«Как слово наше отзовется…»
Эпиграфы к уроку:
Заговори, чтоб я тебя увидел.
Сократ
Речь – удивительно сильное средство,
но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им.
Гегель
Класс: 11
Цель урока: актуализация и систематизация знаний, получение нового знания по теме урока.
Задачи:
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к слову, к человеку; стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе; стремление понимать красоту родного языка.
Образовательные: познакомить учащихся с понятием «языковой паспорт», с признаками правильной речи говорящего и слушающего, формировать умения формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора, излагать свою точку зрения.
Развивающие: развивать личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД: культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, способность к самоанализу.
Тип урока: урок развития речи.
Технология: технология развития критического мышления.
Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский
Форма организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.
Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), выступление , слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста.
Планируемые результаты урока:
– обучающиеся совершенствуют навыки в определении проблемы текста, позиции автора, подборе и оформлении комментария, аргументов; в оценке языкового паспорта говорящего;
– формируют комплекс речевых умений; аналитическое мышление, способность к самоанализу.
Оформление. Портреты И. С. Тургенева, Д. С. Лихачева, Ф. И. Тютчева,
В. А. Сухомлинского
I этап «Вызов»
1) Русский язык.
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!
И.С.Тургенев июнь, 1882.
- Как вы думаете, насколько современно стихотворение И. С. Тургенева?
- Какие ассоциации вызывает у вас понятие «языковой паспорт говорящего»?
- Сочетание это появилось недавно, в 80-х гг. XX века. Почему? Какой смысл заключён в нём?
2) Прием « Корзина идей». После обсуждения делается вывод:
Языковой паспорт человека – это то впечатление, которое человек создаёт о себе своей речью.
3) Как вы думаете, что можно определить по речи человека? (Прием « Ручка на столе»).
Возможны ответы:
- По речи человека можно определить все: его пол, возраст, профессию, место рождения, место жительства, национальность, степень образованности, а главное – уровень воспитанности, культуры.
- Региональные особенности произношения дают представление о том, где человек родился или где прошла его большая часть жизни. По профессиональным словам и оборотам можно приблизительно определить профессию человека.
- Учёные установили, что по голосу можно даже узнать приблизительно рост человека, полный он или худой. В милиции есть специальная служба, которая составляет по голосам телефонных хулиганов и террористов их предположительный портрет, на котором во многом основан успех их поимки. Сейчас имеются компьютерные программы – анализаторы голоса, позволяющие определить по голосу рост, вес, возраст, телосложение и даже овал лица человека, который звонит по телефону.
- Речевое поведение - «визитная карточка человека в обществе».
- Свой языковой паспорт человек предъявляет всем окружающим, как только «откроет рот» - отсюда огромная важность благоприятного языкового паспорта человека. Если мы соблюдаем правила речевого этикета и культуры речи – наш языковой паспорт благоприятный, мы производим положительное впечатление на людей, с нами хотят общаться, готовы помочь, выполнить просьбу.
- Работа над «полировкой» своего языкового паспорта – трудная задача, но каждый должен помнить о её важности и работать над своим языковым паспортом, придавая ему положительные черты, следить за культурой речи, дикцией, соблюдать нормы общения и требования речевого этикета.
II этап « Осмысление».
1) Составление правил говорящего с привлечением высказываний о речи
( прием « Двухчастный дневник»).
«Много говорить и много сказать не есть одно и то же». Софокл «Не говори прописные истины» “Люди не любят того, чего не знают”. | Правила говорящего I. Осторожно обращайтесь со словом. II. Хорошо продумывайте свою речь. III. Не искажай действительности в речи! IV. Будьте тактичны в разговоре, следите за интонацией. V. Не говори о том, что всем давно известно! VI. Не будьте многословны! VII. Не повторяй одно и тоже несколько раз. VIII. Оцени своевременность беседы. Правила слушающего I. Выслушайте обращённое к Вам слово! II. Умейте слушать. III. Не принимайте решения, выслушав только одну сторону! IV. Если Вам не ясно, не спешите с выводами.
|
III этап «Рефлексия»
- Необходим ли языковой паспорт говорящего? Актуальна ли эта проблема?
Прием «Незаконченные предложения» :
П – позиция (Я считаю, что…);
О – обоснование (потому что…);
П - пример (Я могу доказать это тем, что…);
С – суждение (Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …) - позволяют старшеклассникам кратко и точно выразить собственную позицию по обсуждаемой проблеме.
4. Практическая часть. Работа с текстом.
I этап «Вызов»
Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель
Приведите примеры, подтверждающие это высказывание.
II этап «Осмысление». Прослушаем текст ( инсценировка).
1) А. Моисеев
НЕЗНАКОМКА
Я увидел её в кино. Шелестящая полутьма зрительного зала смолкла, словно насторожилась, а потом мне показалось, что желтоватые огни в тяжёлых, пыльных люстрах засеребрились и вдруг вспыхнули радостно и торжественно.
«Средь шумного бала, случайно, в тревоге мирской суеты тебя я увидел…», - пронеслось у меня в голове. Серые глаза, тонкие руки – она напоминала незнакомку на картине Крамского. У меня потемнело в глазах. Девушки, боже мой, современные девушки, почему вас упрекают в прозаичности? Ведь вы все так красивы и загадочны… Что же изменилось, что? И мне вдруг захотелось говорить с ней, бродить по спящему изумрудному городу с разноцветными пятнами окон, собирать падающие звёзды. Как она улыбается? Наверное, у неё улыбка Джоконды… Я выучу для неё все лучшие стихи, буду читать ей в лицах трагедии Шекспира…
Она заметила мой взгляд и улыбнулась. Наши глаза встретились. Стало тихо-тихо и как-то хорошо. И вдруг она сказала:
- Ну, чо вылупился?
III этап «Рефлексия»
1. Как можно описать изменение впечатления молодого человека о девушке после её фразы? Какого он был мнения о ней сначала? Почему?
2. Как изменилось впечатление о девушке? Как можно описать его представление о ней? Какая она, по его мнению?
3. Охарактеризуйте языковой паспорт девушки. Какие ошибки в речевом этикете и культуре речи она допустила?
Прием «Незаконченные предложения»
5. Практическая часть (продолжение).
I этап «Вызов»
1) Вашему вниманию предлагается статья Д.С.Лихачёва, великого русского мыслителя XX века. Среди многочисленных работ Дмитрия Сергеевича есть одна особая – «Письма о добром и прекрасном», она составлена в форме писем и адресована молодому поколению. В ней говорится о Родине, патриотизме, о величайших духовных ценностях человечества и окружающего мира.
Одно из писем посвящено очень полезному вопросу: как говорить?
II этап «Осмысление»
1) Письмо двенадцатое «Как говорить?». (Выдержки из письма)
А как расценивать отношение к языку, которым мы говорим? Язык в еще большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе. Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшливым в одежде, - распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищенности человека, о его слабости, а вовсе не о силе. Говорящий стремится грубой шуткой, резкими выражениями, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения. Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они боятся. Это происходит полусознательно. Я уж не говорю о том, что это признак, невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости.
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо, надо. Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
III этап «Рефлексия». Сформулируйте общие требования к речи
( составление кластера).
Речь должна быть:
- понятной - правильной по произношению, ясной и доступной по содержанию;
- выразительной - соответствовать эмоциональному состоянию говорящего;
- уважительной - выражать симпатию, участие, признание достоинств адресата;
- культурной - спокойной, без выкриков, грубостей, оскорбительных и жаргонных слов;
- грамотной - соответствующей всем нормам русского литературного языка.
6. Практическая часть (продолжение).
I этап «Вызов»
1) Нам не дано предугать,
Как наше слово отзовётся,-
И нам сочувствие даётся,
Как нам даётся благодать… (Ф.И.Тютчев)
2) Поразмышляем над строчками поэта и подумаем над многоточием, которым поэт завершил свою мысль, приглашая нас, читателей, в соавторы. Вспомните (опережающее задание) слова, словосочетания , предложения которые ( заполнение таблицы):
запомнились поддержали нанесли обиду
На работу даётся 5-7 минут, после обсуждения каждая группа представляет классу одну работу .
II этап «Осмысление»
1) В. А. Сухомлинский «Слово в словах»
Слово – тончайшее прикосновение к сердцу; оно может стать и нежным, благоуханным цветком, и живой водой, возвращающей веру в добро, и острым ножом, и раскалённым железом, и комьями грязи. Слово оборачивается самыми неожиданными поступками даже тогда, когда его нет, а есть молчание. Там, где необходимо острое, прямое, честное слово, иногда мы видим позорное молчание. Это самый гнусный поступок – предательство. Бывает и наоборот: предательством становится слово, которое должно хранить тайну. Мудрое и доброе слово доставляет радость, глупое и злое, необдуманное и бестактное приносит беду. Словом можно убить и оживить, ранить и излечить, посеять сомнение безнадёжность и одухотворить, рассеять сомнения и повергнуть в уныние, сотворить улыбки и вызвать слёзы, породить веру в человека и заронить неверие, вдохновить на труд и привести в оцепенение силы души. Злое, неудачное, бестактное, попросту глупое слово может оскорбить, огорчить, ошеломить, потрясти человека. Умей сообразить и почувствовать, когда человеку, с которым ты встречаешься, нужно, чтобы ты говорил, а когда ему крайне необходимо, чтобы ты молчал.
2) После прочтения учащиеся заполняют таблицу по данному тексту
( работа в парах).
Слово – друг Слово - враг
1. Слово сравнивается 1. Слово сравнивается
- прикосновение к сердцу слово – острый нож
- нежный цветок раскалённое железо
- живая вода комья грязи
- вера в добро
2.Какое? 2.Какое?
- прямое, честное слово - позорное
- мудрое, доброе слово - глупое, злое, необдуманное
- бестактное
3. Что делает? 3.Что делает?
- может оживить, излечить - может убить ранить
- одухотворить - посеять сомнения и безнадёжность
- сотворить улыбки - вызвать слёзы
- породить веру - заронить неверие
может потрясти - оскорбить, огорчить, ошеломить,
3) Работа в группах. Время работы 6-8 мин.
Выберите любую строчку из текста В.А.Сухомлинского, запишите начало на своём листочке, передайте листок соседу справа. Получите от соседа слева новый листок, прочитайте написанное на нём и продолжите текст, излагая свои мысли. После замыкания круга автор начала каждого текста даёт ему заголовок и добавляет последнее слово – концовку. Озвучивание получившихся текстов.
III этап «Рефлексия».
1) На тютчевский вопрос «Как слово наше отзовётся?» поэт Р.Рождественский ответил шуточным стихотворением «Разговор со случайным знакомым»
-Смотри, как дышит эта ночь,
Звезда, уставшая светить, упала, обожгла плечо…
-Чо?
-Смотри, как вкрадчивый туман прижался к молодой воде…
-Где?
-Он полностью поклялся ей, он взял в свидетели луну…
-Ну?!
-Они сейчас уйдут в песок, туда, где не видать ни зги…
-Гы!..
-И, ощутив побег реки, в беспамятстве забьется ерш…
-Врёшь!
-Да нет, я говорю тебе, что столько тайн хранит земля, берёзы, ива и ольха…
-Ха!..
-А сколько музыки в степях, в предутреннем дрожаньи рос.
-Брось!..
-Да погоди! Почувствуй ночь, крадущийся полёт совы, сопенье медленных лосих…
-Псих!..
-Послушай, разве можно так прожить и не узнать весны, прожить и не понять снега?
-Ага!..
Попробуйте написать четверостишие, философский или лирический комментарий к строкам поэта.
2) - Почему с «Письмами о добром и прекрасном» Дмитрий Сергеевич Лихачев обращается именно к молодежи?
Прием « Незаконченные предложения».
- Какую строчку, слово, мысль ты уносишь с сегодняшнего урока?
- Над каким вопросом есть смысл подумать ещё?
Домашнее задание ( на выбор)
1. Подготовить сообщение по одной из проблем, затронутых на уроке.
2. Написать эссе по теме урока.
3. Составить синквейн « Речь», « Язык».
3