«Зимний фестиваль знаний 2025»

Урок-игра по теме "Лексика и фразеология" (6класс)

Игровое занятие я проводила в качестве заключительного урока по теме "Лексика и фразеология". Командную игру прошла в одном классе, но можно провести и в двух классах. Как показала практика, на таком уроке было интересно не только участникам, но и болельщикам (ученикам, которые отказались играть и стали зрителями).

Олимпиады: Русский язык 1 - 11 классы

Содержимое разработки

Урок-игра в 6 классе по теме «Лексика и фразеология»

«Эрудиты»

Вступительное слово учителя.

Добрый день! Сегодня мы проводим игру-путешествие по чудесной стране Русского языка. В путешествие отправляются 2 команды учащихся 6-х классов. Выиграет та команда, которая справится со всеми заданиями. Приглашаем команды!

  1. Представление команд (3 балла).

Команды представляют название, эмблему, девиз команды.

  1. Разминка (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Давайте проверим, как команды готовы к путешествию.

Вопросы командам: 1. Какое слово состоит из трех слогов, а указывает на 33 буквы? (Аз-бу-ка)

    1. В каких словах сто согласных? (Сто-л, сто-н, сто-г, сто-п и т.д.)

    2. Какую часть слова можно найти в земле? (Корень)

    3. В каком глаголе «нет» слышится 100 раз? (Сто-нет)

    4. Из какого полотна не сошьёшь рубашку? (Из железнодорожного полотна)

    5. Как сильный ветер сделать лёгким и приятным? (Добавить суффикс -ОК-, ветерок)

Теперь команды готовы к путешествию.

Мы отправляемся, и первая станция «В мире слов».


  1. Станция «Словарная» (6 баллов).

Задание командам: получите карточки и замените устаревшие слова и заимствованные слова современными русскими.

Карточка 1:

Ланиты (щеки), чело (лоб), перст (палец), дефекты (недостатки), шеф (начальник), дуэль (поединок).

Карточка 2:

Длань (ладонь), глас (голос), глаголет (говорит). комфорт (удобство), дискуссия (спор), авеню (улица).

  1. Станция «Фонетическая» (5 баллов).

Задание: расположите слова в порядке уменьшения в них звуков.

Карточка 1:

Вью, дождь, местный, пятью, я

(Ответ: местный – 6, пятью – 5, дождь – 4, вью – 3, я – 2).


Карточка 2:

Солью, честный, есть, яд, седьмая

(Ответ: седьмая – 7, честный – 6, солью – 5, есть – 4, яд – 3).


  1. Станция «Строительная» (5 баллов).

Задание: «покажи предложение».

В каждой команде распределяются роли (члены предложения): один ученик – подлежащее, другой – сказуемое, третий – определение, четвертый – обстоятельство, пятый – дополнение, шестой – знак завершения (. ? !) Таблички прикрепляются к одежде. Затем каждая команда выбирает предложение и изображает его.

Карточка 1.


Карточка 2.


  1. Станция «Говорливая» (3 + 15 = 18 баллов).

Задание 1: подготовьтесь произнести трижды следующую скороговорку, следите за артикуляцией:

Вез корабль карамель, налетел корабль на мель.

  • Раз дрова, два дрова, три дрова.

  • У четырех черепашек по четыре черепашонка.

  • Водовоз вез воду из водопровода.

Задание 2: расставьте ударение в следующих словах, прочтите вслух, соблюдая орфоэпические нормы:

Красивее, спокойнее, кухонный, изобретение, рейд, намерение, агрессия, кафе, реле, фанера, копировать, украинский, добыча, интерьер, шарфы.

Правильные ответы:

Красивее, спокойнее, кухонный, изобретение, [р,]ейд, намерение, аг[р,]ессия, ка[ф]е, [р]еле, фа[н,]ера, копировать, украинский, добыча, ин[т]ерьер, шарфы.

VIII. Станция «Грамотная» (5 + 3 = 8 баллов).

1. Конкурс корректоров (по 1 человеку от команды): исправить ошибки в тексте.

Одна девочка 6 лет придумала рассказ и записала его, как могла. Прочтите эту запись. Перепишите текст, исправив ошибки, вставив знаки препинания. (Без ошибок -5б, 1-2 ошибки – 4б, 3-5 ошибок – 3б, 6-7 ошибок – 2б, 8-9 ошибок – 1б, 10 и больше ошибок – 0б)

Житьётиграф.

Однажды тигр радил тигрят и ушла добычу достовать а детям приказал никаво не баяца если вы будите бояца то вас седят будти осторожны и тигрица ушла за добычю.

Правильный ответ. Житье тигров.

Однажды тигрица родила тигрят и ушла добычу доставать, а детям приказала никого не бояться: «Если вы будете бояться, то вас съедят. Будьте осторожны!» И тигрица ушла за добычею.


2. Задание командам: устраните ошибки в предложениях.

Карточка 1:

  1. Туристы приближались близко к деревне.

  2. Она слушала, облокотившись локтями о стол.

  3. Мой дедушка – старый ветеран войны и труда.

Карточка 2:

  1. У ворот стоял старенький старик и смотрел вдаль.

  2. Он бросил камень, но промахнулся мимо.

  3. Новые туфли оказались ей немного большие.

  1. Станция «Фразеологическая» (5 баллов за объясненный фразеологизм).

Команда, которая быстрее соперников объяснит смысл фразеологизма, получает 1 балл. Всего можно заработать 5 баллов.

    1. Зарубить на носу

    2. Клевать носом

    3. Ни свет ни заря

    4. Душа в пятки ушла

    5. Ломать голову

  1. Подведение итогов. Слово жюри. Награждение команд.

Оценочный лист.

Станция

Команда1

Команда 2

Представление команд (3 балла)



Разминка (6 баллов)



Словарная (6 баллов)



Фонетическая (5 баллов)



Строительная (5 баллов)



Говорливая (3+15=18 баллов)



Грамотная (5+3=8баллов)



Фразеологическая (5баллов)



Максимум: 56 баллов





Литература:

    1. Арсирий А.Т. «Занимательные материалы по русскому языку». Москва: «Просвещение», 1995.

    2. В.П.Жуков, А.В.Жуков. школьный фразеологический словарь. Москва: «Просвещение», 2006.

    3. Иванова В.А., Потиха З.А. «Занимательно о русском языке». Ленинград: «Просвещение», 1990.

    4. Лекант П.А,, Леденева В.В. Школьный орфоэпический словарь русского языка. Москва: «Просвещение», 2023.

    5. Угроватова Т.Ю. «Подсказки на каждый день. Русский язык на уроке в 6 классе» в двух частях. Москва: «Владос», 1995.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Зимний фестиваль знаний 2025»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее