«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок "История развития зоологии" 7 класс

Урок биологии в 7 классе. Тема "История развития зоологии"

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Технологическая карта урока

История развития зоологии. Современная зоология.

7 класс

Цель: познакомить учащихся с историей развития зоологии и её отраслями, сравнить систематические единицы растительного и животного мира.

Задачи:

- воспитывающая: продолжить воспитывать уважительное отношение к людям на примере интересных фактов из жизни ученых; раскрыть роль животных в природе и жизни человека, необходимость их охраны;

- развивающая: развивать познавательные мотивы, направленные на добывание новых знаний;

- обучающая: показать многообразие животного мира; выделить этапы развития зоологии; начать формирование представления о виде как систематической категории; сформировать знания о сходстве и различии животных, растений, грибов и бактерий; познакомить учащихся со структурой науки зоологии, с успехами современной зоологии.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: урок с презентацией.

Формируемые результаты:

предметные результаты:

учащиеся должны знать:

- историю развития зоологии;

- систематические категории животного мира;

- структуру зоологической науки, основные этапы её развития, систематические категории;

учащиеся должны уметь:

- определять систематические категории;

- определять сходства и различия между растительным и животным организмами;

- объяснять значения зоологических знаний для сохранения жизни на планете, для разведения редких и охраняемых животных, для выведения новых пород животных;

метапредметные результаты:

регулятивные: обобщать и делать выводы по изученному материалу;

познавательные: классифицировать объекты по их принадлежности к систематическим группам;

коммуникативные: вступать в диалог с учителем;

личностные результаты:

- воспитание у учащихся чувства уважения к ученым, изучающим животный мир.

Основные понятия: зоология, этология, зоогеография, энтомология, ихтиология, орнитология, этология, эволюция животных.

Межпредметные связи: история, физическая культура.

Оборудование: маленькие листочки для записи имен ученых;

видео «Аристотель», «Антони ван Левенгук», «Карл Линней»;

мультимедиа;

колонки;

магнитные таблички «Систематические категории»

.

Необходимые записи на доске до начала урока:

Медведь бурый

Лисица рыжая

Заяц – беляк

Орел степной

Медведь белый

Аист обыкновенный

Лисица рыжая

Заяц – русак

Медведь бурый

Заяц - беляк





Этап урока

Цель этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент

Настроить учеников на работу

Приветствует учеников.

С этого учебного года мы начинаем изучать зоологию.

Вспомните, как переводится «зоология» и что означает данная наука.


Приветствуют учителя.





Зоология (гр. «zoo» – животные, «logos» - учение, знание, наука) – наука, изучающая животных.


Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю.

Познавательные: структурируют знания, полученные в предыдущих классах.

Изучение нового материала

Познакомить с представлением наших предков о животных

Рассказывает о представлении предков о животных.

Знания человечества о животных накапливались одновременно с его развитием. Задолго до появления письменности люди изображали в наскальных рисунках тех животных, на которых охотились. Известны рисунки, передающие внешний облик и характер движения мамонта, оленя, носорога, лося, бизона, медведя, орла и других.

Древние охотники, вероятно, знали не только поведение представителей каждого вида промысловых животных, но и места их обитания, предпочтение корма, пути сезонных миграций. Знания наших предков накапливались и передавались из поколения в поколение. Люди совершенствовали орудия лова и добычи, способы загонной охоты, сооружали гигантские постройки для содержания животных рядом со своими поселениями.

Слушают учителя.


Личностные: проявляют уважительное отношение к учителю.


Разминка «Охота на мамонта»

Мы с вами сейчас отправимся на охоту. Например, на мамонта.

Встали. Первобытный человек осмотрелся (движения глазами вверх-вниз, вправо-влево, круговые) и подумал: «Чтобы взять с собой на охоту?». Подумал и сказал про себя: «Возьму-ка я лук и стрелы». Но нет, человек идет охотиться на мамонта и лук со стрелами ему не подойдут (повороты головы «нет-нет»). Мамонт такой большой (вниз-вверх головой). Здесь больше подойдет копье. «Да-да, именно копье», - закивал человек. Для удачной охоты человек исполнил ритуальный танец (произвольные движения руками). И вот он уже пробирается сквозь заросли (движение руками). Дует ветер, качаются деревья (наклоны туловищем), летают птицы (движение руками). Внезапно он увидел мамонта (выставляется игрушка слона). Он подходит к нему на цыпочках (шаги на месте). А теперь резко подбегает (бег на месте) и кидает копье. Одно копье ничего не сделало бы мамонту, но вы охотились как настоящие первобытные люди – всем племенем, поэтому мамонта победили.


Определить цель урока

Что мы будем изучать на уроке? Какова цель урока?

Запишем число и тему урока.

Записывает число и тему урока на доске.

Изучить историю развития зоологии; науки зоологии.



Записывают число и тему урока в тетрадь.

Записывают определение термина «Зоология».

Регулятивные: самостоятельно определяют цель учебной деятельности.

Выяснить какие ученые внесли вклад в развитие зоологии

Показывает видео «Аристотель», «Антони ван Левенгук», «Карл Линней» и просит, чтобы дети на листочках записали ученых, которых встретят при просмотре видео и их вклад.

Каких ученых вы записали?

Заполним таблицу «Вклад ученых в развитие зоологии».

Чертит на доске таблицу.


Просматривают видео «Аристотель», «Антони ван Левенгук», «Карл Линней». На отдельных листах записывают имена ученых, которые встретили в видео и их вклад.


Аристотель, Антони ван Левенгук, Карл Линней.



Чертят таблицу в тетрадях.

Вклад ученых в развитие зоологии

Ученый

Вклад ученого

Аристотель IV в. до н.э.

(384 год до н.э.)

Попытался обобщить и систематизировать накопленные знания по зоологии.

Издал труд «История животных».

Составил первую систематическую сводку животных «Лестница существ».

Антони ван Левенгук XVII в. (1632 год)

Изобрел микроскоп.

Карл Линней 1735 год

Классифицировал животных и растения.

Описал более 4000 видов животных.

Ввел систематические категории: класс, отряд, род, вид.


Личностные: считаются с мнением друг друга, проявляют доброжелательность в дискуссии.

Регулятивные: осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью. Коммуникативные: составляют устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства;

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов, структурируют текст.



Сравнить систематические категории растений и животных.

Мы записали, что Карл Линней ввел в науку систематические категории. Когда мы изучали ботанику, то мы тоже говорили о систематических категориях. Вспомните их.

По ходу ответов детей учитель прикрепляет магнитные таблички «Систематические категории» на доску.

Как вы думаете, какие из этих систематических единиц встречаются в зоологии? Приведите примеры.



Дополняет ответы учеников.

Помимо этих систематических единиц в зоологии встречаются:

Записывает на доске

Вид Медведь бурый

Род Медведь

Семейство Медвежьи

Отряд Хищные

Класс Млекопитающие

Подтип Позвоночные

Тип Хордовые

Царство Животные

В учебнике в 1 параграфе представлен пример классификации шимпанзе карликового.

Познакомимся с примером.


Определите, каких систематических единиц нет в ботанике, но имеются в зоологии, и наоборот.


Как вы помните из курса ботаники, основной систематической категорией в биологии является вид. Самая крупная систематическая категория – это царство.

В зоологии, как и в ботанике, принято двойное название животных (родовое и видовое).

В зоологии выделяют науки:

Этология – наука о поведении животных. Зоогеография – о закономерностях распространения и распределения животных на Земле.

Энтомология – о насекомых.

Ихтиология – о рыбах.

Орнитология – о птицах.




Называют систематические единицы в ботанике.

Вид, род, семейство, класс, отдел, царство.



Выдвигают предположения по систематическим единицам в зоологии.

Вид медведь бурый

Род медведь

Царство животные




Записывают в тетрадях.












При помощи учебника параграфа 1, знакомятся с классификацией шимпанзе карликового.


Определяют различия систематических категорий в ботанике и зоологии.

В зоологии имеется отряд, подтип, тип а в ботанике – отдел.







Записывают науки с расшифровкой.

Личностные: считаются с мнением друг друга, проявляют доброжелательность в дискуссии. Регулятивные: осуществляют целенаправленный поиск ответов на поставленные вопросы; выполняют задания в соответствии с целью.

Коммуникативные: составляют устные монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из учебника.

Закрепление пройденного материала.

Закрепить полученные знания

Вспомните, какую цель мы ставили в начале урока?


Добились ли мы поставленной цели?


Для чего надо знать зоологию?









Назовите имена ученых, которые внесли большой вклад в развитии биологии.


Выполним устно задание, которое отображено на доске.

Сколько особей, видов, родов представлено?


Назовите самую крупную систематическую категорию.


Что является основной систематической категорией?


О чем говорят наскальные рисунки?



Изучить историю развития зоологии.


Да.


Для того, чтобы разрабатывать безвредные для человека биологические методы борьбы с вредителями сельского хозяйства. Искусственно разводить ценные виды рыб и других животных. Повышать продуктивность домашних животных Одомашнивать диких животных. Сохранять разнообразие животных с помощью заповедников и заказников.



Аристотель, Антони ван Левенгук, Карл Линней.





10 особей, 8 видов, 5 родов.



Царство.


Вид.


Люди изображали тех животных, на которых охотились. Известны рисунки, передающие внешний облик и характер движения животных.

Личностные: подводят итог урока.

Домашнее задание

Систематизировать полученные знания

Записывает домашнее задание на доске.

Параграф 1, 2. Выучить записи в тетрадях. Заполнить таблицу «Характерные черты растений, животных, грибов и бактерий».









Записывают домашнее задание в дневнике.

Характерные черты растений, животных, грибов и бактерий.

Растения

Животные

Грибы

Бактерии

Имеют хлорофилл, способны к фотосинтезу. Оболочка клетки состоит из целлюлозы.

Питаются готовыми органическими веществами; не способны к фотосинтезу.

Сочетают признаки растений и животных: питаются готовыми органическими веществами путем всасывания.

Состоят из одной клетки, не имеют ядра, имеют мелкие размеры.


Регулятивные: самостоятельно работают с полученной информацией.





Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее