«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок как основной инструмент формирования качества знаний

В этой статье имеются рекомендации и примеры как повысить качество знаний по предмету.

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки


УРОК КАК ОСНОВНОЙ ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ

Хлудеева Е.Е.

директор

МОУ «Школа №84 г.Донецка»


АННОТАЦИЯ. Рассмотрены способы формирования и повышения качества знаний обучающихся. Раскрыты цели и задачи способа формирования качества знаний. Выделены особенности современного урока. Показаны возможности формирования и повышения качества знаний обучающихся.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: современный урок, учитель – ученик, качество знаний, процесс познания, ожидаемый результат.

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции»

В.А. Сухомлинский


Об уроке написано множество книг, статей. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения. На нем держалась традиционная и стоит современная школа.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. И это – нормально. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Что бы ни твердили о компьютеризации и дистанционном образовании, учитель всегда будет капитаном в этом плавании и главным штурманом проводки через все рифы. Как бы ни старались уравнивать учителя с учениками, он как был, так и остается главным действующим лицом на любом уроке. Потому, что он – всегда старше, за ним – знания, опыт понимания и применения этих знаний. Но все это – не облегчает, а осложняет его жизнь. Перед Учителем – живые, вечно меняющиеся, непредсказуемые ученики, от которых не всегда знаешь, чего ожидать.

А где как не на уроке для учителя огромное поле деятельности для создания условий по повышению качества знаний. Поэтому урок – это одна из составляющих качества образовательного процесса.

Повышение качества образования – одна из основных задач Программы развития нашей школы до 2023 года. Речь идет о том, что ключевая роль в школе принадлежит учителю, и уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) направлен на обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

Возможность получения качественного образования становится одной из наиболее важных жизненных ценностей граждан.

Что же такое качество образования?

С точки зрения Т.И. Шамовой качество образования – это не только РЕЗУЛЬТАТ и УСЛОВИЕ, но и ПРОЦЕСС.

Одной из составляющих качественного образовательного процесса является организация урока: его этапы, приемы, формы и методы обучения. Это его конструирование, нахождение оптимально правильного решения. Поэтому организация современного урока это и есть основа качественного образования.

Каждый из нас не раз задумывался над вопросами: Что необходимо сделать мне, как учителю-предметнику, чтобы качество знаний моих учащихся стало выше? Использую ли я, наиболее эффективные формы и методы обучения? Приводит ли это к повышению качества знаний моих учащихся?

Используя показатели оценки качества и эффективности учебных занятий (По Т.И. Шамовой)

Таблица

Характеристика урока

Показатели

1. Цель урока названа

2. Организованы действия учащихся по принятию деятельности

3. Соответствие содержания учебного ма­териала триединой цели урока. Методы обучения обеспечили:

а) мотивацию деятельности

б) сотрудничество учителя и учаще­гося

в) контроль и самоконтроль

4. Соответствие методов обучения:

а) содержанию учебного материала

б) триединой цели урока

5. Формы познавательной деятельности обеспечили:

а) сотрудничество учащихся

б) включение каждого ученика в деятельность по достижению три­единой цели урока

6. Формы организации познавательной деятельности отобраны в соответствии с методами обучения, содержанием учебного материала и триединой цели урока

7. Уровень достижения ТЦУ:

а) познавательный аспект

б) воспитательный аспект

в) развивающий аспект


Примечание. Балльные оценки: реализовано полностью – 2; реализовано частично – 1; не реализовано – 0.

Например: эффективность урока Эу = (17 • 100 %)/26, где 17 – сумма баллов, выставленных экспертом; 26 – макси­мально возможная сумма баллов.

Если Эу = 85 % и нет ни одной оценки 0 – урок отличный; если Эу = 65...84% – урок хороший; если Эу = 45 ...64% – урок проведен удовлетворительно.

Были проанализированы уроки в рамках Месячника педагогического мастерства «Урок как основной инструмент формирования качества знаний», анализ посещенных уроков показал, что 80 % уроков проведены на высоком уровне. Это говорит о необходимости данного месячника, желании большей части педагогов совершенствовать свое педагогическое мастерство.

Уроки являются проводниками инновационных процессов в создании современного урока. Урока, который проводится не ради самого урока, а ради того, чтобы влиять на личность ученика; не ради того, чтобы «пройти» какие-то вопросы программы, а ради того, чтобы на материале этих программных вопросов формировать определенные качества личности.

Центральный компонент на уроках отдельных педагогов – это организация системно-деятельностного подхода в обучении, который направлен на формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, обеспечение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

На уроках других педагогов учащиеся не только являются активными субъектами процесса познания, но и учатся самостоятельно и критически мыслить, видеть и формировать проблему, грамотно работать с информацией, быть коммуникабельными (уметь работать в коллективе), овладевать навыками ИКТ-технологий.

А что под современным уроком понимают наши ученики?..

Хотелось бы привести результаты анкетирования учащихся 6-х, 9-х классов и мнение педагогов по этому вопросу.

Анкета называлась «Современный урок и Я» Таблица с результатами представлена на слайде

№ п/п

Вопросы

6 класс (8 человек)

9 класс (14 человек)

1

Что для вас современный урок?

Интересный, понятный(57%)

Веселый (26%)

Работа на интерактивной доске (85%)

2

Что вам больше всего нравится в уроке?

Всё (53%)

Выражение собственного мнения (52%)Самостоятельная творческая работа (17%)

3

Какова роль учителя на уроке?

Объяснять новую тему (43%)

Дать хорошие знания, (58%), координатор действий, наставник (22%), главная (11%)

4

Когда вам больше нравится урок, когда учитель всё преподносит сам или когда вы непосредственно участвуете

Учитель- 56%, сами- 23%

47% Сами

5

Нужна ли на уроке физкультминутка и почему?

Да-10%, Нет-6%

Да-7%, Нет-28%


Таким образом, результаты анкетирования показали, что современный урок, в первую очередь, должен быть интересным, понятным, с использованием ИКТ-технологий. Ученикам старших классов, в отличие от шестиклассников, больше нравится высказывать собственную точку зрения, спорить, дискутировать, заниматься самостоятельно, творчески. По-разному видят ребята и роль учителя на уроке. Если первые только как объясняющего новую тему, то вторые как координатора, наставника, человека с богатым жизненным опытом, квалифицированного специалиста, который может подготовить к поступлению в СПО (средне-проф.обр).

А теперь мнение педагогов школы о том, что для них СОВРЕМЕННЫЙ УРОК. Коллегам было предложено подобрать определение современного урока с позиции современного учителя. Посмотрите на слайд

«Для меня такой уро – это, прежде всего, сотрудничество на пути к общим целям, организованное при поддержке новых технологий».

«На мой взгляд, современный урок – это урок, на котором учитель видит каждого ученика и старается максимально возможно использовать его потенциал».

«На мой взгляд, cовременный урок – урок, на котором происходит живое общение всех участников на основе доверия и взаимопонимания».

«Современный урок – это использование информационно-коммуникационных технологий.

Таким образом, современный урок, сохранив присущие ему признаки, в то же время рассматривается не только как вариативная, но и как постоянно развивающаяся форма. Главное же направление этого развития видится в стремлении добиться того, чтобы урок стал результатом творчества не только учителя, но и учащихся.

Александр Адамский в одной из своих статей отмечал, что «Современный урок должен давать современный учитель: увлеченный, грамотный, развивающийся. С таким учителем интересно, его увлеченность развивает познавательную активность, а использование новых технологий формирует информационную культуру и коммуникативную компетентность». Таким образом, учитель должен самосовершенствоваться, повышая свою квалификацию.

 Так в чем же заключаются слагаемые успеха современного урока

1.В современном уроке усиливается ориентация на достижение конкретно сформулированного ожидаемого результата.

Таким образом, повышается технологичность урокачто возможно в силу системности урока. В соответствии с ожидаемым результатом можно подобрать адекватное содержание, структуру, методы, формы организации учебной деятельности детей.

Следовательно, учителю необходимо четко определить ожидаемый результат урока в целом; результат каждого этапа, определив при этом основной этап, роль и место остальных этапов урока; продумать, при помощи каких методик будет отслеживаться планируемый результат.

Вместе с тем, результат сегодня – это не только знания, умения, навыки, а целостная личность, и это определяет следующий подход к модернизации урока.

2. Усиливается внимание к развивающим и воспитательным задачам (результатам) урока.

Их также следует прогнозировать, достигать, измерять в соответствии с тенденцией к повышению технологичности урока. Свидетельствует ли это о том, что знания как результат становятся вторичными? Нет, большое значение имеют полнота, глубина, прочность знаний, но также – и это важно – личностная значимость знаний.

3. Для современного урока характерна ориентация на живое, личностно значимое знание учащихся.

В современном образовании большое внимание уделяется тому, чтобы знания научные, теоретические «вырастали» из личного субъективного опыта ученика, были пережиты и в дальнейшем востребованы, применимы в жизни, не были бы «чужими», абстрактными.

4. Современный урок предполагает обеспечение системных, обобщенных знаний способов деятельности.

Знания должны помогать человеку, видеть суть вещей, закономерность, а не единичный, возможно, случайный факт. Поэтому в содержании предметного курса учителю важно выделить эти системные знания (ведущие идеи) и помочь учащимся осознать общий подход (теорию), проясняющий все частные случаи (как это делается по технологии развивающего обучения).

Пытаясь совместить два последних подхода к модернизации урока, учитель может почувствовать противоречие: знания учащихся, оставаясь личностными (субъективными), должны одновременно быть обобщенными, системными (теоретическими, объективными). Разрешить данное противоречие позволяет следующий подход.

5. Современный урок опирается на творческую познавательную деятельность учащихся. Если обучение ориентировано не на запоминание готовых («чужих») знаний, а представляет собой совместный с учителем поиск истины (через затруднение, противоречие, ошибку и поиск причин ошибки), то ученик становится субъектом познавательной деятельности, выстраивает свою, важную для него теорию.

Знания и умения (в их современном восприятии) – важнейший результат обучения, но не ценой здоровья ребёнка. Решение данного противоречия предопределяет следующее направление модернизации урока

 Манипулирование личностью исключается, если учитель, изучив индивидуальные особенности детей, предлагает учащимся задание на выбор, планирует вместе с ними предстоящую учебную деятельность, обсуждает с ребёнком наиболее удобные для самого ученика способы получения, запоминания, предъявления информации. В таком случае урок обогащается приёмами, характерными уже для личностного ориентированного обучения.

 6. Современный урок – это диалог, подразумевающий интерактивные формы обучения, динамичность.

Перестаёт быть однозначной и роль учителя в процессе обучения. Сегодня учитель не столько «источник знаний» и «надзиратель», сколько «помощник», «организатор», «защитник», «эксперт».

Современный модернизированный урок – неодинаковый и противоречивый, так как изменения могут происходить путём совершенствования различных элементов педагогической системы в зависимости от субъективных предпочтений учителя. Рассмотренные нами подходы могут способствовать более системной, осмысленной модернизации урока.

В.А.Сухомлинский говорил: «Если учителя просвещают своих многочисленных учеников, преподнося им всем один и тот же урок и требуя от них одинакового поведения, хотя способности их вовсе не одинаковы, то нет ничего удивительного, что среди огромной толпы детей найдется всего два или три ребенка, которые извлекают настоящую пользу из подобного преподавания».

Большинство учителей нашей школы дают не только информацию, но и способы работы с нею. Школьники должны учиться отбрасывать старые идеи, знать, когда и как их заменять. Они должны научиться учиться, отучиваться и переучиваться.

Перед вами представлена динамика качества знаний в нашей школе.

Рассматривая диаграмму, видим, что качество знаний за последние годы возросло.

Закончить свое выступление хочу цитатой Сократа: « Тот, кто хочет – ищет возможность, а тот, кто не хочет – ищет причину».















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Безрукова В.С. О современном уроке в школе: проблемы и решения / В. С. Безрукова. – М.: «Сентябрь», 2004. – 160с.

2. Семенков Д. И. От традиционного к современному личностно-ориентированному уроку / // Современный урок. – 2008. – № 8. – С.2 – 7.

3. Шамова Т.И. Деятельность учителей по формированию системы качества знаний учащихся как объект внутришкольного управления/ Т.И. Шамова, Т.М. Давыденко. – М.-Белгород: БГПИ, 1993. – 86 с.

4. Шамова Т.И. Избранное. – М.: Центральное издательство, 2004. – 320 с.






Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее