Урок-игра в 6 классе по теме «Лексика и фразеология»
«Эрудиты»
Вступительное слово учителя.
Добрый день! Сегодня мы проводим игру-путешествие по чудесной стране Русского языка. В путешествие отправляются 2 команды учащихся 6-х классов. Выиграет та команда, которая справится со всеми заданиями. Приглашаем команды!
Представление команд (3 балла).
Команды представляют название, эмблему, девиз команды.
Разминка (по 1 баллу за каждый правильный ответ).
Давайте проверим, как команды готовы к путешествию.
Вопросы командам: 1. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Аз-бу-ка)
В каких словах сто согласных? (Сто-л, сто-н, сто-г, сто-п и т.д.)
Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)
В каком глаголе «нет» слышится 100 раз? (Сто-нет)
Из какого полотна не сошьёшь рубашку? (Из железнодорожного полотна)
Как сильный ветер сделать лёгким и приятным? (Добавить суффикс -ОК-, ветерок)
Теперь команды готовы к путешествию.
Мы отправляемся, и первая станция «В мире слов».
Станция «Словарная» (6 баллов).
Задание командам: получите карточки и замените устаревшие слова и заимствованные слова современными русскими.
Карточка 1:
Ланиты (щеки), чело (лоб), перст (палец), дефекты (недостатки), шеф (начальник), дуэль (поединок).
Карточка 2:
Длань (ладонь), глас (голос), глаголет (говорит). комфорт (удобство), дискуссия (спор), авеню (улица).
Станция «Фонетическая» (5 баллов).
Задание: расположите слова в порядке уменьшения в них звуков.
Карточка 1:
Вью, дождь, местный, пятью, я
(Ответ: местный – 6, пятью – 5, дождь – 4, вью – 3, я – 2).
Карточка 2:
Солью, честный, есть, яд, седьмая
(Ответ: седьмая – 7, честный – 6, солью – 5, есть – 4, яд – 3).
Станция «Строительная» (5 баллов).
Задание: «покажи предложение».
В каждой команде распределяются роли (члены предложения): один ученик – подлежащее, другой – сказуемое, третий – определение, четвертый – обстоятельство, пятый – дополнение, шестой – знак завершения (. ? !) Таблички прикрепляются к одежде. Затем каждая команда выбирает предложение и изображает его.
Карточка 1.
Карточка 2.
Станция «Говорливая» (3 + 15 = 18 баллов).
Задание 1: подготовьтесь произнести трижды следующую скороговорку, следите за артикуляцией:
Вез корабль карамель, налетел корабль на мель.
Раз дрова, два дрова, три дрова.
У четырех черепашек по четыре черепашонка.
Водовоз вез воду из водопровода.
Задание 2: расставьте ударение в следующих словах, прочтите вслух, соблюдая орфоэпические нормы:
Красивее, спокойнее, кухонный, изобретение, рейд, намерение, агрессия, кафе, реле, фанера, копировать, украинский, добыча, интерьер, шарфы.
Правильные ответы:
Красивее, спокойнее, кухонный, изобретение, [р,]ейд, намерение, аг[р,]ессия, ка[ф]е, [р]еле, фа[н,]ера, копировать, украинский, добыча, ин[т]ерьер, шарфы.
VIII. Станция «Грамотная» (5 + 3 = 8 баллов).
1. Конкурс корректоров (по 1 человеку от команды): исправить ошибки в тексте.
Одна девочка 6 лет придумала рассказ и записала его, как могла. Прочтите эту запись. Перепишите текст, исправив ошибки, вставив знаки препинания. (Без ошибок -5б, 1-2 ошибки – 4б, 3-5 ошибок – 3б, 6-7 ошибок – 2б, 8-9 ошибок – 1б, 10 и больше ошибок – 0б)
Житьётиграф.
Однажды тигр радил тигрят и ушла добычу достовать а детям приказал никаво не баяца если вы будите бояца то вас седят будти осторожны и тигрица ушла за добычю.
Правильный ответ. Житье тигров.
Однажды тигрица родила тигрят и ушла добычу доставать, а детям приказала никого не бояться: «Если вы будете бояться, то вас съедят. Будьте осторожны!» И тигрица ушла за добычею.
2. Задание командам: устраните ошибки в предложениях.
Карточка 1:
Туристы приближались близко к деревне.
Она слушала, облокотившись локтями о стол.
Мой дедушка – старый ветеран войны и труда.
Карточка 2:
У ворот стоял старенький старик и смотрел вдаль.
Он бросил камень, но промахнулся мимо.
Новые туфли оказались ей немного большие.
Станция «Фразеологическая» (5 баллов за объясненный фразеологизм).
Команда, которая быстрее соперников объяснит смысл фразеологизма, получает 1 балл. Всего можно заработать 5 баллов.
Зарубить на носу
Клевать носом
Ни свет ни заря
Душа в пятки ушла
Ломать голову
Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.
Оценочный лист.
Станция | Команда1 | Команда 2 |
Представление команд (3 балла) | | |
Разминка (6 баллов) | | |
Словарная (6 баллов) | | |
Фонетическая (5 баллов) | | |
Строительная (5 баллов) | | |
Говорливая (3+15=18 баллов) | | |
Грамотная (5+3=8баллов) | | |
Фразеологическая (5баллов) | | |
Максимум: 56 баллов | | |
Литература:
Арсирий А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку». Москва: «Просвещение», 1995.
В.П.Жуков, А.В.Жуков. школьный фразеологический словарь. Москва: «Просвещение», 2006.
Иванова В.А., Потиха З.А. «Занимательно о русском языке». Ленинград: «Просвещение», 1990.
Лекант П.А,, Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 2023.
Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в 6 классе» в двух частях. Москва: «Владос», 1995.