Технологическая карта урока
История развития зоологии. Современная зоология.
7 класс
Цель: познакомить учащихся с историей развития зоологии и её отраслями, сравнить систематические единицы растительного и животного мира.
Задачи:
- воспитывающая: продолжить воспитывать уважительное отношение к людям на примере интересных фактов из жизни ученых; раскрыть роль животных в природе и жизни человека, необходимость их охраны;
- развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний;
- обучающая: показать многообразие животного мира; выделить этапы развития зоологии; начать формирование представления о виде как систематической категории; сформировать знания о сходстве и различии животных, растений, грибов и бактерий; познакомить учащихся со структурой науки зоологии, с успехами современной зоологии.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок с презентацией.
Формируемые результаты:
предметные результаты:
учащиеся должны знать:
- историю развития зоологии;
- систематические категории животного мира;
- структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;
учащиеся должны уметь:
- определять систематические категории;
- определять сходства и различия между растительным и животным организмами;
- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных;
метапредметные результаты:
регулятивные: обобщать и делать выводы по изученному материалу;
познавательные: классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;
коммуникативные: вступать в диалог с учителем;
личностные результаты:
- воспитание у учащихся чувства уважения к ученым, изучающим животный мир.
Основные понятия: зоология, этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология, этология, эволюция животных.
Межпредметные связи: история, физическая культура.
Оборудование: маленькие листочки для записи имен ученых;
видео «Аристотель», «Антони ван Левенгук», «Карл Линней»;
мультимедиа;
колонки;
магнитные таблички «Систематические категории»
.
Необходимые записи на доске до начала урока:
Медведь бурый
Лисица рыжая
Заяц – беляк
Орел степной
Медведь белый
Аист обыкновенный
Лисица рыжая
Заяц – русак
Медведь бурый
Заяц - беляк
Этап урока | Цель этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||
Организационный момент | Настроить учеников на работу | Приветствует учеников. С этого учебного года мы начинаем изучать зоологию. Вспомните, как переводится «зоология» и что означает данная наука.
| Приветствуют учителя.
Зоология (гр. «zoo» – животные, «logos» - учение, знание, наука) – наука, изучающая животных.
| Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю. Познавательные: структурируют знания, полученные в предыдущих классах. | ||||||||
Изучение нового материала | Познакомить с представлением наших предков о животных | Рассказывает о представлении предков о животных. Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились. Известны рисунки, передающие внешний облик и характер движения мамонта, оленя, носорога, лося, бизона, медведя, орла и других. Древние охотники, вероятно, знали не только поведение представителей каждого вида промысловых животных, но и места их обитания, предпочтение корма, пути сезонных миграций. Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение. Люди совершенствовали орудия лова и добычи, способы загонной охоты, сооружали гигантские постройки для содержания животных рядом со своими поселениями. | Слушают учителя.
| Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю.
| ||||||||
Разминка «Охота на мамонта» | Мы с вами сейчас отправимся на охоту. Например, на мамонта. Встали. Первобытный человек осмотрелся (движения глазами вверх-вниз, вправо-влево, круговые) и подумал: «Чтобы взять с собой на охоту?». Подумал и сказал про себя: «Возьму-ка я лук и стрелы». Но нет, человек идет охотиться на мамонта и лук со стрелами ему не подойдут (повороты головы «нет-нет»). Мамонт такой большой (вниз-вверх головой). Здесь больше подойдет копье. «Да-да, именно копье», - закивал человек. Для удачной охоты человек исполнил ритуальный танец (произвольные движения руками). И вот он уже пробирается сквозь заросли (движение руками). Дует ветер, качаются деревья (наклоны туловищем), летают птицы (движение руками). Внезапно он увидел мамонта (выставляется игрушка слона). Он подходит к нему на цыпочках (шаги на месте). А теперь резко подбегает (бег на месте) и кидает копье. Одно копье ничего не сделало бы мамонту, но вы охотились как настоящие первобытные люди – всем племенем, поэтому мамонта победили. |
| ||||||||||
Определить цель урока | Что мы будем изучать на уроке? Какова цель урока? Запишем число и тему урока. Записывает число и тему урока на доске. | Изучить историю развития зоологии; науки зоологии.
Записывают число и тему урока в тетрадь. Записывают определение термина «Зоология». | Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности. | |||||||||
Выяснить какие ученые внесли вклад в развитие зоологии | Показывает видео «Аристотель», «Антони ван Левенгук», «Карл Линней» и просит, чтобы дети на листочках записали ученых, которых встретят при просмотре видео и их вклад. Каких ученых вы записали? Заполним таблицу «Вклад ученых в развитие зоологии». Чертит на доске таблицу.
| Просматривают видео «Аристотель», «Антони ван Левенгук», «Карл Линней». На отдельных листах записывают имена ученых, которые встретили в видео и их вклад.
Аристотель, Антони ван Левенгук, Карл Линней.
Чертят таблицу в тетрадях. Вклад ученых в развитие зоологии
| Личностные: считаются с мнением друг друга, проявляют доброжелательность в дискуссии. Регулятивные: осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью. Коммуникативные: составляют устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства; Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов, структурируют текст.
| |||||||||
| Сравнить систематические категории растений и животных. | Мы записали, что Карл Линней ввел в науку систематические категории. Когда мы изучали ботанику, то мы тоже говорили о систематических категориях. Вспомните их. По ходу ответов детей учитель прикрепляет магнитные таблички «Систематические категории» на доску. Как вы думаете, какие из этих систематических единиц встречаются в зоологии? Приведите примеры.
Дополняет ответы учеников. Помимо этих систематических единиц в зоологии встречаются: Записывает на доске Вид Медведь бурый Род Медведь Семейство Медвежьи Отряд Хищные Класс Млекопитающие Подтип Позвоночные Тип Хордовые Царство Животные В учебнике в 1 параграфе представлен пример классификации шимпанзе карликового. Познакомимся с примером.
Определите, каких систематических единиц нет в ботанике, но имеются в зоологии, и наоборот.
Как вы помните из курса ботаники, основной систематической категорией в биологии является вид. Самая крупная систематическая категория – это царство. В зоологии, как и в ботанике, принято двойное название животных (родовое и видовое). В зоологии выделяют науки: Этология – наука о поведении животных. Зоогеография – о закономерностях распространения и распределения животных на Земле. Энтомология – о насекомых. Ихтиология – о рыбах. Орнитология – о птицах. |
Называют систематические единицы в ботанике. Вид, род, семейство, класс, отдел, царство.
Выдвигают предположения по систематическим единицам в зоологии. Вид медведь бурый Род медведь Царство животные
Записывают в тетрадях.
При помощи учебника параграфа 1, знакомятся с классификацией шимпанзе карликового.
Определяют различия систематических категорий в ботанике и зоологии. В зоологии имеется отряд, подтип, тип а в ботанике – отдел.
Записывают науки с расшифровкой. | Личностные: считаются с мнением друг друга, проявляют доброжелательность в дискуссии. Регулятивные: осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью. Коммуникативные: составляют устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства. Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника. | ||||||||
Закрепление пройденного материала. | Закрепить полученные знания | Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?
Добились ли мы поставленной цели?
Для чего надо знать зоологию?
Назовите имена ученых, которые внесли большой вклад в развитии биологии.
Выполним устно задание, которое отображено на доске. Сколько особей, видов, родов представлено?
Назовите самую крупную систематическую категорию.
Что является основной систематической категорией?
О чем говорят наскальные рисунки? |
Изучить историю развития зоологии.
Да.
Для того, чтобы разрабатывать безвредные для человека биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства. Искусственно разводить ценные виды рыб и других животных. Повышать продуктивность домашних животных Одомашнивать диких животных. Сохранять разнообразие животных с помощью заповедников и заказников.
Аристотель, Антони ван Левенгук, Карл Линней.
10 особей, 8 видов, 5 родов.
Царство.
Вид.
Люди изображали тех животных, на которых охотились. Известны рисунки, передающие внешний облик и характер движения животных. | Личностные: подводят итог урока. | ||||||||
Домашнее задание | Систематизировать полученные знания | Записывает домашнее задание на доске. Параграф 1, 2. Выучить записи в тетрадях. Заполнить таблицу «Характерные черты растений, животных, грибов и бактерий».
| Записывают домашнее задание в дневнике. Характерные черты растений, животных, грибов и бактерий.
| Регулятивные: самостоятельно работают с полученной информацией. |