданий, проговаривая этапы. Осуществляют самопроверку | ||||||
Итоги урока. Рефлексия. Сделать выводы по уроку. Создать условия для рефлексии собственной деятельности. | - Наш урок походит к концу, и сейчас для того, чтобы подвести итоги, я предлагаю вам заполнить квитанцию-тест: Квитанция выдана: Фамилия____________________________________ Имя_________________________________________ Отчество_____________________________________ Я научился (ась):
- Итак, что же у нас получилось? - Спасибо всем за внимание, на этом наш урок закончен. | Учащиеся отвечают на вопросы, заполняют «тестовые квитанции». Определяют уровень собственных достижений. |
Слабые
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 2, 50 р.
предыдущее | 5600 | 2100 |
|
последующее | 5700 | 2300 | |
Оплата за месяц |
|
|
Заполните таблицу, если оплата за газ составляет 6 р.
предыдущее | 10100 | 12300 |
|
последующее | 11100 | 12400 | |
Оплата за месяц |
|
|
Заполнить таблицу, если оплата за холодную воду составляет 15 руб. за куб. метр
предыдущее | 240 | 250 |
|
|
последующее | 250 | 260 | ||
Оплата за месяц |
|
|
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 2, 50 р.
предыдущее | 5600 | 2100 |
|
последующее | 5700 | 2300 | |
Оплата за месяц |
|
|
Заполните таблицу, если оплата за газ составляет 6 р.
предыдущее | 10100 | 12300 |
|
последующее | 11100 | 12400 | |
Оплата за месяц |
|
|
Заполнить таблицу, если оплата за холодную воду составляет 15 руб. за куб. метр
предыдущее | 240 | 250 |
|
|
последующее | 250 | 260 | ||
Оплата за месяц |
|
|
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 2, 50 р.
предыдущее | 5630 | 2100 |
|
последующее | 5720 | 2300 | |
Оплата за месяц |
|
|
Заполните таблицу, если оплата за газ составляет 6 р.
предыдущее | 10100 | 12300 |
|
последующее | 11100 | 12450 | |
Оплата за месяц |
|
|
Заполнить таблицу, если оплата за холодную воду составляет 15 руб. за куб. метр
предыдущее | 240 | 250 |
|
|
последующее | 250 | 265 | ||
Оплата за месяц |
|
|
Заполни таблицу, если плата за 1кВт·ч – 2, 50 р.
предыдущее | 5630 | 2100 |
|
последующее | 5720 | 2300 | |
Оплата за месяц |
|
|
Заполните таблицу, если оплата за газ составляет 6 р.
предыдущее | 10100 | 12300 |
|
последующее | 11100 | 12450 | |
Оплата за месяц |
|
|
Заполнить таблицу, если оплата за холодную воду составляет 15 руб. за куб. метр
предыдущее | 240 | 250 |
|
|
последующее | 250 | 265 | ||
Оплата за месяц |
|
|
КОРОВА И ВОЛК
Де-воч-ка пас-ла о-ко-ло ов-ра-га ко-ро-ву с те-лен-ком. Вдруг из ов-ра-га вы-ско-чил волк. Он хо-тел схва-тить те-лен-ка. Но ко-ро-ва не да-ла те-лен-ка. О-на при-жа-ла те-лен-ка и де-воч-ку к де-ре-ву. Ко-ро-ва под-ста-ви-ла вол-ку ро-га и гром-ко за-мы-ча-ла. Не-да-ле-ко лю-ди ко-си-ли тра-ву. О-ни ус-лы-ха-ли ко-ро-ву, при-бе-жа-ли и про-гна-ли вол-ка.
ЗВЕРИ В ЛЕСУ
В ле-су жи-вут раз-ные зве-ри: волк, мед-ведь, ли-са, за-яц, бел-ка. Мед-ведь ест мя-со и я-го-ды. Он лю-бит и мёд. Зи-мой он спит в бер-ло-ге. Волк ест мя-со. Он тас-ка-ет те-лят и о-вец. В ле-су он ло-вит зай-цев и дру-гих зве-рей.
Ли-са о-чень хит-ра-я. О-на ло-вит зай-цев и тас-ка-ет кур. Бел-ка жи-вёт на де-ре-ве в дуп-ле. О-на гры-зёт о-ре-хи.
Заяц - сла-бый зве-рёк. Е-го спа-са-ют но-ги и слух. Зи-мой за-яц гло-жет ко-ру де-ревь-ев.