Тема: «Несклоняемые имена существительные.»
Цель: познакомить учащихся с несклоняемыми именами существительными; учить правильно употреблять их в речи; развивать орфографическую зоркость; воспитывать самостоятельность.
- Сообщение темы урока.
- Повторение изученного материала.
1. Организационный момент.
- Вы меня уже много раз звали на Марс. Я тоже подумала – А не полететь ли нам в космос. Нет, не полететь…
- Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Я вам желаю хорошего настроения и интересной работы на уроке
2. Минутка чистописания.
- Открываем тетради, запишите число, «классная работа».
-Составьте цепочку из строчных букв аяую, так, чтобы в каждой группе буквы менялись между собой местами.
- Запишите составленную цепочку букв.
- Какие группы получились? Проверьте?
3.Фронтальный опрос
- Сегодняшний урок, на котором мы продолжим углублять знания о падежах имени существительного, я предлагаю начать с опроса: (СЛАЙД1)
- Что называется именем существительным?
- Как изменяются имена существительные?
- Что называют склонением?
- Сколько падежей вы знаете?
- Назовите: 1 ряд – падеж, 2 ряд – вопрос, 3 ряд - слово помощник
Звучит тема урока (СЛАЙД2)
4. Словарно-орографическая работа.
- Сегодня на уроке мы знакомимся с новым словарным словом. Отгадайте его. (СЛАЙД3)
Под большими городами,
Под подземными ходами
Перепутано хитро-
Возит там людей … (метро).
Устно фонетический разбор
5.Сегодня мы продолжим работу над темой «Склонение имен существительных» и познакомимся с очень интересными словами.
Прослушайте стихотворение про то как не надо говорить.
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру,
И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре,
Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне…
А вернее – я и ты без кашна и без пальты.
Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол.
И сидит за доминой с шимпанзой и какадой.
Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян.
Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню.
Интересное кино! Жаль, что кончилось оно!
В гардероб пора бежать – будут польта выдавать!
- Употребление каких слов показалось странным? (домино, кенгуру, кино, пальто, кафе, метро, фортепьяно, шимпанзе, пенсне, кашне, какаду, кашпо) (СЛАЙД 5)
Знакомство со словами кашне и пенсне (СЛАЙД 7,8)
6.Постановка и поиск решения проблемной задачи.
Учебник стр. 48, Рассуждения Веры и Коли
Правило стр. 48
7. Закрепление.
1)Раздели слова в две группы: склоняемые и несклоняемые.
Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, пенсне.
2) упр. 1 с. 49
3) (СЛАЙД 9)
- Вставьте в предложения на месте пропусков слово кино в нужной форме, укажите падеж.
Вчера мы ходили в _______. Из мы пришли поздно из ______ . Дети вспоминали про_______ . Мы очень довольны ________. Мы всем рассказали о__________ .
4) Запись под диктовку. Разбор
Я узнал интересную информацию о бразильском кофе.
8. Самостоятельная работа.
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные .
Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе.
Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ ,
большого _______________________ . Маленький ___________ был
грустным.
Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как
______________ катал детей по зоопарку, а _________________________
рисовал красками картину.
9. Расширение словарного запаса (Если осталось время) ) (СЛАЙД 10,11)
10. Итог урока . (СЛАЙД 13)
Д.з. упр. 2 , прав. Стр. 49
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ , большого _______________________ . Маленький ___________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как ______________ катал детей по зоопарку, а _________________________ рисовал красками картину.
|
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ , большого _______________________ . Маленький ___________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как ______________ катал детей по зоопарку, а _________________________ рисовал красками картину.
|
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ , большого _______________________ . Маленький ___________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как ______________ катал детей по зоопарку, а _________________________ рисовал красками картину.
|
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ , большого _______________________ . Маленький ___________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как ______________ катал детей по зоопарку, а _________________________ рисовал красками картину.
|
Вставьте в предложения подходящие по смыслу несклоняемые существительные . Слова для справок: фламинго, пони, шимпанзе. Мы были в зоопарке. Там мы увидели розовых __________________ , большого _______________________ . Маленький ___________ был грустным. Бабушке мы рассказали о розовых ______________________, о том как ______________ катал детей по зоопарку, а _________________________ рисовал красками картину.
|
|
В магазине продаются разные пальто. У пальто меховой воротник. К пальто пришиты красивые пуговицы. Мама купила мне новое зимнее пальто. Я доволен своим пальто. Мне было тепло в пальто.
|
|
Собрались как-то несклоняемые слова вместе. Хозяйка – слово – миссис – заставила всех снять в прихожей пальто и кашне, кашпо с алоэ убрала с окошка и опустила жалюзи, чтобы с авеню никто не заглядывал в комнату. Меню состояло из кольраби, филе, суфле, желе, кофе и какао. Шимпанзе играл на пианино, колибри и какаду пели, фламинго выделывал ногами разные па. Остальные гости составляли жюри. Они дружно хлопали и восклицали: «Чудесно! Прямо как в кино!» Потом все играли в домино. Тут толстая мадам, владелица ателье, поправив на носу пенсне, сообщила, что многие её знакомые слова переехали в Россию и там отлично прижились. В русском языке их прекрасно приняли и теперь считают своими. «Может быть, рискнуть и нам? Отправимся в турне?» Тут как раз по радио передали, что один буржуа вылетает в Россию с партией эскимо. Наши слова выбежали на шоссе, поймали такси, потом ехали на метро и успели как раз вовремя: на табло появились сведения об отправке самолёта. Слова залезли в ящик с мороженым. Тут хозяин вышел из депо, сел в кабину, и они полетели. Полёт был долгим, и наши слова, лёжа между пачками эскимо, замёрзли так, что даже шевелиться уже не могли: совсем заледенели и стали неподвижны, как брикетики с мороженым. Наконец самолёт выпустил шасси и приземлился. Слова выгрузили и поставили на землю. Надо сказать, что русские слова встретили их очень хорошо и оставили жить в русском языке. Но замёрзшие слова так и не растаяли и остались на всю жизнь в той же форме, в которой замёрзли. С тех пор они ни по падежам не склоняются, ни по родам не изменяются. |
Не полететь ли в космос? А не полететь… |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре, Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты. Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! |
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре, Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты. Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! |
Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре, Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты. Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! | Как-то рано по утру с другом сели мы в метру, И поехали в метре фильм смотреть о кенгуре, Вот сидим мы с ним в кине без пальта и без кашне… А вернее – я и ты без кашна и без пальты. Кенгура в кафу зашёл. Занял там свободный стол. И сидит за доминой с шимпанзой и какадой. Вдруг огромный обезьян стал играть на фортепьян. Тут и взрослый сняв пенсню, хохотал на всю киню. Интересное кино! Жаль, что кончилось оно! В гардероб пора бежать – будут польта выдавать! |
Раздели слова на две группы: склоняемые и несклоняемые. Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, пенсне.
| Раздели слова на две группы: склоняемые и несклоняемые. Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, пенсне.
|
| Раздели слова на две группы: склоняемые и несклоняемые. Слон, кенгуру, дорога, метро, театр, пенсне.
|
9