«Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Урок биологии на тему "Среды обитания живых организмов".

Цели урока: Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

Планируемые результаты:

Предметные:

закрепить знания о многообразии живых организмов, о значении благоприятных природных условий для жизни организма;

сформировать представление об отличительных особенностях разных сред обитания организмов и их приспособленности к жизни в этих средах.

Метапредметные:

учить систематизировать, выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи,развивать воображение учащихся;

развивать поисково-информационные умения: работать с конспектом урока.

Личностные:

формировать познавательный интерес к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха;

прививать любовь к живой природе, формировать устойчивое положительное отношение к каждому живому организму на Земле. Умение работать в группах, обмениваться информацией с одноклассниками

Оборудование:

Задачи урока:

Познакомить учащихся с различными средами обитания организмов.

Выяснить особенности приспособленности организмов к среде обитания.

Определить уровень усвоения школьниками учебного материала по теме урока.

Тип урока: комбинированный урок с использование ИКТ (информационно – коммуникационных технологий).

Олимпиады: Биология 5 - 11 классы

Содержимое разработки

Проверим домашнее задание… Задание №1   Вставить пропущенные буквы в слова: гри…, бе…позвоночные, р…стения,  ж…вотные, нас…комые.

Проверим домашнее задание…

Задание №1  

Вставить пропущенные буквы в слова: гри…, бе…позвоночные, р…стения, ж…вотные, нас…комые.

Задание №2 распределить живые организмы по царствам  Царства  Животные  Бактерии  Растения  Грибы   1.берёза  2.лиса 3.малина  4.бактерия  5.подберёзовик 6.калуга  7.мухомор
  • Задание №2 распределить живые организмы по царствам Царства Животные Бактерии Растения Грибы
  • 1.берёза  2.лиса 3.малина  4.бактерия  5.подберёзовик 6.калуга  7.мухомор
Задание №3  Найдите лишнее и объясните почему    1) рыбы, звери, черви, птицы  2) щука, сом, дельфин, лещ
  • Задание №3  Найдите лишнее и объясните почему  
  • 1) рыбы, звери, черви, птицы
  • 2) щука, сом, дельфин, лещ
Расшифруйте и подумайте, почему эти организмы оказались в одной   группе.   СИАТ, РГИТ, КОЗАРСЕТ, ЯЗЕ М ИКТ, РАСЬКА, ЯВПИКА, РОДОСЛИВО ТРОК, НИКОР СРЕАТНИЙ, ЧИНЛИКА КАЖУ,  ВОЙДЕЖДО РЧЕЬВ

Расшифруйте и подумайте, почему эти организмы оказались в одной  группе.  

  • СИАТ, РГИТ, КОЗАРСЕТ, ЯЗЕ М
  • ИКТ, РАСЬКА, ЯВПИКА, РОДОСЛИВО
  • ТРОК, НИКОР СРЕАТНИЙ, ЧИНЛИКА КАЖУ, 

ВОЙДЕЖДО РЧЕЬВ

Как вы понимаете эту фразу? О чем она говорит? «Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы…»

Как вы понимаете эту фразу? О чем она говорит?

«Рыбе – вода, птице – воздух,

зверям – лес, степи, горы…»

Тема: Среда обитания живых организмов.

Тема: Среда обитания живых организмов.

Цель урока:

Цель урока:

  • Познакомиться с разными средами обитания;
  • Выяснить особенности приспособленности организмов и условиям их сред обитания.
Среда обитания – это  Условия окружающие организм и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

Среда обитания это

Условия окружающие организм и оказывающая на них прямое или косвенное воздействие.

Сколько существует сред обитания?     Подумайте! ?

Сколько существует сред обитания?

 

 

Подумайте!

?

Среды жизни Среды жизни Организменная Водная   Наземно-воздушная Почвенная

Среды жизни

Среды жизни

Организменная

Водная

 

Наземно-воздушная

Почвенная

Одинаковые ли условия  во всех средах обитания?     Подумайте! ?

Одинаковые ли условия

во всех средах обитания?

 

 

Подумайте!

?

Особенная среда обитания ?

Особенная среда обитания

?

Выводы: Среды жизни наземно-воздушная Водная Почвенная Организменная - Освоение разных сред требует различных экологических приспособлений; - По внешнему строению организмов можно определить, какую среду они населяют и какой образ жизни ведут.

Выводы:

Среды жизни

  • наземно-воздушная
  • Водная
  • Почвенная
  • Организменная

- Освоение разных сред требует различных экологических приспособлений;

- По внешнему строению организмов можно определить, какую среду они населяют и какой образ жизни ведут.

Вывод Почему каждому свое?

Вывод

Почему каждому свое?

Игра-разминка на определение знания сред жизни Согласен/ не согласен Правила: если согласен с высказыванием- один хлопок в ладоши, если не согласен – встать . 1. Крокодил, бегемот и лось живут в водной. 2. Животные с крыльями живут в наземно-воздушной среде. 3. Дуб, берёза и сосна живут в почвенной среде. 4.Животные, дышащие жабрами живут в почвенной среде. 5. Животные водной среды жизни имеют плавники.

Игра-разминка на определение знания сред жизни

Согласен/ не согласен

Правила: если согласен с высказыванием- один хлопок в ладоши, если не согласен – встать .

1. Крокодил, бегемот и лось живут в водной.

2. Животные с крыльями живут в наземно-воздушной среде.

3. Дуб, берёза и сосна живут в почвенной среде.

4.Животные, дышащие жабрами живут в почвенной среде.

5. Животные водной среды жизни имеют плавники.

Работа в парах Распределите предложенные приспособления организмов по средам.             Приспособления к водной среде обитания-… Приспособления к наземно-воздушной среде обитания-… Приспособления к почвенной среде обитания-… Приспособления к организменной среде обитания-…  

Работа в парах

Распределите предложенные приспособления организмов по средам.

 

 

 

 

 

 

Приспособления к водной среде обитания-…

Приспособления к наземно-воздушной среде обитания-…

Приспособления к почвенной среде обитания-…

Приспособления к организменной среде обитания-…

 

Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:         Жизнь в каждой среде имеет свои _____________________. В наземно- воздушной среде достаточно_____________, зато часто не хватает ________. В водной среде достаточно ___________. Температура здесь меняется меньше, чем температура ______________. Почвенная среда – дом для множества _______________ и ________________. Температура здесь более ровная , чем на __________________.

Работа с текстом. Вставьте пропущенные слова:

 

 

   

Жизнь в каждой среде имеет свои _____________________. В наземно- воздушной среде достаточно_____________, зато часто не хватает ________. В водной среде достаточно ___________. Температура здесь меняется меньше, чем температура ______________. Почвенная среда – дом для множества _______________ и ________________. Температура здесь более ровная , чем на __________________.

Вставьте пропущенные буквы.      Поч_енная ср_да, сл_пыш, к_ли_ри, г_пард .   Составьте 2-3 предложения с этими словами.  

Вставьте пропущенные буквы.

  

 

Поч_енная ср_да, сл_пыш, к_ли_ри, г_пард .

 

Составьте 2-3 предложения с этими словами.

 

Задумайтесь!

Задумайтесь!

  • Человек своей деятельностью, нередко разрушает природную среду обитания живых организмов.
  • Охрана окружающей среды- первостепенная задача всего человечества
Цель урока:

Цель урока:

  • Познакомиться с разными средами обитания;
  • Выяснить особенности приспособленности организмов и условиям их сред обитания.
Биологический диктант. 1.Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство водных животных имеют обтекаемую форму тела. 2. Жирафы, кенгуру, кроты и лисы обитатели наземно-воздушной среды. 3. Живые организмы могут поселяться в организме человека и вызывать различные заболевания. 4.Наземно-воздушная среда обладает плодородием. 5.Организмы, живущие внутри другого организма не имеют органов присущих для свободноживужих видов. 6. Для жизни растений в наземно-воздушной среде необходимы корни 7. Водная среда обладает выталкивающей силой.

Биологический диктант.

1.Чтобы легче было передвигаться в толще воды, большинство водных животных имеют обтекаемую форму тела.

2. Жирафы, кенгуру, кроты и лисы обитатели наземно-воздушной среды.

3. Живые организмы могут поселяться в организме человека и вызывать различные заболевания.

4.Наземно-воздушная среда обладает плодородием.

5.Организмы, живущие внутри другого организма не имеют органов присущих для свободноживужих видов.

6. Для жизни растений в наземно-воздушной среде необходимы корни

7. Водная среда обладает выталкивающей силой.

Проверим работу и выставим оценку: 1.+   2 –        Оценка : 3 +     «5» – все верно        «4» – допущена 1 ошибка 4 –     «3» - допущено 2 ошибки       «2» - допущено 3-4 ошибки 5 +    6 +   7 +

Проверим работу и выставим оценку:

1.+

 

2 –

  Оценка :

3 + «5» – все верно

   «4» – допущена 1 ошибка

4 – «3» - допущено 2 ошибки

  «2» - допущено 3-4 ошибки

5 +

  

6 +

 

7 +

Рефлексия: Какие цели стояли перед нами сегодня на уроке? Что повторили? Что нового узнали? Над чем нам пришлось задуматься? Какие трудности возникли при изучении материала? Как вы с ними справились? Закончите одним словом: Сегодняшний урок – это… Сегодня на уроке я …  ↗  Узнал(а) Я ─ Запомнил(а)  ↘  Смог(ла) Выберите одну фразу для соседа по парте: Ты молодец. Я доволен твоей работой на уроке. Ты мог бы поработать лучше.

Рефлексия:

  • Какие цели стояли перед нами сегодня на уроке?
  • Что повторили?
  • Что нового узнали?
  • Над чем нам пришлось задуматься?
  • Какие трудности возникли при изучении материала?
  • Как вы с ними справились?

Закончите одним словом: Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я …

↗ Узнал(а)

Я ─ Запомнил(а)

↘ Смог(ла)

Выберите одну фразу для соседа по парте:

Ты молодец.

Я доволен твоей работой на уроке.

Ты мог бы поработать лучше.

Сегодня урок : лёгкий – трудный интересный – скучный полезный – ненужный Я ученик : старательный – ленивый  внимательный – невнимательный урок усвоил – не усвоил

Сегодня урок :

лёгкий – трудный

интересный – скучный

полезный – ненужный

Я ученик :

старательный – ленивый

внимательный – невнимательный

урок усвоил – не усвоил

Домашнее задание: 1. §4 2. Р.Т. Стр. 8 №1-3 3. Творческое задание: на альбомных листочках оформить рассказ о какой-то одной среде обитания, с рисунками, вырезками, текстами, дополнительной информацией .

Домашнее задание:

1. §4

2. Р.Т. Стр. 8 №1-3

3. Творческое задание: на альбомных листочках оформить рассказ о какой-то одной среде обитания, с рисунками, вырезками, текстами, дополнительной информацией .

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы



Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки


Олимпиады «Весенне-летний фестиваль знаний 2024»

Комплекты учителю



Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Подробнее

Вебинары для учителей



Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.


Подробнее